Мотивация учебной деятельности




ХОД УРОКА

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Творческая работа (в парах): интерактивное упражнение «Диалог с персонажем»

 

Учитель. Во время репетиции комедии «Горе от ума» К. С. Станиславский, один из основателей и руководителей Московского Художественного акаде­мического театра, помог актёрам, игравшим маленькие роли гостей на вечере у Фамусова. Он дал им «опорный лист» — чтобы каждый отчётливо представлял себе, кого он должен играть.

Вот эти вопросы:

· Кто вы? Имя, отчество, фамилия.

· Состав вашей семьи.

· Общественное поло­жение.

· Что делали сегодня с утра, час за часом («течение дня»)?

· Какие были удачи и неудачи за день? Какие дела сделали за день, с кем повидались?

· Ваше отношение к Фамусовым. Родственник или знакомый их?

· Как узнали о вечеринке у Фамусовых?

· Откуда знакомы с Горичами, Хрюмиными, Тугоуховскими, Хлёстовой, Чацким?

· Ваши взгляды на жизнь современной вам эпохи (эпохи «Горя от ума»).

· Ваше отношение к мыслям Чацкого и Фамусова.

· Что и кому вы будете завтра рассказывать о вечеринке-бале у Фамусова?

Составьте рассказ по «опросному листу» от имени одного из гостей Фамусова в форме письма, дневниковой записи и т. п.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Комедию А. С. Грибоедова недаром называют бессмертной. Она произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовует на читателей и зрителей во все последующие времена. Её восторженно приняли в среде декабристов. Декабрист А. А. Бестужев так вспоминал о своём первом чтении грибоедовской комедии: «Я проглотил эти отрывки: я трижды перечитал их. Вольность русского разговорного языка, пронзительное остро­умие, оригинальность характеров и это благородное негодование ко всему низ­кому, эта гордая смелость в лице Чацкого проникла в меня до глубины души». Позднее горячо и заинтересованно высказывались о комедии Белинский и До­бролюбов, Гоголь и Достоевский. Гоголь, например, поставил имя автора «Горя от ума» рядом с именами Пушкина и Лермонтова и при этом высоко оценил художественную и историческую значимость типов, выведенных Грибоедовым в его комедии. Цельный критический очерк о комедии написал в 70-е гг. XIX в. писатель И. А. Гончаров. Очерк назывался «Мильон терзаний». Хотя к тому времени, когда появился очерк Гончарова, минуло уже около 50 лет со времени создания «Горя от ума», критический разбор Гончарова был написан с таким увлечением, с та­ким живым чувством, как будто бы речь шла о современной комедии. По суще­ству «Горе от ума» и воспринималось Гончаровым (так же, как и более поздними читателями и критиками) именно как современная комедия.

Опыт работы с литературно-критической статьёй — важный этап в анализе и понимании художественного произведения. Ведь задача критика заключает­ся в том, чтобы заставить читателя размышлять, сопоставлять, анализировать. При этом вам предлагаются собственные суждения автора, и если вы не согласны с ними — пожалуйста, спорьте, только делай это аргументированно. Вот тогда-то и придётся и художественный текст внимательно перечитать, и со статьёй кропот­ливо поработать. Удачи вам, начинающие литературоведы!

I. Работа над темой урока

1. Беседа: активизация познавательной деятельности учащихся

• Что сильнее в комедии: горе от любви или горе от ума?

• Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия комедии — «Горе уму»?

• Как вы понимаете слово «ум», входящее в название комедии?

• Какой смысл вкладывал Фамусов в слова «этакий ум», характеризуя Чацкого?

• Известно, что Пушкин отказал Чацкому в уме, упрекал его за то, что он адре­сует свои страстные монологи тем, кто никогда не согласится с ним (Скало­зуб, Фамусов и др.), но разве не понимал этого Чацкий? Почему же всё-таки он спорил с этими людьми?

• Какая сцена в «Горе от ума» вам особенно понравилась и почему?

• Какую роль в спектакле по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вы хоте­ли бы сыграть? Аргументируйте свой выбор.

2. Заслушивание сообщения учащегося «Литературная визитка» об истории написания статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»

(Учащиеся составляют тезисы.)

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске в богатой купеческой семье, окончил пансион, затем коммерческое училище. В 1831 г. поступил на словесное отделение Московского университета, потом служил чиновником в Симбирске, а с 1835 г.— в Петербурге, где стал активным участником эстети­ческого кружка и отдал дань господствовавшим там романтическим настроени­ям. Через участников кружка в 1846 г. познакомился с В. Г. Белинским и други­ми разночинцами-демократами, вошёл в круг редакции «Современника».

Своеобразную трилогию составили романы Гончарова — «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1849-1859), «Обрыв» (1869). В этих романах автор изобразил «лишних людей» — дворян и «новых людей», идущих им на смену. Особняком стоит книга путевых очерков «Фрегат “Паллада”» (1856-1857), на­писанных по итогам совершённого на нём кругосветного путешествия.

Почти все свои литературно-критические статьи Гончаров написал в 70-80- е гг., то есть тогда, когда три его знаменитых романа были уже созданы. Насту­пило время осмысления сделанного. И здесь-то Гончаров отступает от спокойного эпического тона повествования, так характерного для его романного творчества. В своих статьях он более энергичен, не избегает споров, полемики. Он теперь не прячется за своих героев, а прямо говорит от своего собственного имени, утвер­ждая своё понимание тех или иных явлений искусства, отстаивая свою позицию.

Многие конкретные наблюдения Гончарова, проникнутые тонким эстетиче­ским вкусом, отличающиеся мастерством анализа художественного текста, не утратили своего значения для нас и сегодня. Это относится, например, к самой известной его статье «Мильон терзаний», посвящённой бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума».

Побывав в 1871 г. на спектакле «Горе от ума» Александринского театра, пи­сатель в кругу друзей поделился своими мыслями. Им удалось убедить Ивана Александровича записать собственные размышления. Статья, подписанная инициалами «И. Г.», имела большой успех. Редактор «Вестника Европы» М. М. Стасюлевич спустя четыре года решил переиздать её с тем произведени­ем, рецензией на которое она являлась. Узнав об этом, требовательный к себе Гончаров всполошился. Потребовались долгие уговоры. Статья появилась вновь только в 1881 г. Этот «критический этюд» носил название «Мильон терзаний», без него немыслимо теперь прочтение великой пьесы.

Само название статьи происходит от фразы Чацкого из «Горя от ума», так как в статье Гончарова особое внимание было уделено именно Чацкому. Пси­хологически тонко и убедительно воссоздавал писатель облик героя комедии — умного, насмешливого, влюблённого, страдающего «и от ума, а ещё больше от оскорблённого чувства». Чацкий воспринимался и как смелый борец, появле­ние которого неизбежно при каждой смене одного века другим: «Он вечный об­личитель лжи, запрятавшейся в пословицу: “один в поле не воин”». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва». Не менее интересны у Гончарова и суждения о Софье, Молчали- не и многих других.

3. Слово учителя

— И. А. Гончаров пишет в самом начале своего очерка: «Комедия “Горе от ума”» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черёд».

Причину необыкновенного долгожительства комедии Грибоедова Гончаров видит в богатстве её содержания и в художественном её совершенстве: «“Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая са­тира. Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно её захватывает длин­ный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая.».

Гончаров особенно ценит комедию за её «острый и едкий, живой русский ум». По словам Гончарова, проза и стихи слились в комедии «во что-то нера­здельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот».

Центральное место в очерке Гончарова занимает характеристика Чацкого. Полемизируя с Пушкиным, который отказывал Чацкому в уме, Гончаров пишет: «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его ки­пит умом, остроумием, у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен».

В своих речах и поступках Чацкий, как говорит Гончаров, иногда «впада­ет в преувеличения», но это объясняется внутренним смятением Чацкого, его «мильоном терзаний», теми ударами, которые наносил ему фамусовский мир. В «мильоне терзаний» Гончаров находит психологическую разгадку поведения Чацкого. И эта разгадка очень убедительная, многое и хорошо объясняющая.

4. Аналитическая работа с текстом статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (в парах; раздаточный материал)

• Прочитайте фрагменты критического этюда писателя И. А. Гончарова «Мильон терзаний» и выполните их конспект. Для конспектирования предлага­ются вопросы, на которые надо ответить, либо цитируя Гончарова полностью (дословно и в кавычках), либо пересказывая отдельные критические сужде­ния своими словами. Перед выполнением работы ознакомьтесь с памяткой «Правила конспектирования литературно-критических статей».

Если есть оценки Гончарова, с которыми вы не согласны, подчеркните их в своём конспекте.

Вопросы для конспектирования

1. Какую задачу ставит Гончаров?

2. Что ценят в пьесе А. С. Грибоедова критики?

3. Что ценит в пьесе Гончаров?

4. До каких пор будут мелькать в обществе черты героев пьесы?

5. Что в комедии никогда не умрёт?

6. Есть ли в пьесе движение (развитие действия)?

7. Умён ли Чацкий? Кто он?

8. Что связывает части комедии между собой?

9. В чём Гончаров видит роль действующих лиц «другой, живой, бойкой коме­дии»?

10.Каков психологический портрет Чацкого в конце пьесы?

11.Почему, по мнению Гончарова, Грибоедов закончил пьесу катастрофой?

12.Каков портрет Софьи глазами Гончарова и каково отношение к ней критика?

13.Какова, по мнению Гончарова, роль Чацкого?

14.В чём упрекает Гончаров современную ему критику?

15.Каков идеал Чацкого?

16.В чём вечность образа Чацкого?

17.Что говорит Гончаров в последнем замечании о Чацком?

Правила конспектирования литературно-критических статей

1. Прочитайте краткие сведения об авторе статьи.

2. Вдумайтесь в её заглавие.

3. Прежде чем конспектировать какой-либо фрагмент статьи, осмыслите её структуру в целом. Если объём статьи слишком большой, в учебнике даётся её план или наиболее важные фрагменты. Внимательно прочитайте их, под­умайте над прочитанным.

4. Читая первый раз фрагмент статьи, предложенный или выбранный вами для конспектирования, отметьте слова, значения которых вам недостаточно ясны; обратитесь к толковому словарю, сделайте из него соответствующие выписки.

5. После повторного чтения фрагмента составьте его план.

6. Согласно плану передайте предельно кратко содержание каждой микроча­сти. У вас получился конспект.

5. Заслушивание нескольких конспектов, их комментирование, рецензирование учителем

6. Выполнение интерактивного упражнения «Ты — мне, я — тебе»

• Выпишите из статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» те положения, ко­торые вам особо понравились или с которыми вы хотели бы поспорить. Например:

И. А. Гончаров писал в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен коли­чеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

• Прав ли И. А. Гончаров? Осознали ли люди фамусовского круга силу Чацко­го и удар, нанесённый им «веку минувшему»?

И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал о Софье: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недю­жинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Современный литературовед В. Соловьев высказывается так: «Софья своими молодыми и зоркими глазами видит лучше и дальше Фамусова — карьера Мол- чалина кажется ей перспективнее банальной карьеры Скалозуба».

• Чем отличается это мнение от оценки, которую дал Софье И. А. Гончаров?

II. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• Что находится в центре внимания критика — пьеса А. С. Грибоедова или от­ражённые в ней жизненные явления?

• С какими оценками И. А. Гончарова вы согласны? С какими вам хотелось бы поспорить?

III. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: «Мой Чацкий. Чем он мне дорог и близок? Всегда ли он безупречен?»; «Тема ума в комедии».

Индивидуальные опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Лите­ратурные визитки» о детских, юношеских и лицейских годах А. С. Пушкина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: