Дирижер управляет хором при помощи дирижерского аппарата. В него включаются: руки, голова (лицо, глаза), корпус (грудь, плечи), ноги.
Изучение дирижерского аппарата начинается с постановки корпуса. Она имеет очень большое значение для дирижера. Правильная постановка, практически обоснованная и целесообразная, облегчает работу дирижера, обеспечивая полную свободу действий за пультом. И наоборот — неверное положение корпуса сказывается весьма отрицательно в практической деятельности и обычно служит большим тормозом в общении с коллективом. Помимо этого, постановка корпуса находит свое непосредственное отражение и во внешнем облике дирижера, что в свою очередь влияет на создание общего положительного или отрицательного впечатления от исполнения. Весь облик дирижера должен быть эстетичным, приятным для глаза исполнителей и слушателей, а поведение за пультом — создавать одновременное впечатление подтянутости и непринужденности. Для достижения этого следует приучить учащегося держать корпус свободно, естественно, спокойно. При правильном положении корпуса грудь расправлена, не напряжена, плечи развернуты. Все это помогает выработать ощущение свободы и уверенности.
Постановка корпуса. На первых уроках педагогу приходится уделять большое внимание правильной постановке корпуса и предупреждать возможные недостатки. Они могут проявляться в согнутом положении корпуса, сутулости. Фигура дирижера в этом случае имеет унылый, тоскливый вид. Согнутые плечи, ввалившаяся грудь создают впечатление общей расслабленности, вялости. Такой дирижер не импонирует певцам, не мобилизует их, а, наоборот, расслабляет. При напряженности грудной клетки дирижер весь напряжен, дыхание его затруднено, и это в первую очередь отражается на певцах (они тоже теряют свободу дыхания) Фигура дирижера становится неестественной, «деревянной», окостеневшей; руки как бы «привязываются» к туловищу. В этом случае каждое движение руки влечет за собой и поворот всего корпуса. Дирижер качается из стороны в сторону, это.некрасиво выглядит и мешает хору. При высоком положении плеч учащийся напрягает верхнюю часть руки и даже шею. В подобных случаях педагогу приходится много работать над тем, чтобы добиться освобожденности плеч, научить учащегося дирижировать свободной рукой при «относительно-неподвижном положении плеч» (К. Птица). Основное внимание учащегося следует обратить на то, что при поднятии руки свободу ее движения обеспечивает подвижный плечевой сустав, а отнюдь не поднятие плеча с ключицей. Если рука будет двигаться в плечевом суставе очень свободно и гибко, отпадет необходимость «тащить» за собой все плечо с ключицей, плечи останутся спокойными, не напряженными. Эта дифференциация движений не сразу усваивается учащимися, требует тренировки и очень внимательного контроля со стороны педагога.
|
Позиция ног должна создавать прочную и упругую опору дирижера, обеспечивать устойчивое положение корпуса при дирижировании. Лучше всего ставить ноги на полную ступню, не слишком широко и одну ногу (правую или левую) несколько выдвигать вперед. Такая позиция ног создает наибольшую устойчивость и является наиболее эстетичной. Если ноги поставлены очень близко друг к другу и параллельно, то устойчивость пропадает, корпус теряет опору и дирижировать становится неудобно. Широко расставленные ноги создают очень неприятное впечатление, портят внешний вид дирижера. Ноги во время дирижирования должны сохранять упругость и никоим образом не сгибаться в коленных суставах (к сожалению, этот недостаток очень распространен среди начинающих дирижеров). Нужно приучать учащегося к тому, чтобы он умел сохранять правильную позицию ног во время исполнения, не допускал многих перемещений и, тем более, хождения по подставке. В то же время дирижер не должен «прирастать» к месту, и впоследствии учащемуся следует предоставить большую свободу поведения за пультом. Естественно, что в отдельных моментах исполнения можно перемещать ноги, но этим нельзя злоупотреблять и всегда нужно стремиться к возвращению в основную позицию. Категорически запрещается отстукивать такт ногой.
|
Положение головы дирижера должно быть таким, чтобы хор ясно видел его лицо и глаза, а сам дирижер мог зрительно контролировать всех исполнителей. Следовательно, он должен держать голову прямо, не опускать ее вниз.
Часто начинающие дирижеры усиленно «помогают» своим жестам движением головы. Каждое движение рук в этом случае сопровождается кивком головы. Следует отучать учащегося от таких непроизвольных движений, развивать независимость частей дирижерского аппарата. В то же время нельзя допускать и такого положения, когда дирижер смотрит буквально в одну точку, боясь повернуть голову.
Положение головы может и должно изменяться приобращении дирижера к какой либо партии хора.
|
Лицо дирижера играет очень большую роль в управлении исполнением. Оно должно быть выразительным, подвижным, обладать богатой мимикой. Мимика лица помогает дирижеру сделать исполнение более выразительным, так как зачастую при помощи одних рук невозможно выявить все детали произведения. Во время дирижирования мимика дирижера может многое «сказать» хору, помочь в создании образа. Однако следует предостерегать учащихся от излишней мимики, гримасничанья. Нужно также отучать учащихся от привычки выражать во время исполнения недовольство чем-либо: это обычно не исправляет допущенных ошибок, а лишь раздражает, нервирует коллектив. Взгляд дирижера, мимика лица должны соответствовать характеру исполняемой музыки.
Артикуляция также должна способствовать выразительности исполнения. Формой рта дирижер напоминает хору о характере звука, помогает и в отношении дикции. Учащийся должен натренировать свой артикуляционный аппарат так, чтобы уметь беззвучно подсказывать хору слова ясно, понятно и, главное, вовремя.
На первых порах у большинства учащихся наблюдаются маловыразительные, «каменные» лица. Чаще всего это происходит не от недостатка выразительности, а от смущения, застенчивости. Педагогу в этом случае нужно очень мягко делать указания учащемуся, пытаться доказать ему необходимость выразительности лица, но ни в коем случае не утрировать его недостатки.
Итак, методика постановки корпуса и головы сводится к двум моментам, к контролю за учащимся с целью исправления недостатков и личному показу педагогом правильной постановки.
Руки — ведущая часть дирижерского аппарата, главное средство общения с хором. Посредством рук дирижер передает свое толкование музыкального произведения, раскрывает его внутреннее содержание, воздействует на исполнителей. Для того чтобы правильно поставить руку учащемуся и заставить его самого сознательно относиться к дирижерским движениям, контролировать себя, нужно прежде всего объяснить части руки: кисть (пальцы, лучезапястный сустав), предплечье с локтевым суставом и плечо с плечевым суставом. Рука должна быть обязательно свободна во всех частях и в то же время представлять собой единое целое. «Как пианист должен чувствовать в концах своих пальцев всю руку, от плеча до кисти, так и дирижер должен ощущать характер движения во всей руке». Все части руки должны действовать согласованно, а степень активности каждой из них — обусловливаться задачами исполнительства. Основные требования при постановке руки — полная мышечная свобода, удобство, естественность, подвижность каждой части и ощущение их единства.
Кисть — наиболее, выразительная часть руки. Вся гамма жестов зависит прежде всего от кисти, от степени ее развития. Кистью дирижер показывает тончайшие детали исполнения, характер звуковедения, фразировку, нюансировку и так далее. Кисть — самая независимая и подвижная часть руки; только она одна может производить движения при относительно неподвижной руке. Вся работа по дирижерской технике должна прежде всего иметь в виду развитие подвижности и выразительности кисти, ее гибкости и эластичности.
В основной дирижерской позиции кисть занимает горизонтальное положение на уровне середины груди. По форме кисть должна быть округлой, как бы готовой захватить шар или мяч: ладони открыты и «смотрят» вниз. Пальцы руки в основной позиции кисти мягко согнуты, плавно закруглены, пальцевые косточки обозначены ясно. Пальцы не широко расставлены, но вместе с тем и не скованы друг с другом. Лучше держать их свободно, с небольшими расстояниями друг от друга. Большой палец занимает положений чуть ниже остальных и отодвинут несколько в сторону. Пальцами, ведущими звуковую нить, могут быть сомкнутые указательный и средний, а также большой. Остальные пальцы закруглены и чуть приподняты вверх. Пальцы с запястьем составляют единое целое — кисть, которая как бы ставится на воображаемую горизонтальную плоскость. Все движения сосредоточиваются в лучезапястном суставе, а пальцы сохраняют относительную неподвижность.
Остановимся на наиболее частых недостатках в положении кисти.
Напряженная зажатая кисть. При этом совсем выключается из движения лучезапястный сустав, кисть двигается только вместе с предплечьем и совершенно лишена самостоятельности. Учащимся с таким недостатком следует предложить дополнительные упражнения для развития подвижности кисти, а именно: производить мягкие движения кистью вверх и вниз, сгибая полностью лучезапястный сустав; делать вращательные круговые движения по часовой стрелке и против нее; коротко и резко ударять средним пальцем о какую-либо твердую поверхность и моментально отдергивать кисть вверх.
Вялая, «проваливающаяся» кисть. Учащийся не удерживает пальцы с кистью в горизонтальном положении (несколько фиксированном), она все время «падает» вниз с безвольно опущенными пальцами. В этом случае можно порекомендовать ударять развернутой кистью и крепкими пальцами о плоскость (сначала реальную, затем воображаемую). В конце удара следует не сразу убирать руку, а фиксировать ее положение, пытаясь запомнить ощущение крепости, опоры в пальцах.
Отсутствие ощущения звука в концах пальцев, мускульной собранности. Пальцы при этом расслаблены и как бы «лишние». Этот недостаток наиболее распространен у начинающих дирижеров и труднее всего исправляется.Учащимся нужно постоянно напоминать о том, что и у дирижеров, а не только у пианистов, должны быть при освобожденной мягкой руке твердые концы пальцев. Ощутить опору в концах пальцев учащимся на первых порах помогает следующий прием: вложить между первым и третьим пальцами какой-либо предмет (отрезок карандаша, палочки и т. п.). Затем, удерживая его концами пальцев, производить движения сверху вниз на плоскость и в стороны по ней. Опустив предмет, пытаться сохранить в концах пальцев ощущение твердости, упругости. Еще раз следует подчеркнуть, что значение кисти руки вдирижировании исключительно велико, и работа над техникой кисти должна быть все время в центре внимания педагога, вестись на протяжении всего курса обучения дирижирования.
Общая позиция руки. Рука, опущенная вниз и свободно висящая вдоль тела, поднимается вверх простым движением, без малейшего напряжения. При подъеме рука сгибается в локте и несколько отводится в сторону. Примерный высотный уровень руки — средина грудной клетки. Кисть по отношению к предплечью чуть приподнята, локоть занимает положение обязательно ниже кисти. Кисти обеих рук расставлены не шире плеч, смотрят вперед. Точками опоры являются концы пальцев, локоть и плечевой сустав.
Педагогу следует обратить внимание на возможные ошибки в позиции руки и вовремя их устранить. Эти ошибки могут сводиться к следующему:
Слишком вытянутые вперед руки (дирижирование такими негнущимися руками вызывает боль в мышцах и утомление); очень широко расставленные руки. В обоих случаях руки теряют свою гибкость и подвижность. Фиксированной жесткий локоть и чрезмерная длина делают руки «деревянными», невыразительными.
Неправильное положение локтей: а) чрезмерно высокое их положение. Локоть поднимается чуть ли не к плечевому суставу, плечо совершенно выключается из движения, кисть руки «западает» вниз. При этом пропадает чувство опоры, ощущение плоскости, а движения становятся неловкими, стянутыми; б) низкое положение локтей. Между плечом и предплечьем образуется острый угол, ладони «смотрят» не вниз, а поставлены вертикально и открыты. Вся точка опоры смещается только на локоть, дирижер без конца двигает «прыгающими» локтями, а кисти бездействуют; в) из лишняя раздвинутость локтей в стороны. Кисти рук в таком положении сближены между собой и это приводит к полному выключению плеча, дирижированию без опоры. Фразировка чрезвычайно затрудняется, так как руки ограничены в своей свободе и не могут двигаться в стороны.
Зажатое плечо. Плечо с плечевым суставом выключается из движения, действует только предплечье и кисть. Дирижер теряет амплитуду жеста, силу, свободу.
Правильная постановка руки — дело трудное и требует большого терпения как от педагога, так и от учащегося. При этом одинаково вредны торопливость, привычка полагаться на время, на то, что недостатки пропадут сами по се6e. Первоначальные навыки дирижирования укрепляются очень прочно, и приобретенные недостатки с трудом исправляются в дальнейшем. Это накладывает особую ответственность на педагога в начальной стадии обучения. Заниматься постановкой руки следует очень внимательно, неторопливо, исправлять малейшие недостатки нужно «на ходу», пока они не стали привычкой, и помнить, что только предельно свободный дирижерский аппарат даст возможность правильно развиваться учащемуся в дальнейшем, придаст дирижированию выразительность и пластичность.
[1] К. Птица. О хоровом дирижировании. (В сб.: «Работа в хоре», стр. 222—223.)
[2] М. Б а г р и н о в с к и й. Дирижерская техника рук. М, 1947, стр. 6.
[3] Ш. М ю н ш. Я — дирижер. М., Музгиз, 1960, стр. 40.
[4] К. П т и ц а. Очерки по технике дирижирования хором, стр. 22.
[5] К. Птица. О хоровом дирижировании (В сб.: «Работа в хоре», стр. 241.)
[6] М. Б а г р и н о в с к и й. Дирижерская техника рук, стр. 43..
[7] К. Птиц а. Очерки по технике дирижирования хором, стр. 35.
[8] П. Чесноков. Хор и управление им. М., Музгиз, 1961, стр. 142.
[9] Г. Дмитревский. Хороведение и управление хором. М.; Музгиз. 1957, стр. 78.
[10] П. Чесноков. Хор и управление им, стр. 141.