Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
А.экзаменатор – человек, который принимает экзамен
Б.демонстрировать – выйти на демонстрацию
В.циничный – непристойный, бесстыдный
Г.энтузиазм – сильное воодушевление, увлечение
Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
А.потерянный взгляд
Б. натянутые отношения
В.сорванный цветок
Г. подавленное состояние
Найдите многозначное слово.
А. Адресат
Б. Брюки
В. Гребень
Г.Торт
4. В каком значении употреблено слово масштаб в следующем предложении?
Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы, и, чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия.
А. отношение длины линий на карте, чертеже к действительной длине
Б. прочность, основательность, солидность
В. размах, охват, значение
Г. расстояние между крайними точками чего-либо раскрытого, распростёртого, расставленного
Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
А. багряный – кроваво-красный
Б. контекст – относительно законченная в смысловом отношении часть текста
В. яхта – большая и лёгкая парусная лодка
Г. экспорт – ввоз товара в страну для продажи
Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
А. Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
Б. Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
|
В. Книга исчезла между двойными окнами вагона.
Г. Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
Замените слово стилистически нейтральным синонимом.
А. Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
Б. Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка.
В. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
Составьте цифровой код. Замените пары словосочетаний цифрами.
Синонимы; 2— омонимы; 3 — антонимы.
Знаменитый художник — известный художник; умный ребенок — понятливый ребенок; бальный наряд — наряд на уголь; храбрец — трус; почитать старших — уважать старших; дверной косяк — косяк рыбы; крошечный кусочек — здоровенный кусок; зеленые косы березки — песчаная коса на море; смелый воин — храбрый воин.
В каком ряду не все слова являются синонимами?
А. узы, оковы, путы
Б. воображение, фантазия, вымысел
В. усердие, одолжение, услуга
Г. холм, пригорок, возвышенность
Найдите соответствия
1. Архаизмы | А. Спонсор, плейер, сериал |
2. Историзмы | Б. Гомеопатия, генезис, синтез |
3. Диалектизмы | В. Ланиты, перст, чело |
4. Профессионализмы | Г. Клёво, стукач, чувак |
5. Жаргонизмы | Д. Поручик, кафтан, лакей |
6. Неологизмы | Ж. Буряк, кочет, векша |
В каком предложении вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?
|
А. Оборонявшиеся соорудили ЗЕМЛЯНОЙ вал, чтобы противник не смог прорваться в крепость.
Б. У больного был ЗЕМЛЯНОЙ цвет лица.
В. ЗЕМЛЯНЫЕ гряды покрылись первыми робкими всодами.
Г. Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.
13. Укажите предложение, в котором вместо слова ПЕСЧАНЫЙ нужно употребить слово ПЕСОЧНЫЙ:
А. ПЕСЧАНЫЙ пляж был усеян отдыхающими.
Б. Большую опасность представляют ПЕСЧАНЫЕ бури.
В. Старинные ПЕСЧАНЫЕ часы стояли на камине.
Г. Путешественники наконец-то выбрались на ПЕСЧАНУЮ отмель.
В каком предложении есть метафора?
А Лениво дышит полдень мглистый.
Б В саду пожелтели листья.
В Хорошо, когда среди жаркого дня польёт дождь.
Г В этом году уродилось много яблок.
15. Объясните значения фразеологических оборотов:
Кожа да кости – На всех парусах – Рукой подать –
Не покладая рук – Чуть свет – Хоть пруд пруди
Укажите предложение, которое содержит фразеологизм.
А. Новая цивилизация, наверное, не захочет глобальных экспериментов – социальных, экономических, религиозных.
Б. Тихая Кемь помнит бурное, опасное время – тревожный XVI век.
В. С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает.
Г. Происшествие, свидетелем которого я невольно стал, заставило меня посмотреть на моего юного соседа новыми глазами.
Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка.
А. Сейчас я понимаю, что был тогда круглым невеждой, хотя и закончил техникум.
Б. Полуграмотные, невежественные люди вряд ли за два года станут хорошими специалистами.
В. Свита у адмирала состояла из невежественных, несведущих в морском деле людей.
Г. Воспитанного человека легко отличить от невежды.