Кукольный театр
Творческий проект
Авторы:
Введение
Объектом нашего исследования выступит кукольный театр. Мы много пробуем и узнаём, мы хотим сделать жизнь интереснее.
Цель проекта:
Создание кукольного театра с помощью изготовленных своими руками кукол и всех необходимых реквизитов для постановки кукольного спектакля.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:
· узнать историю кукольного театра;
· научиться пользоваться дополнительной литературой по теме проекта;
· вовлечь детей и родителей в создание кукол и театра;
· разработать сценарии для постановки спектаклей;
· показать спектакли
В работе использовались следующие методы:
· анкетирование родителей и детей;
· изучение дополнительной литературы в библиотеке;
· отборочный метод: выбор самого приемлемого варианта
Педагогические цели:
- освоение первичных знаний о театральном искусстве, раскрытие его сущности;
- овладение элементарными умениями, навыками,
- воспитание эмоциональной отзывчивости,
Необходимое оборудование: компьютер, проектор.
План проекта
Время | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Критерии оценивания |
Ноябрь | Подгото- вительный | Определение проблемы и задач исследования, способов её решения; обсуждение методов исследования; анкетирование родителей и детей. | Сбор информации. Приобретение необходимых материалов. | |
Декабрь -январь | Основной | Организация кукольного театра, набор участников; установление последовательности действий изготовления кукол; распределение обязанностей детей в соответствии с их творческими способностями. | Сбор информации об истории возникновения кукольного театра, о разновидности кукол. Выбор куклы. Изготовление кукол и декораций к спектаклям; разработка сценариев спектаклей. | Оценивается качество подобранного материала, его значимость для проекта, приветствуется оригинальность представленной информации. |
Февраль | Заключи-тельный | Обработка полученных результатов. Составление презентации. | Выступления со спектаклями | Актуальность, доступность достоверной информации. |
Исследовательский этап
|
Из истории куклы
Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молится этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, кости, глины или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища стали все больше походить на театральные представления. С помощью кукол разыгрывали легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.
Театр кукол появился еще в Древнем Риме. Позже в той же Италии распространился народный сатирический театр кукол. Главным героем его стал веселый неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любителем зрителей стал Полишинель, в Англии - Панч, в Германии - Касперле и Гансвурст, в Голландии - Пикельгеринг, в Польше - Копленяк, в Чехии - Кашпарек, а в России - Петрушка.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно, один из них крутил ручку музыкального ящика, который называли шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной длинноносый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты.
Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и малое чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
То, что не решались сказать вслух рабочие люди и мужики, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. Представления бродячих кукольников запрещались, но они появлялись снова и снова в разных местах и во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.
|
В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение.
Одна из самых простых кукол называется перчаточной, потому что она надевается на руку, как перчатка. Петрушка относился к перчаточным куклам.
Еще проще устроены куклы на палочках: ножки и ручки такой куклы не управляются, а вертятся в разные стороны. Существуют куклы, которые называются тростевыми. Такую куклу держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволоками, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах или одежде кукол. Тростевые куклы появились давно, на Востоке.
Кукол на нитках иногда называют марионетками, но это не совсем правильно, так как всякая театральная кукла называется марионеткой.
|
А есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на нитках или тростях, ни куклами на штырях. Они плоские, вырезанные из картона или кожи. Очень сложно и ажурно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Японии, Корее, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода яркая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне возникает цветная, резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мистические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны, играют на музыкальных инструментах и поют.
Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае, на улицах Пекина или Кантона может появиться дракон - огромная кукла метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек. А в Италии или в Южной Америке во время карнавала можно увидеть огромные, до 10 м в высоту надувные резиновые куклы.
Сценарий кукольного спектакля - сказка
" Приключения на Масленицу "
Действующие лица: Баба, Дед, Блинок, Мышка, Собака, Петушок, Кошка.
Декорации, атрибуты: дом, деревья, дрова, 4 игрушечных ведра.
Ведущая 1: Далеко-далеко отсюда
Где еще не бывали люди,
Стоит Царство Чудес,
А в нем сказочный лес –
Сосны до небес.
Тот, кто в этот лес войдет,
Сразу в сказку попадет!
Ведущая 2: Баба с дедом там жила,
Щи варила, шерсть пряла,
Да еще блины пекла –
(Звучит музыка. Выходит баба.)
Баба: (поет): Как пойду я, как пойду,
По амбару помету,
По сусекам поскребу,
Растоплю я жарко печь
Нужно мне блинов напечь
Дед: Что шумишь ты так с утра,
Разбудила старика.
Баба: Дед! А дров-то в печи нет
Дед: Ох, тяжело дрова рубить.
Баба: Может помощников пригласить?
Дед: Да кого ж мы позовем
Столько лет одни живем…
Баба: Да ты, ребят попроси. (Музыка. Уходит.)
Дед: Ребята, кто мне поможет, выходи.
Ведущая 2: Ну-ка, мальчики, выходите, дрова во дворе соберите. (выбирают 2-х мальчиков, они выходят перед ширмой и собирают на полу дрова): (Музыка)
Дед: Спасибо, ребята, помогли старику
Теперь я печку сам растоплю. (Музыка.Уходит)
(Музыка. Идет баба.)
Баба: А я бы блины напекла,
Да кончилась в избе вода
Нечем и посуду помыть
Ой, ребята, как мне быть? (Ответы)
Ведущая 1: Ребята, бабушке помогите
Воды в избу принесите.
(выбирают несколько детей, они выходят перед ширмой и с ведущей
подают ведра) (Музыка)
Раз-два-три воду поскорей неси!
Раз-два-три Бабушке помоги!
(подают 4 ведра на ширму)
Баба: Спасибо, дети, бабушке помогли.
Баба: С дедом печку растопила
На молоке тесто замесила,
Блины тонкие выпекала
Маслом вкусным поливала.
Вот подрумянился бок
Ах, какой получился Блинок! (Музыка. Появляется Блинок)
Полежи, остынь, Блинок-румяные бока,
Ну, а я устала, пойду отдохну пока. (Музыка. Баба уходит.).
Блинок: Ох, лежать-то надоело!
А ведь сырная идет неделя...
Все в гости ходят …, а старики – одни… (думает)
Надо гостей к ним позвать,
Весну вместе встречать.
Я же не просто так Блинок –
Я деду и бабе теперь как сынок.
Ведущая 2: Блинок по дорожке покатился, песенкой своей хвалился. А навстречу ему … (Музыка. Идет Мышка.)
Дети: Мышка!
Мышка: (поет) Я Мышка-норушка
Вот носик, два ушка.
Мерзнут лапки – не могу
В норку я скорей бегу.
- Какой свеженький Блинок,
Укушу, тебя, дружокю
Блинок: Не ешь, меня, я тебе песенку спою
К бабушке и дедушке в гости позову.
(поет) На лесной опушке
В маленькой избушке
Старики одни живут.
Тебя, Мышку, в гости ждут
Мышка. Да как же я пойду в избушку?
Обижала я старушку.
Вчера по лавочке бежала,
Хвостиком своим махала –
Вот яйцо и разбилось. -
Стыдно теперь… Что же делать?
Ведущая 1: Ребята, что делать? (Ответы)
Мышка: Спасибо, ребята!
Побегу прощение у бабушки попросить.
Ведущая 2: Блинок по дорожке катился. А навстречу ему … (Музыка. Идут Барбос и Блинок.)
Барбос: (поет): А я верный пес Барбос
Укусить могу за нос.
Хвостик у меня колечком
И живу я под крылечком.
Какой румяненький Блинок,
Укушу, тебя, за бок.
Блинок: Не ешь меня, я тебе песенку спою
К бабушке и дедушке в гости позову.
(поет): На лесной опушке
В маленькой избушке
Старики одни живут
Тебя, Барбоса, в гости ждут.
Барбос:
Да как же я пойду туда
Обижал я - старика.
Этой ночью лаял я,
Чтоб не спала вся семья.
Ох, совестно как… Что же делать? (Ответы)
Барбос: Побегу прощенье у дедушки попросить
Ведущая 1: А Блинок-то все катился…А навстречу ему… (Музыка. Идут Петушок и Блинок.
Дети: Петушок!
Петушок: (поет) А я Петя-Петушок,
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Люблю рано я вставать –
Ку-ка-ре-ку напевать.
Какой зажаренный Блинок,
Укушу тебя, дружок!
Блинок: Не ешь меня, я тебе песенку спою
К бабушке и дедушке в гости позову
Петушок: (грустно)
Как же к старикам пойду
Сделал я в мешке дыру.
Высыпался пуд горошка
Прямо бабе под окошком.
Дед горошек собирал,
А я в стороне стоял … Стыдно теперь-то.
- Как вы думаете, простят меня старики? (Ответы)
Петушок: Побегу я побыстрей
Пока нет еще гостей.
Скажу: бабушка, прости
Поклонюсь: дедушка, извини! (Музыка. Уходит.)
Ведущая 2: А Блинок все по дорожке катился… А навстречу ему…(Выходят с разных сторон Блинок и Кошка)
Дети: Кошка.
Кошка: (поет): Ах, невиданной красы
У кошки Мурочки усы.
Глазки хитрые и смелые,
Зубки острые да белые.
Хвостик вот какой пушистый,
Мех на шубке серебристый.
Про кошку Мурочку вы слыхали?
Хвостик мой пушистый видали?
Мурр-мурр!
Съела я кусочек сала, тот что у дедушки украла. Мурр-Мурр
Блинок: Ах, это ты стащила, Киска,
Сало, сметану и сосиски?
Кошка: А кто видел? Кто? Никто!
Значит все мое добро!
Блинок: Что же будет есть семья?
Слушай, Киска, так нельзя!
Кошка: Поучаешь Мурку– я не слушаю!
Лучше и тебя, Блинок, я скушаю! АМ-АМ!!! (Гоняется за Блинком с визгом, останавливаются в разных концах ширмы).
Блинок: Мурка! Стой! Пожалуйста, не ешь меня!
Старики в избушке блины пекут
Тебя, Мурка, в гости ждут. (Музыка. Покатился)
Кошка: Надо же, да я ж забыла
Я в гостях: взрослым уступаю,
Малышей не обижаю
Вся такая добрая,
Такая вежливая!
Кошка: Ну, спасибо, побегу в гости.
Ведущая: А в избушку, на опушке
На блины спешат к старушке
Пес Барбос и Мышка,
Петушок и Киска.
Блинок – Румяный бок.
Прощения попросить
Стариков навестить. (Выходят все
Баба: На праздник заходите! (Под музыку все звери заходят в дом).
Дед: Дыма белые колечки,
Блин в тарелке остывает,
А мы с бабой на крылечке
Всех на праздник зазываем.
Баба: Дети, вы себя спросите,
Много ли хороших дел
Каждый совершить успел.
Дед: Ну, а если ты толкался
Баловался или дрался.
То подумай, не спеши
И прощенье попроси!
Разработка идеи
- кукла марионетка
- кукла-перчатка
-пальчиковая кукла
-куклы театра теней
-куклы на палочке
-карнавальные куклы
Обоснование выбранного варианта
Кукла-перчатка уникальна тем, что многофункциональна. Если она выполнена из яркого велюра, шерсти, то ее можно применять для игры-забавы и театрализованного представления.При помощи инсценировок с перчаточными куклами можно расширить словарный запас.
Цель, которая была поставлена, мы считаем достигнута.
Итоги проекта
1.Узнали историю кукольного театра.
2. Изготовили куклы для кукольного театра
3. Создали декорации к спектаклям.
4. Разработали сценарии спектаклей.
В перспективе нашего проекта:
мы хотели бы показать спектакль родителям.
Реклама
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности.
Литература
1.Абалкин Н.А. Рассказы о театре. - М.: Молодая гвардия, 1981.
2. Андреев К., Осипов Л.Москва Театральная.- М.: Московский рабочий, 1971.
3. Гугасова А.Н. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.
4. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
5. Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. – М.: Просвещение, 1996.
6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – С-Пб.: Кристалл, 1997.
7. Смирнова Н.И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982.
8. https://yunc.org/
9. https://www.dissercat.com/
10. https://www.liveinternet.ru/
11. https://rudocs.exdat.com/
12. https://www.samoshvejka.ru/