Урок 1. Мир глазами астронома. организационная структура (сценарий) урока. Ресурсный материал




Урок 1. Мир глазами астронома

Цели деятельности учителя Способствовать формированию первоначальных представлений об астрономии, умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с учебником: авторами, условными обозначениями, определения границ знания и «незнания»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; групповая (коллективная), фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы https://kosmos-x.net.ru/forum/12-345-1 https://download8.proshkolu.ru
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; карта полушарий; кроссворды для работы в группах, тесты для индивидуальной работы; фотоматериалы
Основные понятия Астрономия, астроном

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала читает стихотворение Тима Собакина: Напрасные мечты Как заманчиво стать астрономом, Со Вселенною близко знакомым! Часто слышать, как шепчут кругом: «Вон Собакин пошел... астроном!» Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать черные дыры... И трактат сочинить непременно – «ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫВСЕЛЕННОЙ». Мне хотелось бы стать астрономом, По ночам на работу влекомым. Но напрасны все эти мечты: Я ведь с детства боюсь темноты. – Кто такой астроном? Что такое астрономия? Слушают и принимают участие в диалоге с учителем; демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность; имеют мотивацию к работе на результат Устные ответы, организация рабочего места
II. Актуализация опорных знаний Знакомство, рассматривание учебника. объясняет и показывает, где в учебнике написаны фамилии авторов (их могут прочитать хорошо читающие ученики или учитель). Слушают, рас- сматривают учебное пособие, работают Фронтальная, индивидуальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного Устные ответы

Продолжение табл.

             
  Работа со словарем С. И. Ожегова читает текст-обращение авторов учебника к учащимся, делая при этом необходимые паузы, чтобы учащиеся могли ответить на вопросы, поставленные в учебнике с толковым словарем   объяснения учителя, высказываний одно- классников; систематизируют собственные знания; владеют логическими действиями; овладевают базовыми предметными понятиями. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют задачи учебной деятельности.    
III. Изучение нового материала Работа над темой «Вселенная». Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. – Астроном – специалист по астрономии. – С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Планеты у Солнца танцуют как дети: Меркурий заводит их хоровод, Чуть дальше Венера в пространстве плывет. Встречаем мы Землю рядом с Луной И огненный Марс, что кружит за Землей. За ними – Юпитер, из всех великан, И дальше Сатурн в кольцах видится нам. Последние три едва различимы, Мрачны и холодны, но их отличим мы: Уран и Нептун и кроха Плутон. – Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца. Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Фронтальная. Устные ответы

Продолжение табл.

             
  Работа над темой «Солнце».   Существует несколько гипотез (предположений) о том, как родилась Солнечная система *. – отгадайте загадку: Колокольчик синенький прозвенел букашке: – Ты скажи мне, милая, что там за ромашка Выросла над облаком желтая такая, Яркая, лучистая, очень уж большая? – Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, – Это крупное светило под названьем... (солнце). – Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера: Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила, Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы. Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно. Солнце – дней и ночей божество, венец и начало. Только его одного из богов, царящих в мире, Нам дано лицезреть… – Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? (Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.) Выступают с сообщениями. отгадывают загадку   Отвечают на вопросы. Фронтальная.     Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможно- сти в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;  

Продолжение табл.

             
  Работа над темой «Наша планета – Земля» – А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по западному маршруту.) – разгадайте кроссворд разгадывают кроссворд Коллективная проявляют целостный взгляд на мир в его органичном единстве  
Физкультминутка** Проводит физкультминутку с показом движений Выполняют физические упражнения Индивидуальная Регулятивные – принимают и сохраняют учебные задачи упражнения
IV. Практическая деятельность Выполнение заданий из учебника, электронного приложения к учебнику, рабочей тетради – откройте учебник (с. 4–8), прочитайте и выполните задания. далее организует работу по заданиям в рабочей тетради и заданиями из электронного приложения к учебнику по своему усмотрению. в ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации по выполнению заданий Отвечают на вопросы, находят необходимую информацию в учебнике, выполняют задания, применяя способы решения задач творческого и поискового характера Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют поиск информации; владеют логическими действиями. Регулятивные: при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: излагают и аргументируют свое мнение Задания в тетради. Устные ответы
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. – закончу урок стихотворением Александра Галлицкого . Задумайтесь над вопросами, поднимаемыми поэтом. – Подведем итоги урока: – Над какой темой работали? Отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение, проявляя целостный Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Устные ответы

Окончание табл.

             
  Выставление оценок – Что нового узнали? – Что было интересного на уроке? – Что еще хотелось бы узнать по данной теме? – Какие задания вызвали у вас затруднения? почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Выставляет оценки взгляд на мир в его органичном единстве   Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний  
VI. Домашнее задание Инструкция к выполнению домаш- него задания Учебник, с. 4–8, записать в словарик новые слова: астрономия, астроном; выполнить задание рубрики «Подумай», с. 7; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», с. 7 слушают, задают уточняющие вопросы Индивидуальная Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач Задания

Ресурсный материал

Гипотезы (высказывают учащиеся)

– Одни ученые считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскаленного солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.

– Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскаленного облака газа.

– Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскаленными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.

Кроссворд

1. Сторона света и название космического корабля. (Восток.)

2. Куда уходит Солнце вечером? На… (запад).

3. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)

4. Вселенная – это… с точки зрения астронома. (Мир.)

5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Ученый.)

6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего. (Звезды.)

Ключевое слово: ВПЕРЕД.


По млечному пути***

Скажи, мой брат, откуда мы? – Взорвавшись Светом во Вселенной, Звездой погибшей рождены, Ее материей нетленной?!. Или в Космическом Пути, Гонимые Его дыханьем, Проникшим семенем взросли В Земле, во Чреве планетарном? Колосьями пробились вверх, Зерном рассыпались по спектру И проложили путь для тех, Кто вслед идет навстречу ветру!.. Скажи, мой брат, Земля – наш Дом – Приют для звездных постояльцев? Ее Очаг горит огнем Для галактических скитальцев. Огнем Тепла, огнем Любви, Или судьбы – огнем пристрастий?! Мы с головы до ног в пыли По Звездным тропам вечных странствий. В мирах, покрытых синим льдом, Где нет для скорби утешенья, Душе там снится отчий Дом, Из прошлой жизни – след забвенья. Мой брат, скажи, откуда мы? – Несемся Светом из Галактик! Или ползем из пасти тьмы – Холодной, чавкающей гати?.. Но тьма не наших душ удел, Внутри мерцает блик надежды! Кто Прометеем вмиг сгорел, Тот был зажжен Огнем Безбрежным. Пронизывая пустоту И расщепляя тьму на атом, Бредем по Млечному мосту – В иных мирах открыть фарватер. Скажи, мой брат, мы не одни В Пространстве этом бесконечном?! Здесь, на Земле, сочтем все дни И снова в Путь, в Порядке Млечном! К Огню, что не испепелил, А Жизнь зачал, вздохнув ВСЕЛЕННО, И миллиарды Звезд – Светил, Родившись, вспыхнули мгновенно! И тот Огонь, что в нас горит, Мы пронесем в Пространстве – Светом! Как будет Млечный Путь покрыт, Мы вновь вернемся за ответом! – Скажи, мой брат, откуда мы?.. (А. Галлицкий.)

* – ресурсный материал к уроку; здесь и далее в диске располагается после технологической карты.

** На каждом уроке предусмотрена физкультминутка, которую учитель проводит по своему усмотрению.

*** URL: https://www.stihi.ru/2006/10/03-1550

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: