Раздел I. (Теоретический)




Рок-группы «Кино».

 

Авторы: Безумов Егор 9 «Г»,

Кутимов Евгений 9 «Г»,

Лаговский Алексей 9 «Г»,

Дзятко Георгий 8 «А»;

Научный руководитель:

Матюхина Надежда Вячеславовна,
учитель музыки
ГБОУ «СОШ №667»

 

Санкт-Петербург
2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел I (Теоретический)…………………………………………………………5

Раздел II (Практический)………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….15

Приложения……………………………………………………………………...17

Список использованных источников и литературы…………………………...21

 

Введение

В начале 80-х годов, благодаря ослаблению цензуры, в Советском Союзе приобретают известность такие рок-группы как «Ария», «Алиса», «ДДТ», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум» и «Машина времени» и другие. Одной из ярких рок-групп того времени стала российская рок-группа «Кино», чьё творчество резко оборвалось со смертью лидера группы Виктора Цоя в 1990-м году, но песни этих ребят живут до сих пор. Известно из средств массовой информации, что 31 октября 2020 года в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге планируется проведение концерта рок-группы «Кино».

Гипотеза нашего проекта: Мы предполагаем, что российская рок-группа «Кино» эволюционно развивалась от простых идей к сложным социальным проблемам, поэтому она до сих пор является отражением времени. Мы допускаем, что спустя 30 лет, песни Виктора Цоя влияют на мировоззрение подрастающего поколения.

Актуальность: Несмотря на то, что песни российской рок-группы «Кино» чётко ассоциируются с 80-ми и 90-ми годами XX века, сегодня они так же остаются актуальными и значимыми для людей, их можно услышать повсеместно.

Проблематика: В чём значимость песен рок-группы «Кино» для современного подрастающего поколения?

Цель проекта: Показать эволюцию песен российской рок-группы «Кино».

Задачи:

1. Исследовать литературу и интернет-источники о песнях рок-группы «Кино» разных периодов творчества.

2. Сравнить песни из разных альбомов рок-группы «Кино», провести анализ текста песен.

3. Провести анкетирование учеников нашей школы о роли российской рок-группы «Кино» в их жизни.

4. Сделать музыкальный разбор трёх песен группы «Кино» из разных периодов творчества, их исполнить.

Изучая литературу по теме «Эволюция рок-группы «Кино», мы обнаружили, что книг, отвечающих на поставленный вопрос о развитии этой рок-группы нет. Есть книги, рассказывающие о жизни рок музыкантов, о проведении концертов в разных городах, о разных случаях из жизни участников рок-группы «Кино». Это такие книги как «Виктор Цой и его Кино» автор её В. Калгин, «Звезда по имени Виктор Цой» - это книга, созданная из интервью людей, знавших лично Виктора Цоя и музыкантов группы, а так же книга «Легенды советского рока» В.В. Марочкина, повествующая нам о разных рок-группах 80-х годов. Также есть короткие статьи в интернете о песнях рок-группы «Кино», в которых авторы разбирают символику текстов песен, их смысл. Статей, где прослеживается эволюция песен от альбома к альбому нет. Поэтому наша работа является уникальной.

 

Раздел I. (Теоретический)

В 1982 году появляется новая рок-группа «Кино», где лидером создания музыки и слов стал мало кому тогда известный двадцатилетний Виктор Цой. Сегодня песни этой рок-группы стали отражением того непростого времени, их часто можно услышать в повседневной жизни. Виктор Цой – автор большинства музыки и слов песен российской рок-группы «Кино» прожил недолгую жизнь, в 28 лет его не стало. Изучая творчество Цоя, появляется ассоциация Виктора Цоя с поэтом М. Лермонтовым, погибшем в 26 лет, написавшим роман «Герой нашего времени». Поэт Михаил Лермонтов был героем времени середины XIX века, написал роман «Герой нашего времени». Виктор Цой создал песню «Последний герой» и сам стал героем 80-х годов XX века. Лермонтов и Цой стали глашатаями и пророками своей эпохи. Конечно, это можно увидеть по прошествии не одного десятка лет. Виктор Цой был отражением своего времени перемен, эпохи «Перестройки». Юные годы Виктора Цоя пришлись на эпоху «Застоя», когда в Советском союзе правил Л. Брежнев. Об этих годах можно узнать из документальных фильмов и из книг. Мы полагаем, что не просто так эту эпоху назвали эпохой «Застоя». Что-то затухло и застоялось в обществе, не было свежего воздуха, хотелось новых идей и развития. Рок-музыка и была тем свежим ветром перемен, которых так хотели простые люди.

Одной из самых популярных стала самая непонятная песня из первого альбома «45» 1982 года «Алюминиевые огурцы». Сам Цой, позже в 1987 году говорил, что в этой песне нет никакого смысла, это просто песня-шутка, песня-ирония. Эта песня – попытка уйти от реальности, песня – способ довести слушателя до состояния абсурда. Сегодня, слушая эту песню, наполняешься светлым состоянием мажора и радостного существования, и уже не думаешь о том, что алюминиевыми огурцами во времена Цоя называли как заклёпки на кожаной рокерской куртке, так и атомные бомбы.

Мировоззрение Цоя 1982-86 годов наполнено юношескими переживаниями. Всё в жизни необычайно просто и сложно одновременно. Юношеский максимализм веет практически в каждой его песне. «Я – асфальт» - про что эта песня? Про безысходность мира. Когда нет живого и понимающего человека рядом, когда своё с тобой, а ты – асфальт – то, чем покрыта живая земля, где не растёт трава, то есть ты стал человеком без души, который стремится в ночь. 24 часа – это тяжёлое испытание. Цой поёт эту песню холодным, где-то фальшивым голосом, рождая слова из бездны. Также песни первого и второго альбомов Цоя полны некоторого разгильдяйтва и проказничества. Например, «Бездельник» - лишний человек без идей,- цели, словно куча лома, «Мама, я бездельник», – завывает герой.

В этом же альбоме «45» есть одна маленькая двухминутная песня «Дерево». Она совсем не похожа на озорные песни молодого Виктора Цоя. В песне есть философский смысл. «Я посадил дерево»… Дерево - это и Древо жизни, и Древо Познания, и Ось Мира, и Космическое Дерево – один из универсальных символов человечества. В языческих верованиях оно воплощало образ плодородия и мудрости, а в христианских – с крестом Искупления. Дерево - это символ всепобеждающей жизни. «Я знаю, моё дерево не проживёт и недели»… «Моё дерево в этом городе обречено»… О смерти своего молодого дерева поёт Цой. Неужели песня пророческая? Или эта песня о противостоянии природы и человека? Где бездушный школьник сломает дерево, а как известно, именно подростковый возраст самый жестокий, так как юнцы ещё не испытали сами острой боли и поэтому не умеют сопереживать боли чужой. Разочарование и боль есть в песне. Соло флейты в конце песни напоминает хрупкость маленького дерева и нежность человеческой души, одиночество и беззащитность человека в большом городе.

Песню «Дождь для нас» из альбома «Начальник Камчатки» 1984 года называют молитвой. Я полагаю, что это песня-молитва для влюблённых, где романтичные переборы гитары напоминают стук дождевых капель об оконное стекло. Где влюблённые слепы и глухи для окружающего их мира, (Я слеп, но я вижу Тебя, Я глух, но я слышу Тебя), но слышат и понимают друг друга. Рядом им никто не нужен, единение влюблённых сердец опьяняет и одновременно зовёт за звездой, которая ждёт и зовёт своего героя.

После прослушивания песни «Электричка» из альбома «45», где герой не находит себе места, кроме как в прокуренном тамбуре, где ему, как это ни странно, свежо, и он зол от того, что «Электричка везёт меня туда, куда я не хочу», песня «Троллейбус» воспринимается по-другому. Герой нашёл для себя место слева, то есть в оппозиции к власти, но и там ему холодно, одиноко. Люди год вместе, но не знают друг друга, с надеждой глядят в потолок. Потолок – это вершина их достижений. Дошли до потолка во всём: в знаниях, устремлениях, мечтаниях. Герои не знают, в чём может быть прок? - В «Троллейбусе, который идёт на Восток», то есть везёт народ в сторону Бога. А какой прок в том, что нельзя потрогать? Вечный вопрос всех молодых людей - Зачем нужен Бог и духовность? Как известно, в христианской культуре на Восток обращены все храмы, на Востоке находится место, где встаёт солнце. Восток – сторона возрождения духовной культуры. Думаю, Цой знал об этом и не просто так написал слова песни. И шофёра у троллейбуса нет, кабина пуста, потому что каждый должен прийти к Богу самостоятельно.

«Последний герой» - песня из альбома 1986 года «Ночь». Возможно, песня эта автобиографична, кажется, будто Виктор Цой подбадривает сам себя, называя себя Последним героем, которому душно и тошно в квартире. Последний герой уходит к людям, так как он не смог быть один, но попадается компания, где встречаешь утро игрой в дурака. По сути, это наша жизнь – игра в дурака. Ирония в этой песне сквозит в каждой строчке. Последний герой – это молодой человек, который хочет и жаждет высоких целей и побед, но идти некуда и не с кем сражаться. Всё и везде серость - и в мыслях, и в чувствах, и в очертаниях предметов. «Ты уходишь туда, куда не хочешь идти; Ты уходишь туда, но тебя там никто не ждет!». Такой круговорот дураков в природе. И Дурак, и Последний герой – одно лицо, как в русской народной сказке. Но необходимо помнить - Последнему герою суждено быть Победителем!

«Хочу перемен» - песня из альбома 1989 года «Последний герой», песня из кинофильма «Асса», стала хитом времени Перестройки. Её подхватил народ и исполнял как песню революции. Как это ни странно, но музыканты группы «Кино» пишут, что слова песни относятся не к переменам в государстве, а к внутренним духовным переменам в жизни небольшой компании близких друзей. «Электрический свет продолжает наш день, и коробка от спичек пуста, но на кухне синим цветком горит газ», - это то, чем наполнена жизнь простого обывателя. Схема проста – одно и тоже каждый день. Но страшно что-то менять, круг замкнулся. «Перемен! - требуют наши сердца. Перемен! - требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен: "Перемен! Мы ждем перемен!" – бешеный ритм бас-гитары и ударных, неистовое и брутальное исполнение Цоя… и получился революционный хит. Но после такой пафосной трактовки сам Цой недолюбливал эту песню, называл её «Пельмень». Видно, предчувствовал, какие перемены грядут в 90-е. Не даром китайская пословица гласит: «Не дай нам бог жить в эпоху перемен».

Одной из самых популярных стала песня Виктора Цоя «Группа крови» 1987 г. - саундтрек к фильму «Игла». Песня входит в десятку лучших русских роковых песен XX века. Многие полагают, что эта песня посвящена Афганской войне. Но, вдумываясь в текст песни, понимаешь, что эта песня про войну, которую человек ведёт с самим собой. Эта та война, когда пытаешься вырваться из привычного тебе мягкого кресла, тёплого клетчатого пледа, которые напоминают смерть души, и «не нажатый вовремя курок» - это желание застрелиться, но не жить как тепличное растение. «Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой» - есть близкий человек, который дорог, может быть это мать, может, девушка, явно, что женщина, с которой уютно и тепло. «Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь», - но герой не может оставаться там, где тепло и сухо, у него есть путеводная звезда, некая высокая миссия ответственности за то, чтобы сохранить себя живым, то есть двигающимся к цели. «Группа крови на рукаве» - это метафора Цоя. Не было таких нашивок на рукавах у русских ребят в Афганистане. «Группа крови» - это метафора принадлежности человека к группе героев, которые хотят идти за высокой путеводной звездой – светлой идеей и верой в лучшую жизнь. «Пожелай мне удачи в бою» - желание выиграть бой за высокую цель. «Не остаться в этой траве» - суть строчки - быть живым после битвы и уйти от стада мирно жующих людей-быдло. Бой гитары очень напоминает учащённый ритм молодого сердца человека. Песня «Группа крови» – стала пульсом того времени. Не даром считается, что Виктор Цой – это рок-воин, создавший целую эпоху. Песня исполняется в фа миноре – это тональность по сути печальная, чёрная. Бой гитары очень напоминает учащённый ритм молодого сердца человека. Песня «Группа крови» стала пульсом того времени.

Альбом «Звезда по имени Солнце» - 1989 год. Одноименная песня из этого сборника стала символичной уже для нескольких поколений россиян. «Белый снег, серый лёд на растрескавшейся земле. Одеялом лоскутным на ней - город в дорожной петле». Образ холодный и унылый, где город покрывает землю как одеяло, собранное из разных частичек-душ. А дорога, от которой несёт удушливыми газами, в которой выпадаешь из времени во время пробок – это петля, удавка, для городского жителя. «А над городом плывут облака, закрывая небесный свет. А над городом - желтый дым, городу две тысячи лет». Жёлтый дым, закрывающий Истину, - это ложь человеческая, которой много, она не даёт проникнуть к людям Небесному Свету. А что это за такое – Небесный Свет – это добро, любовь, вера, надежда. «Прожитых под светом Звезды по имени Солнце…» Звезда Добра и Истины – Солнце не видна людям. Две тысячи лет христианской цивилизации, две тысячи лет человечество без особых причин затевает войны, ненавидит друг друга. Красная кровь погибших воинов уже через час становится землёй. Солнце согревает землю и жизнь на земле побеждает. «И мы знаем, что так было всегда, что Судьбою больше любим, Кто живет по законам другим и кому умирать молодым». Герой не знает слов «да» и «нет» и прорывается сквозь жёлтый дым лжи к Солнцу. Но как греческий Икар, падает вниз, опалённый Звездой по имени Солнце. Зачем Звезда Истины не даёт отважному герою достичь её? В этом своя философия. Решайте сами.

Песня «Атаман» была написана в 1990 года была сочинена Виктором Цоем в последние месяцы его жизни. Но премьера песни состоялась лишь в 2012 году на 50-летие Виктора Цоя. Возможно, если бы страна её услышала тогда, в 90-м году, люди бы поняли стихи как текст как-то по-иному. Сегодня этот песня слушается читается пророчески. Песня звучит по-богатырски мощно, он наполнена в гармонии мягкими плагальными славянскими оборотами, что ещё больше усиливает её русский дух. «Ох, смотри, не промахнись, атаман, Чтоб не дрогнула рука невзначай, Да, смотри, не заряди холостых, Да не думай о петле палача».

Атаман – это предводитель России - президент, правивший тогда. И автор песни предостерегал его не промахнуться в своём выборе-выстреле-цели. Просил не бояться страну-палача, который казнит-бомбит разные государства много лет.

«А не то наступит ночь, ночь. И уйдут от нас поля и леса, Перестанут петь для нас небеса, И послушаем земли голоса».

А иначе, уйдёт от нас Божье небесное благословение и будем мы кланяться только земному: товарно-денежные отношения придавили к земле многих россиян. «А потом наступит день - тень, Каждый скажет: «То, что было, не помню». День станет тенью, история будет переписываться и забываться. «И пойдём под пастушью свирель Дружным стадом на бойню». Сегодня уже всем известно, что в 1990-е годы много россиян вымерло из-за алкоголя, наркотиков, безденежья и катастрофически низкой рождаемости. Падение рождаемости и смертность населения была больше, чем за все мирные годы существования нашей страны в XX веке. «Бог терпел и нам велел – потерпи» - строчка эта наполнена обречённостью и безысходностью. И опять предостережение-просьба: «Не промахнись, атаман». Вот такая была пророческая песня у Виктора Цоя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: