Поэтический агон
Литературная игра-реконструкция.
В широком смысле слова агоном в Древней Греции называлось любое состязание, спор. Чаще всего проводились спортивные состязания (атлетические соревнования, конные скачки или гонки колесниц), а также музыкальные и поэтические состязания на городских праздниках.
Кроме того, слово «агон» использовалось в более узком значении: в древнегреческой драме, особенно в древней аттической комедии, так называлась часть пьесы, во время которой на сцене происходил спор между персонажами. Агон мог разворачиваться либо между актером и хором, либо между двумя актерами и двумя полухориями, каждое из которых поддерживало точку зрения антагониста или протагониста. Таким агоном является, например, спор поэтов Эсхила и Еврипида в загробном мире в комедии Аристофана «Лягушки».
В классических Афинах агон был важной составной частью не только театрального состязания, но и дебатов об устройстве мироздания, происходивших в философских школах. Структура многих философских диалогов Платона, где сталкиваются противоположные взгляды участников симпозиума (в основном это Сократ и его противники), напоминает структуру театрального агона.
Древнегреческую культуру часто называют «агональной», так как считается, что «дух соревнования» в Древней Греции пронизывал все сферы человеческой деятельности: агональность присутствовала в политике, на поле боя, в суде, формировала повседневную жизнь. Первым этот термин в XIX веке ввел ученый Якоб Буркхардт, который считал, что у греков было принято проводить состязания во всем, что заключало в себе возможность борьбы. Агональность действительно пронизывала все сферы жизни древнего грека, и признана чертой духа греков.
|
Поэтическое состязание – это словесный агон. Всякий словесный агон – это драматическое выступление двух противников.Буколический (то есть пастушеский) агон – это «творческая схватка» двух пастухов-певцов в присутствии судьи за награду и славу. В этом агоне соперники соревнуются в сочинении куплетов, следуя установленным поэтическим правилам. Во время состязания противники не пользуются последовательным изложением, а переходят от одной темы к другой. Буколический агон требует строгой синтаксической связи в куплетах соперников и параллелизма в содержании реплик: этот тип состязания подразумевает четко организованную поэтическую форму.
В ходе предлагаемой игры предполагается реконструкция буколического агона, проявившегося в древнегреческой и римской пастушеской поэзии: у Феокрита (IV–III в. до н.э.), Вергилия (I в. до н.э.), неизвестного автора первой Эйнзидельнской эклоги (I в. н.э.), Кальпурния (I в. н.э.) и Немезиана (к. III в. н.э.).
В игре-реконструкции нет ограничений по полу и возрасту.
Участники могут выступать под псевдонимом.
Участники могут читать как импровизационные стихи, написанные гекзаметром, так и подготовленные заранее.
Состязания будут проходить в парах. Каждая пара поэтов проходит пять состязательных этапов, чередуясь и не превышая отведенного времени, равного для участников. После прохождения четырех этапов судья определяет победителя. Участники дают свою реакцию на результат состязания (победу или проигрыш). В традициях агона возможна насмешка над побежденным. Зрители определяют полного победителя. Судья приглашает следующую пару.
|
Игровые этапы.
I. Призыв к покровителям поэзии о помощи и вдохновении (по 1 минуте).
II. Прославление (описание) места (по 1 минуте).
III. Поэтический диалог по предложенным темам на выбор поэтов. Первый игрок начинает тему. Второй вносит свое видение рассмотренной темы. Связывает ее с новой темой и перекидывает ее первому игроку. Первый в свою очередь дает высказывание по новой теме и т.д. Диалог должен представлять собой некий литературный пинг-понг. Каждому игроку на выступление в диалоге дается примерно 1-2 минуты. На 5 тем каждому участнику отводится примерно 10 минут. Общая продолжительность этапа не более 20 минут. За краткость присуждается особый приз.
Предлагаемые темы (в соответствии с традициями греков):
· Пастушеские песни современных поэтов.
· Мечты.
· Прославление правителя (в том числе любого сообщества к которому принадлежит игрок или хотел бы принадлежать, директора библиотеки, оргкомитета «Ночи музеев» и т.п.)
· Подарок возлюбленной (который хотел бы сделать или уже сделал поэт).
· О своем мастерстве (желании совершенствоваться и т.п.).
IV. Определение победителя.
V. Поэтическая реакция игроков на победу. (Могут быть, впечатления об игре, пожелания соперникам.)
VI. Высказывание мнения зрителей и награждение участников.
При желании игроки могут выставить «заклад», который станет предметом спора. (Греческие пастухи выставляли козу, ягненка, кувшин, самодельную свирель). В игровом случае предмет может (способствовать стремлению победить) помогать в импровизации.
В традициях агона допускается ироническая форма изложения темы.
Если поэты владеют какими-то музыкальными инструментами, они могут сопровождать выступление аккомпанементом.
Критерии судейства.
1. Следование гекзаметру.
2. Четкость формулирования мыслей.
3. Образность поэзии.
4. Соблюдение регламента.
5. Включенность в игру
6. Артистичность.
В качестве призов участники получат книги и сувениры.
Заявки на участие принимаются по адресу kosogor@pl.spb.ru
Заявка должна включать имя участника, по желанию псевдоним, под которым он фигурирует в игре и в информационных материалах проекта, контактные данные и стихотворение на одну из тем игры.
Заявки принимаются до 17 мая.
Справки по т. 449-52-42.