Слоговой анализ помогает в дальнейшем более эффективному овладению фонематическим анализом слова. Слово делится на слоги, затем, в свою очередь, слог, как более простая речевая единица, делится на звуки.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Логопедическая работа по развитию слогового анализа сло
ва осуществляется с учетом характера затруднений у дош
кольников с ЗПР. Дети с ЗПР легче выделяют прямые
открытые слоги. В закрытых слогах, особенно
со стечением согласных, звуки в меньшей степени слиты
в произношении, что приводит к ошибочному делению слов
на слоги.. j
Коррекционное обучение проходит с учетом теории о поэтапном формировании умственных действий (по П. Я. Гальперину). На первом этапе работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию производимых действий. Затем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах коррекционной работы происходит перенос производимых действий во внутренний план, выполнение слогового анализа и синтеза на основе слу-хопроизносительных представлений.
В процессе подготовительной работы уточняются сведения о гласных и согласных звуках, их основных признаках, о правилах деления слов на слоги.
Для выделения гласных звуков из слова предлагаются сначала односложные слова, представляющие собой слоги различной структуры (ум, да, кот, танк, стул и т. д.). Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец слова). Составляется графическая схема слова. В зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине или в конце предлагаемой графической схемы.
Далее проводится работа на материале двухсложных
и трехсложных слов. /
На начальных этапах работы используется прием утрированного произнесения звука, что облегчает его выделение. В дальнейшем этот прием исключается.
' ■ ' ■ ■ • '
Примерные виды упражнении
а) Называние гласных звуков слова. Для этого задания
подбираются слова, произношение которых не отличается
от написания (рука, маки и т. д.);
б) выделение гласных звуков из слова, с использованием
соответствующих букв разрезной азбуки;
в) раскладывание картинок под гласными буквами. Пред
варительно дети называют картинки. Предлагаются картин
ки на односложные слова (например, дом, мак, сук и т. д.).
г) раскладывание картинок под определенным сочетани
ем гласных букв. Предлагаются картинки на двухсложные
слова (например, рука, окно, утка, рама и т. д.). Записыва
ются схемы слов у _____ а, о __ а, а а.
На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения, осуществляется материализация действий слогового анализа. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество слогов в произнесенном слове, прижав ладонь к нижней челюсти. В дальнейшем слоговой анализ осуществляется в речевом плане. На заключительных этапах у дошкольников создаются предпосылки для выработки умения перевода действия слогового анализа во внутренний план, выполнения действия на основе слухового восприятия.
Примерные виды упражнений для закрепления действия слогового анализа и синтеза
а) Повторение заданного слова. Определение количества слогов с опорой на вспомогательные приемы. Сначала предлагаются двухсложные и трехсложные слова с прямыми слогами(например, вода,рука, папа, дома, машина, дорога, волосы).
В дальнейшем в работу включаются слова с закрытыми слогами и слова со стечением согласных (например, кошка, чулок, ангина, рукав, кровать). Дети слушают слово, протяжно его повторяют и, отхлопав, называют количество слогов;
б) деление слов на слоги после их повторения. Логопед предлагает повторить слово нараспев и выставить соответствующее количество фишек. Речевой материал —
группы слов {банан,репка, ромашка, шуба и т. д.);
в) определение количества слогов в названиях картинок с помощью схем или цифр. Дети рассматривают картинки (собака, майка, брюки, лопата, кукла и т. д.)
и выкладывают под каждой картинкой схему или цифру, соответствующую количеству слогов в слове;
г) раскладывание картинокв два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов (2-3) в их названии (воробей, конфеты, сова, репа, паук, цыплята, дятел, капуста и т. д.);
д) составление слова из записанных на карточке слогов, данных вразбивку, с опорой на соответствующие картинки (ха, му; ми, по, дор; ка, ут; тя, у, та и т. д.).
На заключительном этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
Примерные виды заданий
а) Придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами;
б) придумывание слов с определенным слогом в начале слова;
в) придумывание слов с определенным слогом в конце слова;
г) определение количества слогов в названиях картинок (без предварительного воспроизведения слова).
Развитие фонематического анализа и синтеза представлено в разделе «Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи».
Оглавление
Введение.............................................................. 5
Глава I
Соотношение речи и мышления в процессе развития
ребенка.................................................................. 7
Глава II
Дифференциальная диагностика нарушений
речевого и психического развития при ЗПР
и других видах дизонтогенеза............................. 15
§1. Нарушения психического развития у детей, их виды. Дифференциальная диагностика ЗПР и других видов нарушений психического
развития....................................................... 16
§2. Этиопатогенетические факторы нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности психического
развития....................................................... 30
Клиническая характеристика детей с ЗПР 30
Особенности психомоторного развития.
Психологические особенности................. 44
Глава III
Особенности нарушений речи у детей с задержкой
психического развития....................................... 51
§1. Распространенность и общая характеристика
нарушений речи........................................... 52
§2. Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР.... 59
§3. Особенности лексики.................................. 64
§4. Особенности грамматического строя речи 73
Особенности словоизменения................... 74
Особенности словообразования.............. 87
Особенности глубинно-семантической и поверхностной структуры речевых
высказываний......................................... 100
§5. Нарушения связной речи....................... 107
Оглавление
§6. Нарушения чтения................................... 122
Психологическая структура процесса
чтения.................................................. 122
Особенности овладения чтением
Симптоматика нарушений чтения....... 130
Механизмы и виды дислексии............... 133
§7. Нарушения письма у школьников с ЗПР 138
Психофизиологическая структура
процесса письма..................................... 138
Распространенность, симптоматика
и виды дисграфий................................... 142
Глава IV
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
у дошкольников с задержкой психического развития 151
§1. Принципы коррекции нарушений речи. 152
§2. Методы коррекции нарушений фонетико-
фонематической стороны речи.................. 161
Формирование звукопроизношения........... 161
§3. Методика работы по развитию лексики.. 221
§4. Методика работы по формированию
грамматического строя речи.................... 232
§5. Методика развития языкового анализа
и синтеза..................................................... 295
Библиография..................................................... 301