Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)




Учебная группа: КДБ-2

Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.

E-mail: tichom57@gmail.com

ТЕМА: А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

План:

1. Особенности художественного мироощущения Чехова.

2. Труд самовоспитания.

3. Ранний период творчества (гротеск, юмор, гипербола).

4. Творчество II пол. 1880-х гг. (рассказы, повесть «Степь»).

5. Путешествие на остров Сахалин.

6. Мелиховский период («Дуэль», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», «Палата № 6»).

 

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

В отличие от гениальных предшественников – Толстого и Достоевского, Чехов не обладал ясной и теоретически осмысленной общественной программой, способной заменить старую веру «отцов». Но он чувствовал исчерпаемость тех форм жизни, которые донашивала к концу XIX века старая Россия, и был как никто другой внутренне свободна от них.

Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Друзья писателя отличали внутреннюю свободу как главный признак его характера.

Чехов замечал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Чеховская недоговоренность и сдержанность действуют на читателя сильнее громких слов. В отказе от прямого авторского высказывания, в нежелании сковывать свободу читательского восприятия проявлялась вера Чехова в силу художественного слова- образа.

Потеряв доверие к любой отвлеченной теории, Чехов довел реалистический художественный образ до предельной отточенности и эстетического совершенства. Он достиг исключительного умения схватывать общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Реализм Чехова – это искусство воссоздания целого по бесконечно малым его величинам. Он призывал своих собратьев по перу овладевать умением «коротко говорить о длинных предметах» и сформулировал афоризм, ставший крылатым: «Краткость – сестра таланта».

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в небогатой купеческой семье. Семья Чеховых стремилась к просвещению и сознавала значение духовной культуры. Всех детей отец определил в гимназию и даже пытался дать им домашнее образование, обучая французскому языку и музыке.

Поступив в гимназию, Чехов стал завзятым театралом. Наделенный от природы артистическими способностями, он вместе с братьями часто устраивал домашние спектакли.

В 1876 г. семья переехала в Москву. В гимназии, заметив в Чехове юмористический талант, учитель Ф.П.Покровский дал ему шутливое прозвище Чехонте, которое стало вскоре псевдонимом начинающего писателя.

В 1879г. Чехов окончил гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета.

В 1880г. в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его юмористических рассказов. Чехов начинает активное сотрудничество в юмористических изданиях под озорными псевдонимами: Антонсон, Антоша Чехонте.

По-новому решает он конфликт самодура и жертвы. Начиная со «Станционного смотрителя» Пушкина, через «Шинель» Гоголя к «Бедным людям» Достоевского и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственного отношения к «маленькому человеку». У Чехова «маленький человек» превратился в человека мелкого, утратил свойственные ему гуманные качества.

К середине 1880-х годов в творчестве Чехова намечается перелом. Веселый смех се чаще уступает дорогу драматическим интонациям. Все чаще Чехов ловит в омертвевшей жизни робкие признаки пробуждения. Появляется цикл рассказов о внезапном прозрении человека под влиянием резкого жизненного толчка – смерти близких, горя, несчастья, неожиданного драматического испытания.

Мера человечности в мире, где охладели людские сердца, оказывается мерой духовного одиночества. Этот мотив незащищенности, бесприютности живых человеческих чувств звучит теперь у Чехова постоянно.

У Чехова появилось желание пуститься в далекое путешествие на остров Сахалин. В апреле 1890г. через Казань, Пермь, Тюмень и Томск он отправился в изнурительную поездку к берегам Тихого океана. Уже больной чахоткой, в весеннюю распутицу Чехов проехал на лошадях четыре с половиной тысячи верст и лишь в конце июля прибыл на Сахалин. Здесь в течение трех месяцев он объездил остров, провел поголовную перепись всех сахалинских жителей и составил около 10 тысяч статистических карточек, охватывающих все население острова. Путешествие на Сахалин явилось важным этапом на пути гражданского возмужания чеховского таланта. Им была написана книга очерков «Остров Сахалин».

Вскоре после поездки, в 1892г., Чехов поселился под Москвой в усадьбе Мелихово. Попечитель сельского училища, он на свои средства построил школу, боролся с холерной эпидемией, помогал голодающим. После Сахалина изменилось его творчество. Все решительнее обращается Чехов к общественным вопросам.

Домашнее задание:

1. Прочитать рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Палата №6».

 

Литература

Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Очерк. – 2-е изд. – М., 1986.

Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.2 / Ю.В. Лебедев. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 365с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: