Тема 2.
Методологические основания научного исследования
Лекция 5
1. Понятие о методе.
2. Понятие о методологии науки.
Понятие о методе.
Специфика научного познания заключается в том, что оно подчиняется некоторым строгим принципам (причинности явлений и событий, истинности или достоверности, объективности и относительности научного знания), поэтому в процессе познания используются соответствующие методы, которые обеспечивают достоверность получаемых результатов. Опыт развития науки показывает, что результаты научно-познавательной деятельности во многом определяются точностью используемых методов. Разработка научных методов представляет собой сложный процесс, который направляется и регулируется предварительными представлениями об изучаемом объекте. Такие представления являются объективным основанием метода. Они переосмысливаются в правила и приёмы деятельности, применяя которые, научное познание раскрывает новые особенности и характеристики строения и поведения изучаемого объекта.
Метод (др.-греч. µέθοδος – способ, путь к чему-либо) – это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
Метод предоставляет систему принципов, требований и правил, руководствуясь которыми исследователь может достичь намеченной цели. Владение методом подразумевает знание того, каким образом и в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Только осознанное применение методов, связанное с пониманием их возможностей, границ, делает научную деятельность, при прочих равных условиях, более эффективной.
|
Следует отметь, что сами по себе методы не определяют успех научного исследования. Он лишь дисциплинирует поиск истины, служит своеобразным компасом в ходе научного познания. Необходимо правильное и адекватное применение научных методов в процессе познания. Никакой метод не дает исследователю готового шаблона. Как заметил академик Петр Капица, научный метод «как бы является скрипкой Страдивариуса, самой совершенной из скрипок, но чтобы на ней играть, нужно быть музыкантом и знать музыку. Без этого она будет так же фальшивить, как и обычная скрипка».
Метод зависит не столько от объекта, сколько от субъекта. Перед исследователем в ряде случаев встает вопрос о выборе одного из двух или нескольких близких по своему характеру методов. На выбор того или иного метода и на его формирование оказывают влияние уровень научной подготовки исследователя, его способность перевести представления об объективных законах в познавательные приемы, опыт познавательной деятельности и т.д. Поэтому на основе одной и той же теории могут возникнуть модификации метода, зависящие только от субъектных моментов.
Появление методов восходит к практической деятельности человека. Приёмы практических действий человека всегда должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. Становясь предметом осознания, эти способы деятельности становились источниками методов мышления, а в дальнейшем, в связи с развитием науки, они привели к учению о методе – методологии.
|
Всякий метод характеризуется наличием универсальных свойств, среди которых выделяются следующие:
•ясность, эффективность;
•детерминированность, последовательность в применении соответствующих принципов;
•результативность, способность обеспечивать достижение намеченной цели;
•надёжность;
•экономность, получение искомого результата с наименьшими затратами средств и времени.
Метод преобразует проблемный материал в новое знание, поэтому метод – это важнейший компонент исследовательской деятельности ученого.
Понятие о методологии науки.
Понятие методология (др.-греч. µεθοδολογία) дословно означает «учение о методах». Это научная дисциплина, которая изучает методы научно-познавательной деятельности.
Методология в широком смысле представляет собой рациональную деятельность, направленную изучение способов преобразования человеком действительности – рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. Методология науки осуществляет исследование, поиск, разработку и систематизацию методов, применяемых в этой деятельности для получения научного знания и тех общих принципов, которыми она направляется.
Методология науки всегда была органически связана с философией науки и теорией познания, а также с логикой. Все эти виды научно-познавательной деятельности тесно переплетены друг с другом, тем не менее, в общем контексте этих дисциплин понятие методологии науки ориентировано на максимальное приближение к практике научной деятельности, на выявление способов действия по построению научных знаний. С развитием науки произошло выделение методологии в специальную область знания. Методология представляет собой систему принципов, устанавливающих наиболее эффективные способы приращения и практического применения знаний.
|
Методология занимается изучением происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Определение и обоснование методов необходимы для своевременного избавления на каждом этапе развития научного знания от старых и выработки новых методов познания, которые соответствуют современному уровню освоения мира. В этом смысле методология обращена в будущее. Методология предстает в различных аспектах: как учение о методах и процедурах научной деятельности, а также как раздел общей теории познания, прежде всего, теории научного познания (эпистемологии) и философии науки; как учение об организации научной деятельности; как комплекс принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний. Таким образом, понятие методология употребляется в двух значениях: 1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности; 2) учение о научном методе познания.
Методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, то есть в виде предписаний, прямых указаний к деятельности. Говоря о дескриптивной форме, мы имеем в виду научно-познавательное описание – совокупность знаний о данной области явлений, включая сюда также и теоретическое объяснение» (В.В. Краевский).
Дескриптивное методологическое знание, как правило, служит ориентиром в процессе исследования. Дескриптивный анализ имеет дело с описанием уже осуществленных процессов научного познания. Знание прескриптивное (нормативное) прямо направлено на регуляцию деятельности, потому что в прескриптивном анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.
Развитие методологии является естественным следствием развития научной мысли. По мнению Карла Поппера, любой современный метод научного познания можно охарактеризовать как частный случай древнейшего опыта проб и ошибок. Впервые вопросами методологии занялись греки. Ими были разработаны правила логики и принципы ведения спора. Греческая философия указала на взаимозависимость результата познания и методов познания.
Учение о методе активно разрабатывалось в эпоху Нового времени. Ученые Нового времени считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Не случайно Френсис Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. Проблема метода как важнейший вопрос философии Нового времени стала предметом спора двух основных направлений теории познания: эмпиризма и рационализма.
Эмпиризм считает чувственный опыт основным источником познания. Родоначальник эмпиризма – Френсис Бэкон. Он считал, что познание природы требует специально поставленных опытов – экспериментов (лат. experimentum – проба). Эксперимент – это метод исследования явления в управляемых условиях, которые характеризуются (в отличие от наблюдения) активным взаимодействием с изучаемым объектом. Основой познания признается индукция (лат. inductio – наведение) – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, от опытных данных к общим положениям и знаниям о мире.
По мнению Ф. Бэкона, чтобы избежать «великого обмана чувств», надо выявить причины наших заблуждений. Образно он назвал искаженные представления о действительности – идолами познания. Существуют различные идолы: 1) идолы рода – антропоморфизм, наделение природных явлений и процессов человеческими свойствами; 2) идолы пещеры – искажение восприятие мира, обусловленное сложностью внутреннего мира человека; 3) идолы рынка – неправильное понимание и употребление слов; 4) идолы театра – некритические заимствования из различных научных представлений и теорий. Только освободив разум от предрассудков мышления, то есть, избавившись от идолов, можно научно познавать мир.
Развивали учение Френсиса Бэкона Томас Гоббс, затем Джон Локк, который уподоблял человеческую душу – «чистой доске» (tabula rasa), надписи на этой доске оставляет лишь опыт. Главным оставалось положение: опыт – основа всякого знания, разум лишь комбинирует данные, поставляемые опытом.
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической философии были заложены Рене Декартом. Он называл методом «точные и простые правила», соблюдение которых помогает приращению знания и позволяет отличить ложное от истинного. Декарт считал, что уж лучше вообще не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без применения всякого метода, имея в виду метод дедуктивно-рационалистический. Декарт был уверен, что источником истины может быть только разум. В процессе познания необходимо отбрасывать все, в чем сомневаешься: чувства, которые могут обманывать, понятия, которые могут быть ошибочными. Предельным основанием, свидетельствующим о нашем собственном существовании, является сомнение. Кто сомневается, тот, бесспорно, существует. Знаменитый тезис Декарта: «Cogito ergo sum». Это основа его методологии. Источник и начало познания – интуиция. Основной метод мышления – дедукция. Мир, по Декарту, устроен рационально, что значит, его можно описать математически точно. Так Декарт определил тенденцию к методологической математизации научного знания. В целом, эмпиризм и рационализм – важнейшие направления в теории познания, которые заложили методологические основы новоевропейской науки.
Методологические исследования в современной науке принято разделять на общие, частные и конкретные:
1. Общая методология науки исследует проблемы обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин оно получено. Центральными её проблемами являются: исследование таких универсальных операций научного познания, как объяснение и понимание, а также способов обоснования научного знания; анализ критериев приемлемости (или адекватности) систем научных утверждений (научных теорий); изучение тех систем категорий, которые используются в качестве координат научного мышления; различия между науками о природе и науками о культуре; проблематика единства научного познания.
2. Частная методология науки исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп, будучи представленной в познавательных пространствах соответствующих дисциплин. К сфере этой методологии относятся, например, методология физики, методология биологии, методология наук исторического ряда и многих других. Так, и в физике, и в биологии применяется операция объяснения; вместе с тем, многие биологические объяснения используют понятие цели, которое теряет смысл применительно к физическим объектам. Что представляет собой целевое, или телеологическое, биологическое объяснение и почему оно может использоваться только в биологических науках, но не в физике, космологии или химии? Можно ли заменить телеологическое объяснение обычным для других естественных наук объяснением через научный закон? Эти и подобные вопросы относятся к частной методологии. Характерной особенностью всякой частной методологии является то, что она, будучи важной для какой-то отдельной науки или узкой группы наук, почти не представляет интереса для других дисциплин.
3. Конкретная методология науки, называемая иногда методикой, исследует методологические аспекты, связанные с отдельными операциями в рамках конкретных научных дисциплин.
Многообразие научных методов и сама творческая природа научного мышления делают проблематичной возможность построения единой теории научного метода, которая давала бы полное и систематическое описание всех существующих и возможных методов. Реальным предметом методологического анализа является исследование общей структуры и типологии существующих методов, определение тенденций и направлений их развития, изучение взаимосвязи различных методов в научном исследовании.