Распределение площади торгового зала по функциональным зонам и определение эффективности ее использования




Рациональное использование торговой площади на предприятии обуславливается несколькими признаками:

-коэффициент использования установочной площади;

Установочная площадь – это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. Под эту площадь отводится примерно 30-32% площади торгового зала.

-площадь узлов расчета;

Площадь, занимаемая под узлами расчетов, включает площадь, занятую кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций. На каждые 80-100 м2 площади торгового зала должен приходится один узел расчета. Следовательно, в проектируемом торговом зале, площадью 105 м2 должен размещаться узел расчёта общей площадью 30 м2. Площадь под узлами расчетов занимают в среднем 10% площади торгового зала.

-площадь проходов покупателей;

Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя. Проходы для покупателей подразделяются на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение покупательских потоков. Площадь для прохода покупателей в проектируемом торговом зале составляет 30%.

Таблица 2.1 – фактическое соотношение функциональных зон торгового зала

Функциональные зоны Площадь, занимаемая указанной функциональной зоной
в процентном выражении, % в абсолютном выражении, м2
Площадь под оборудование   31,5
Площадь под узлами расчетов   10,5
Площадь для проходов покупателей   31,5
Площадь под рабочими местами продавцов   31,5
Итого    

Эффективность использования площади торговых залов магазинов при размещении оборудования, определение с помощью ряда показателей:

-коэффициент использования установочной площади;

Представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади зала

Куст=Sуст/So,

где Sусти So–установочная и общая площади торгового зала соответственно.

Куст = 31,5/105=0,3

-коэффициент использования демонстрационной площади;

Определяется, как отношение суммарной демонстрационной площади к общей площади торгового зала

Кдем=Sдем/Sо,

где Sдем и Sо – соответственно демонстрационная площадь и общая площадь торгового зала, м2.

Кдем = 83,87/105=0,8

Торговая площадь используется эффективно, т.к. полученные коэффициенты установочной и демонстрационной площадей равны рекомендуемым значениям. Оборудование отвечает современным требованиям, удобно и имеет оптимальную площадь выкладки. В торговом зале обеспечен широкий показ товаров, созданные максимально комфортные условия для передвижения, как и покупателей, так и продавцов. Найден рациональный вариант демонстрационной и установочной площади, при увеличении того или иного значения, может быть значительно затруднено передвижение по торговому залу, ухудшение обозримости товаров, пострадать рациональная организация технологических процессов, что повлечет за собой убывание потока покупателей.


Расчет вентиляции

Для нормального функционирования торгового предприятия предусматривается естественная или принудительная вентиляция. Кратность воздухообмена в торговых залах магазинов определяют из расчета поглощения избытков тепла от людей, оборудования и солнечной радиации с проверкой на предельно допустимую концентрацию углекислоты. Тепло- и влаговыделения от покупателей соответствуют легкой работе, а от обслуживающего персонала — работе средней тяжести. Выделение углекислоты СО2, следует вычислять по общему числу покупателей и продавцов из расчета выделения 1 чел. в среднем 23 л/ч углекислоты независимо от времени года. Содержание СО2, в наружном воздухе можно принимать в черте города 0,6 л/м3; в загородной зоне 0,4 л/м3. Объем приточного воздуха для помещений магазинов определяют по расчетной зимней температуре для проектирования вентиляции, объем удаляемого воздуха — по расчетной летней температуре. Рециркуляция воздуха допускается в торговых залах магазинов, кроме торговых залов с химическими, синтетическими или иными пахучими веществами и горючими жидкостями, при этом наружный воздух должен подаваться в объеме не менее 20 м3/ч на 1 чел. Воздушно-тепловыми завесами необходимо оборудовать тамбуры входов для покупателей в магазинах торговой площадью 150 м2 и более (для рынков 600 м2 и более) при расчетной температуре наружного воздуха для холодного периода года минус 15°С и ниже; ворота в разгрузочных помещениях продовольственных магазинов торговой площадью 1500 м2 и выше при расчетной температуре наружного воздуха минус 15°С и ниже. Сначала нужно выяснить, требуется вентиляция или нет. Для этого надо определить объем торгового зала и объем требуемого воздуха

Если принудительная вентиляция требуется, то порядок расчета может быть следующий:

1. Определение расхода приточного воздуха (L м3/ч) для системы вентиляции и кондиционирования, обеспечивающего отвод вредных газов (СО2), избыточного количества тепла и нормализацию содержания в воздухе паров и других сопутствующих вредных элементов

-определение количества СО2, выделяющегося в помещении

 

G = N• G 1 (л/ч), где

G - количество СО2, выделяющегося в помещении

N - количество покупателей и продавцов в максимальный час загрузки зала (для торговых залов);

G 1 - количество СО2, выделяемое одним человеком (принимаем 23 л/ч);

G = 25•23=575 л/ч

-определение расхода приточного воздуха

L = G / (x2-x1), где

x2 - допустимая концентрация СО2 в помещении (принимаем при кратковременном пребывании людей х2 = 2 л/м³);

x1 -содержание СО2 в наружном воздухе

x1= 0,6 л/м³ - для городов;

x1=0,47 л/м³ для поселков;

x1=0,4 л/м³ для сельской местности.

L = 575/2-0.6=575/1.4=410

2. Определение расхода приточного воздуха L м3/ч, для системы вентиляции и кондиционирования для различных помещений по кратности воздухообмена:

 

L = V np, где

np – кратность воздухообменадля определенных помещений

n=L/V=410/525=0.78

-определение объема торгового зала

V=S*h, где

S- площадь торгового помещения

h- высота торгового помещения.

V = 105*5=525 м3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: