Глава II Особенности Российской модели




ВВЕДЕНИЕ

Изучение основ федерализма, его идей и принципов имеет на сегодняшний день огромное значение. В двадцатом веке происходит значительный рост числа федеративных государств. Многие поколения учёных и государственных деятелей были озадачены вопросами о возникновении государства и разных форм его устройства. В ряду этих проблем в двадцатом веке первостепенную значимость приобретают вопросы федерализма.

Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы в пользу использования зарубежного опыта, - очень условно.

Актуальность темы обусловливается также тем, что современный мир демонстрирует нам значительную динамичность институтов государства. Иногда необходимость выбора федеративной формы государственного устройства определяется огромными масштабами территории, большими региональными различиями, многонациональным составом населения, и в этих вопросах федерация является лучшим «средством» для обеспечения контроля и грамотного управления в государстве. Идеи федерализма, регионального самоуправления обозначились на российской почве достаточно давно. Но они долго не могли реализовать себя в силу господства традиционной системы унитаризма, сформировавшейся в недрах самодержавного строя и воспринятой по наследству режимом советским. И сегодня, когда отечественный федерализм наконец-то не только легитимизирован на конституционном уровне, но и становится реальной основой практики государственного строительства, давление вековых традиций прошлого все еще дает о себе знать, вызывая к жизни своеобразный управленческий парадокс.

За одиннадцать с лишним веков существования российская государственность накопила огромный и многообразный опыт становления и совершенствования своего административно-территориального устройства. Опыт этот способен не только ориентировать, образовывать, поучать или предостерегать всех тех, кому сегодня небезразличны судьбы страны, ее настоящее и будущее. Он имеет прямые выходы в сферу практической деятельности государственных и общественных структур, чьими усилиями создается и укрепляется новая отечественная государственность.

Цель данной работы – исследование основ, особенностей и признаков Российской Федерации.

Федерация позволяет реализовать право народов на самоопределение в виде создания собственной национальной государственности в границах единого федеративного государства. Федерация отличается гибкостью и большей приспособляемостью к социальному экспериментированию.

Российская Федерация прошла довольно тернистый путь перед тем, как назваться федерацией, существующей не только формально, но и материально. Усовершенствование механизмов Российской федеративной республики необходимо постоянно совершенствовать, извлекая полезные качества и свойства из богатого опыта существования федерализма в России. Но важно не только анализирование опыта прошлого, но и, разумеется, настоящего, его синтез, а также правильная и своевременная его интеграция в сферу государственного устройства.

Задачиданной работы – изложить важнейшие положения теории государства и права в области изучения федерального государственного устройства, а также изучить взгляды современных исследователей федерализма на положение, особенности и конституционную модель современного Российского федерализма. В рамках указанной цели необходимо решить ряд частных задач, а именно:

• Дать определение понятия “федерация”;

• Исследовать характерные черты федерации, её признаки и свойства;

• Рассмотреть основные виды федераций, их классификацию;

• Выделить вехи федеративного развития в Российской государственности;

• Выявить преимущества и недостатки федеративного устройства;

• Рассмотреть особенности Российской Федерации;

• Исследовать конституционную модель Российской Федерации;

• Охарактеризовать Российскую Федерацию в целом;

Глава I. Развитие теоретических подходов о понятии и основных

Признаков федерации

Признаки Федерации

Термин «федерация» происходит от латинского federare, что означает – объединять, укреплять союзом. Этот термин используется в официальных названиях государств, в конституциях ряда государств для указания на их устройство и характеристику.

Федерация – это форма государственного или национального государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности.

Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства3.

Федеративное государство – это сложное государство, которое состоит из государство подобных территориальных единиц высшего уровня – субъектов федерации, образованных по территориальному или/и национально-территориальному принципу и объединившихся для решения общих задач.

Прежде чем изучать специфику федеративного государственного устройства, определим само понятие государственного устройства.

Итак, форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти. Понятие “форма государственного устройства” применяется к странам с однонациональным составом населения. Нередко форму государственного устройства называют формой национально-территориального устройства, административного устройства или формой политико-территориального устройства. В современной литературе принято выделять три основных формы государственного устройства: унитарное, федерацию, конфедерацию. Более правильным представляется мнение о том, что существует две формы государства: именно унитарные и федеративная форма.

Федеративное государство – это наиболее сложная форма государственного устройства. Характеризуется тем, что в состав государства входят территориальные образования, обладающие признаками государственности и суверенитета. Это, по сути, государство, которое состоит из отдельных государств. Те территориальные образования, которые обладают государственностью, именуются субъектами федерации (не менее двух).

В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов:

федеральные – высшие органы.

высшие органы субъектов федерации.

местные органы.

В федеральном государстве может быть двойное гражданство (не обязательно). В федеральных государствах может существовать двойная система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

Федерация как форма государственного устройства представляет собой состоящее из нескольких (двух и более) государственных образований суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных в одно государственное целое. Это государственно-правовое объединение, в котором власть составляющих его частей пользуется известной самостоятельностью по вопросам, не входящим в компетенцию центральной власти.

Федерация всегда является объединением исторически сложившихся устойчивых государственных образований. Если она складывается из государств, до тех пор не связанных в государственно-правовом отношении, то ее образованию предшествуют договоры, относящиеся к ее конституции. Превращение же единого государства в федеративное, как это имело место в Венесуэле, Мексике, Аргентине, Бразилии, возможно лишь в силу допустимости этого союзной конституцией.

Современная наука конституционного права рассматривает федерализм как принцип, режим и форму государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.

Федерация есть сложное государство, где центр власти один, так как в ней одна, единая система власти; федерализм не является многоцентрализмом власти. Децентрализм всегда имел тенденцию к созданию многих центров власти, независимых друг от друга и лишь условно контролируемых властью федерации. Федерализм, в силу своего объединительного начала, стремится соединить различные центры власти, свести их к единству, сохраняя их автономность во взаимоотношениях между собою и властью федерации. В этом, собственно, и состоит предназначение федеративного государства, направленного на соединение политических или территориальных образований в единое государство.

Важнейшим принципом федерализма является равноправный конституционный статус субъектов федерации. Однако это не означает их равенства. Стоит заметить, что для федеративных государств важным является жесткое требование того, что текст конституции в части, затрагивающей федеративное устройство, не может быть изменён без согласия субъектов федерации.

Среди признаков федерализма можно выделить, прежде всего, принцип единства в многообразии. В социально и этнически разнородном обществе с большими региональными различиями федеративная система выступает в роли «скрепки», которая позволяет учесть многообразные общественные интересы и обеспечить единство в сохранении стабильности в государстве, защитить права и свободы людей.

В итоге можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федераций:

• территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

• верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

• субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

• существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

• основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

• федерация играет роль «закрепителя» в общественных отношениях

• федеративное устройство – золотая середина между централизацией и обеспечением самостоятельности её субъектов

• Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата рассматривается как орган обесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам.

1.2.Виды федеративных государств

Современные федерации разнообразны, и классифицировать их можно по разным признакам. Нужно лишь учесть, что классификации бывают условными: между различными общественными явлениями наблюдаются переходные состояния, иногда соединяются черты той и другой классификационной единицы.

С точки зрения способа создания федеративных государств, принято различать договорные и конституционные федерации. Договорные федерации возникают на основе соглашения, договора, учредительного пакта, заключаемого между самостоятельными государствами. Такое соглашение может быть заключено сразу между всеми объединяющимися государствами, а затем в федерацию вступают другие возникающие государственные образования.

В субъектах федерации иногда имеется своя, судебная система во главе с местными верховными (высокими) судами, хотя нередко создается только единая федеральная система судов, как это имеет место и в России. В единичных федерациях в штатах есть особые суды, аналогов которым нет на федеральном уровне: система мусульманских судов (ОАЭ, Нигерия).

По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов раз­личаются федерации на основе союза и федерации на основе автономии.

По юридической силе нормативных актов различают федерации дуалистического и жёсткого характера. В основе концепции дуалистического федерализма лежит теория двойственности суверенитета в федерации: признание суверенитета самой федерации и суверенитета ее субъектов. Эта теория нашла свое применение в социалистическом праве. Концепция особого статуса отдельных составных частей государства выдвигается в некоторых странах сепаратистскими движениями в отдельных субъектах федерации с целью выхода из нее.

По способу распределения и осуществления властных полномочий различаются централизованные и относительно децентрализованные федерации. Правовые нормы, закрепляющие за федерацией и субъектами тот или иной перечень предметов ведения, полномочий, могут расходиться с их практическим осуществлением.

Все современные федерации в той или иной степени централизованные, хотя степень централизации может быть раз­личной. С другой стороны, ситуация, давление субъектов, другие обстоятельства заставляют осуществлять определенные меры по децентрализации федерации.

1.4. Этапы становления Российского федерализма

Стоит заметить, что наиболее продуктивного рассмотрения вопросов связанных с развитием, проблемами и особенностями современного российского федерализма, необходимо проанализировать «фундамент» на котором построена современная Росссийская Федерация.

Может быть если вычленить положительные черты из опыта предшественников и отсеить черты негативные, можно будет говорить о реальных тенденциях к развитию федеративного государства в России.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1. Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);

3. Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года.

Впервые о федеративном характере нового государства было сказано в проекте Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, подготовленного большевистским руководством к открытию Учредительного собрания и принятого на заседании ВЦИК 3 (16) января 1918 г.

Глава II Особенности Российской модели



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: