Сценарий кукольного спектакля - сказка




Кукольный театр

Творческий проект

Авторы:

 

 

Введение

 

Объектом нашего исследования выступит кукольный театр. Мы много пробуем и узнаём, мы хотим сделать жизнь интереснее.

 

Цель проекта:

Создание кукольного театра с помощью изготовленных своими руками кукол и всех необходимых реквизитов для постановки кукольного спектакля.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:

· узнать историю кукольного театра;

· научиться пользоваться дополнительной литературой по теме проекта;

· вовлечь детей и родителей в создание кукол и театра;

· разработать сценарии для постановки спектаклей;

· показать спектакли

В работе использовались следующие методы:

· анкетирование родителей и детей;

· изучение дополнительной литературы в библиотеке;

· отборочный метод: выбор самого приемлемого варианта

Педагогические цели:

- освоение первичных знаний о театральном искусстве, раскрытие его сущности;

- овладение элементарными умениями, навыками,

- воспитание эмоциональной отзывчивости,

Необходимое оборудование: компьютер, проектор.

 


План проекта

Время Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Критерии оценивания
Ноябрь Подгото- вительный Определение проблемы и задач исследования, способов её решения; обсуждение методов исследования; анкетирование родителей и детей. Сбор информации. Приобретение необходимых материалов.  
Декабрь -январь Основной Организация кукольного театра, набор участников; установление последовательности действий изготовления кукол; распределение обязанностей детей в соответствии с их творческими способностями. Сбор информации об истории возникновения кукольного театра, о разновидности кукол. Выбор куклы. Изготовление кукол и декораций к спектаклям; разработка сценариев спектаклей. Оценивается качество подобранного материала, его значимость для проекта, приветствуется оригинальность представленной информации.
Февраль   Заключи-тельный Обработка полученных результатов. Составление презентации. Выступления со спектаклями Актуальность, доступность достоверной информации.

Исследовательский этап

Из истории куклы

Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молится этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, кости, глины или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища стали все больше походить на театральные представления. С помощью кукол разыгрывали легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.
Театр кукол появился еще в Древнем Риме. Позже в той же Италии распространился народный сатирический театр кукол. Главным героем его стал веселый неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любителем зрителей стал Полишинель, в Англии - Панч, в Германии - Касперле и Гансвурст, в Голландии - Пикельгеринг, в Польше - Копленяк, в Чехии - Кашпарек, а в России - Петрушка.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно, один из них крутил ручку музыкального ящика, который называли шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной длинноносый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты.
Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и малое чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
То, что не решались сказать вслух рабочие люди и мужики, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. Представления бродячих кукольников запрещались, но они появлялись снова и снова в разных местах и во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.

В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение.
Одна из самых простых кукол называется перчаточной, потому что она надевается на руку, как перчатка. Петрушка относился к перчаточным куклам.
Еще проще устроены куклы на палочках: ножки и ручки такой куклы не управляются, а вертятся в разные стороны. Существуют куклы, которые называются тростевыми. Такую куклу держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволоками, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах или одежде кукол. Тростевые куклы появились давно, на Востоке.
Кукол на нитках иногда называют марионетками, но это не совсем правильно, так как всякая театральная кукла называется марионеткой.

А есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на нитках или тростях, ни куклами на штырях. Они плоские, вырезанные из картона или кожи. Очень сложно и ажурно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Японии, Корее, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода яркая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне возникает цветная, резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мистические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны, играют на музыкальных инструментах и поют.

Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае, на улицах Пекина или Кантона может появиться дракон - огромная кукла метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек. А в Италии или в Южной Америке во время карнавала можно увидеть огромные, до 10 м в высоту надувные резиновые куклы.

 

Сценарий кукольного спектакля - сказка

" Приключения на Масленицу "

 

Действующие лица: Баба, Дед, Блинок, Мышка, Собака, Петушок, Кошка.

Декорации, атрибуты: дом, деревья, дрова, 4 игрушечных ведра.

 

Ведущая 1: Далеко-далеко отсюда

Где еще не бывали люди,

Стоит Царство Чудес,

А в нем сказочный лес –

Сосны до небес.

Тот, кто в этот лес войдет,

Сразу в сказку попадет!

 

Ведущая 2: Баба с дедом там жила,

Щи варила, шерсть пряла,

Да еще блины пекла –

(Звучит музыка. Выходит баба.)

 

Баба: (поет): Как пойду я, как пойду,

По амбару помету,

По сусекам поскребу,

Растоплю я жарко печь

Нужно мне блинов напечь

 

Дед: Что шумишь ты так с утра,

Разбудила старика.

Баба: Дед! А дров-то в печи нет

Дед: Ох, тяжело дрова рубить.

Баба: Может помощников пригласить?

Дед: Да кого ж мы позовем

Столько лет одни живем…

Баба: Да ты, ребят попроси. (Музыка. Уходит.)

 

Дед: Ребята, кто мне поможет, выходи.

 

Ведущая 2: Ну-ка, мальчики, выходите, дрова во дворе соберите. (выбирают 2-х мальчиков, они выходят перед ширмой и собирают на полу дрова): (Музыка)

 

Дед: Спасибо, ребята, помогли старику

Теперь я печку сам растоплю. (Музыка.Уходит)

 

(Музыка. Идет баба.)

 

Баба: А я бы блины напекла,

Да кончилась в избе вода

Нечем и посуду помыть

Ой, ребята, как мне быть? (Ответы)

 

Ведущая 1: Ребята, бабушке помогите

 

Воды в избу принесите.

 

(выбирают несколько детей, они выходят перед ширмой и с ведущей

подают ведра) (Музыка)

 

Раз-два-три воду поскорей неси!

 

Раз-два-три Бабушке помоги!

 

(подают 4 ведра на ширму)

 

Баба: Спасибо, дети, бабушке помогли.

 

 

Баба: С дедом печку растопила

 

На молоке тесто замесила,

 

Блины тонкие выпекала

 

Маслом вкусным поливала.

 

Вот подрумянился бок

 

Ах, какой получился Блинок! (Музыка. Появляется Блинок)

 

Полежи, остынь, Блинок-румяные бока,

 

Ну, а я устала, пойду отдохну пока. (Музыка. Баба уходит.).

 

Блинок: Ох, лежать-то надоело!

 

А ведь сырная идет неделя...

 

Все в гости ходят …, а старики – одни… (думает)

 

Надо гостей к ним позвать,

 

Весну вместе встречать.

 

Я же не просто так Блинок –

 

Я деду и бабе теперь как сынок.

 

Ведущая 2: Блинок по дорожке покатился, песенкой своей хвалился. А навстречу ему … (Музыка. Идет Мышка.)

 

Дети: Мышка!

 

Мышка: (поет) Я Мышка-норушка

 

Вот носик, два ушка.

 

Мерзнут лапки – не могу

 

В норку я скорей бегу.

 

- Какой свеженький Блинок,

 

Укушу, тебя, дружокю

 

Блинок: Не ешь, меня, я тебе песенку спою

 

К бабушке и дедушке в гости позову.

 

(поет) На лесной опушке

 

В маленькой избушке

 

Старики одни живут.

 

Тебя, Мышку, в гости ждут

 

Мышка. Да как же я пойду в избушку?

 

Обижала я старушку.

 

Вчера по лавочке бежала,

 

Хвостиком своим махала –

 

Вот яйцо и разбилось. -

 

Стыдно теперь… Что же делать?

 

Ведущая 1: Ребята, что делать? (Ответы)

 

Мышка: Спасибо, ребята!

 

Побегу прощение у бабушки попросить.

 

 

Ведущая 2: Блинок по дорожке катился. А навстречу ему … (Музыка. Идут Барбос и Блинок.)

 

 

Барбос: (поет): А я верный пес Барбос

 

Укусить могу за нос.

 

Хвостик у меня колечком

 

И живу я под крылечком.

 

Какой румяненький Блинок,

 

Укушу, тебя, за бок.

 

Блинок: Не ешь меня, я тебе песенку спою

 

К бабушке и дедушке в гости позову.

 

(поет): На лесной опушке

 

В маленькой избушке

 

Старики одни живут

 

Тебя, Барбоса, в гости ждут.

 

 

Барбос:

Да как же я пойду туда

 

Обижал я - старика.

 

Этой ночью лаял я,

 

Чтоб не спала вся семья.

 

Ох, совестно как… Что же делать? (Ответы)

 

 

Барбос: Побегу прощенье у дедушки попросить

 

Ведущая 1: А Блинок-то все катился…А навстречу ему… (Музыка. Идут Петушок и Блинок.

Дети: Петушок!

Петушок: (поет) А я Петя-Петушок,

 

Золотистый гребешок,

 

Масляна головушка,

 

Шелкова бородушка.

 

Люблю рано я вставать –

 

Ку-ка-ре-ку напевать.

 

Какой зажаренный Блинок,

 

Укушу тебя, дружок!

 

Блинок: Не ешь меня, я тебе песенку спою

 

К бабушке и дедушке в гости позову

 

Петушок: (грустно)

 

Как же к старикам пойду

 

Сделал я в мешке дыру.

 

Высыпался пуд горошка

 

Прямо бабе под окошком.

 

Дед горошек собирал,

 

А я в стороне стоял … Стыдно теперь-то.

 

- Как вы думаете, простят меня старики? (Ответы)

 

Петушок: Побегу я побыстрей

 

Пока нет еще гостей.

 

Скажу: бабушка, прости

 

Поклонюсь: дедушка, извини! (Музыка. Уходит.)

Ведущая 2: А Блинок все по дорожке катился… А навстречу ему…(Выходят с разных сторон Блинок и Кошка)

 

Дети: Кошка.

 

Кошка: (поет): Ах, невиданной красы

 

У кошки Мурочки усы.

 

Глазки хитрые и смелые,

 

Зубки острые да белые.

 

Хвостик вот какой пушистый,

 

Мех на шубке серебристый.

 

Про кошку Мурочку вы слыхали?

 

Хвостик мой пушистый видали?

 

Мурр-мурр!

 

Съела я кусочек сала, тот что у дедушки украла. Мурр-Мурр

Блинок: Ах, это ты стащила, Киска,

 

Сало, сметану и сосиски?

Кошка: А кто видел? Кто? Никто!

 

Значит все мое добро!

 

Блинок: Что же будет есть семья?

 

Слушай, Киска, так нельзя!

 

Кошка: Поучаешь Мурку– я не слушаю!

 

Лучше и тебя, Блинок, я скушаю! АМ-АМ!!! (Гоняется за Блинком с визгом, останавливаются в разных концах ширмы).

 

Блинок: Мурка! Стой! Пожалуйста, не ешь меня!

 

Старики в избушке блины пекут

 

Тебя, Мурка, в гости ждут. (Музыка. Покатился)

 

Кошка: Надо же, да я ж забыла

Я в гостях: взрослым уступаю,

 

Малышей не обижаю

Вся такая добрая,

Такая вежливая!

Кошка: Ну, спасибо, побегу в гости.

 

Ведущая: А в избушку, на опушке

На блины спешат к старушке

Пес Барбос и Мышка,

 

Петушок и Киска.

Блинок – Румяный бок.

Прощения попросить

Стариков навестить. (Выходят все

 

Баба: На праздник заходите! (Под музыку все звери заходят в дом).

 

Дед: Дыма белые колечки,

Блин в тарелке остывает,

А мы с бабой на крылечке

Всех на праздник зазываем.

 

Баба: Дети, вы себя спросите,

Много ли хороших дел

Каждый совершить успел.

 

Дед: Ну, а если ты толкался

Баловался или дрался.

То подумай, не спеши

И прощенье попроси!

Разработка идеи

 

- кукла марионетка

 

 

 

- кукла-перчатка

 

-пальчиковая кукла

-куклы театра теней

 

-куклы на палочке

 

 

-карнавальные куклы

Обоснование выбранного варианта

Кукла-перчатка уникальна тем, что многофункциональна. Если она выполнена из яркого велюра, шерсти, то ее можно применять для игры-забавы и театрализованного представления.При помощи инсценировок с перчаточными куклами можно расширить словарный запас.

Цель, которая была поставлена, мы считаем достигнута.

Итоги проекта

1.Узнали историю кукольного театра.

2. Изготовили куклы для кукольного театра

3. Создали декорации к спектаклям.

4. Разработали сценарии спектаклей.

В перспективе нашего проекта:

мы хотели бы показать спектакль родителям.

Реклама

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности.

Литература

1.Абалкин Н.А. Рассказы о театре. - М.: Молодая гвардия, 1981.

2. Андреев К., Осипов Л.Москва Театральная.- М.: Московский рабочий, 1971.

3. Гугасова А.Н. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.

4. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.

5. Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. – М.: Просвещение, 1996.

6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – С-Пб.: Кристалл, 1997.

7. Смирнова Н.И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982.

8. https://yunc.org/

9. https://www.dissercat.com/

10. https://www.liveinternet.ru/

11. https://rudocs.exdat.com/

12. https://www.samoshvejka.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: