Олимпиадные задания по литературе.




1. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок.

а) В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, и назвали ее Василиса Прекрасная. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

б) Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, поздоровался и говорит хозяйке:
– Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!
У хозяйки было много всякой еды, а она говорит:
– Нет у меня ничего! Сама еще ничего не ела сегодня!
– Свари кашу.
– Не из чего, милый!
– Если так, то давай мне топор, я из топора сварю!
«Что это за чудо?» – думает хозяйка. – Дай, посмотрю, как солдат из топора кашу варить будет».

в) Плохо жилось Крошечке Хаврошечке: одевали ее в лохмотья, над работой морили, куском хлеба попрекали. Совсем бы беда была сиротинушке, если бы не осталась ей после матушки родимой корова, которая ей во всем помогала.

Задаст, бывало, тетка Крошечке Хаврошечке напрясть, наткать, набелить полотна, а девушка пойдет в поле, обнимет свою коровушку и скажет ей:
- Коровушка- буренушка! Приказала мне тетка напрясть, наткать, набелить полотна, помоги мне.
А коровушка ей в ответ:
- Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.
Вылезет Крошечка Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано.

г) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

-Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!

-Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!

Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:

-Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.

Побежала курочка к речке.

-Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком!

Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы...»

д) Тут Иван-царевич залился горькими слезами –где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть...

е) Жили-были по разным концам одного болота Журавль и Цапля. Соседствовали по-доброму, в гости наведывались.
Да скучно Журавлю стало в одиночку век коротать, и решил он жениться.
- Пойду-ка я посватаюсь к Цапле! — и пошлёпал по болоту.

ж) Посадил дед репку. Посадил и говорит:
- Расти-расти, репка, сладка! Расти-расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая!
Пошёл дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

 

2. По отрывкам из биографии назвать фамилию писателя.
а). «Братья собирали и тщательно записывали народные сказки своей родины – Германии»

б). «От рождения был горбатым и очень уродливым. Всю жизнь провел в рабстве. По легенде, был сброшен со скалы»
в). «Он автор многих книг, которые считаются жемчужинами русской литературы. Литературная одаренность проявилась рано. Когда ему было тринадцать, он уже печатал собственные стихотворения. За годы обучения в Царскосельском лицее им было создано около 130 стихотворений»
г). «Был сыном бедного армейского офицера, родился в Москве. Семья постоянно переезжала с места на место. С детства не имел возможности учиться в школе. Но стремление парня к знаниям было настолько сильным, что он самостоятельно изучил языки, математику и стал высокообразованным человеком. Писать басни начал почти в сорок лет»
д). «Он родился в Индии, где и провел первые шесть лет своей жизни. За свои творческие достижения писатель был отмечен высочайшей наградой – Нобелевской премией»

е). «Он начал серию «Необыкновенные путешествия». Сделка была заключена на 20 лет. Даже после потери зрения не оставил писать с помощью специального устройства»
ж). «Страна, находящаяся на севере Европы, посчастливилось стать родиной Великого Сказочника. Его удивительные сказки, которыми зачитываются дети всего мира, прославили его родину – Данию»

 

3. Назвать произведение и автора по ключевым словам.
а). Катастрофа, остров, дикари, козы, порох, зарубка, цивилизация

б). Зеркало, осколки, олень, ворон, река, розы, голуби

в). Волк, ягненок, река, обвинения, жара, поток, ложь
г). Подснежники, принцесса, мороз, кольцо, собаки, солдат, огонь

д). Очумелов, полицейский, магазины, собака, Хрюкин, генерал Жигалов

е). Вдовец, бал, дворец, Золушка, туфелька, карета, волшебница

 

4. Мифы отличаются от сказок тем, что:

а) содержат вымысел;

б) рассказывают о деяниях божеств, подвигах героев и происхождении мира,

в) являются произведениями устного народного творчества.

Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

  Летопись А «Лошадиная фамилия»
  Басня Б «Кубок»
  Баллада В «Повесть временных лет»
  Сказка Г «Каша из топора»
  Рассказ Д «Мартышка и очки»
  Стихотворение Е «Белая береза»

 

6. Назовите авторов осенних строк.

а) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

б) И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод…

в) Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…

г) Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: