Причины суицида среди подростков




КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ПОДРОСТКОВОМ СУИЦИДЕ

 

 

Подростковый суицид всегда вызывал массу вопросов у педагогов и психологов. Казалось бы, что может быть прекраснее юности, когда строится великое множество планов на будущее, жизнь не обременена тягостями работы, быта и ответственности за семью? Это время надежд, встреч, знакомств, возрастающей свободы. Но с другой стороны, это ещё и взросление, которое не проходит гладко ни у кого, а в исключительных случаях, приводит к психологическим травмам и даже к попыткам самоубийства.

Переходный период — сложный этап в становлении личности. Для одних он проходит само собой, в соответствии с общими нормами, для других все намного сложнее. И чтобы не придумывали ученые, какие бы причины не изобретали (изменение солнечной активности, магнитные бури и прочее) основными факторами, влияющими на психику подростка, являются те, которые окружают его постоянно. Основные причины, толкающие ребенка на отказ от жизни, тесно связаны с его ближайшим окружением ― семьей, родителями, друзьями, увлечениями, принадлежностью к той или иной субкультуре. Так же очень многое зависит от самого подростка, его личности, его приспособляемости к трудным жизненным ситуациям и умением с ними бороться.

Прежде чем внимательно рассмотреть причины суицида и как с этим явлением бороться, обратимся к типированию самоубийц.

Типы самоубийц

Психологи различают четыре типа людей, у которых могут появиться суицидальные наклонности:

Аффективный (чувствительный) подростковый суицид, как это ясно из названия, совершается в состоянии аффекта, под влиянием сильных, но сиюминутных чувств. Если попытка самоубийства неудачна, подросток, скорее всего, не будет ее повторять. Толчком к суициду могут стать конфликты в школе, семье или группе сверстников, несчастная любовь, в случае с особо впечатлительными подростками — даже фильм или книга.

Цель демонстративного суицида — привлечь к себе внимание. В этом случае подросток не собирается на самом деле убивать себя, его цель — стать замеченным. Как в стихотворении Григория Остера:

Вот тогда узнают папа с мамою,
Закричат, заплачут и забегают.
И помчатся покупать пирожное,
И в кино с собой возьмут вас вечером.

Попытки самоубийства в этом случае обычно многократные, но истинным самоубийством они заканчиваются разве что случайно. К нему склонны подростки с истерическими чертами личности и демонстративным поведением.

Предупредить аффективный или демонстративный суицид сравнительно несложно, потому что в этих случаях подростки обычно не скрывают своих намерений. Подростки с демонстративным поведением объявляют о них открыто, а с аффективным — хотят быть остановленными на подсознательном уровне.

А вот истинный подростковый суицид предупредить бывает непросто: часто подросток скрывает свои намерения, и отследить изменения в поведении сложно, особенно если подросток склонен к одиночеству. Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к окружающему и самоуважения, повышенная агрессивность. Подросток может перестать следить за своим внешними видом. Подростки, решившие уйти из жизни, могут начать раздавать друзьям и знакомым ценные, дорогие для них вещи.

 

  • эгоист ― человек, сосредоточенный на себе, выпавший из социума;
  • альтруист ―тот, кто наоборот слишком серьезно реагирует на происходящее в его окружении, слишком предан обществу и поэтому способен на «смерть за компанию»;
  • фаталист ― вера в предопределенность, отсутствие внутренней и внешней свобод, необходимых человеку для самовыражения;
  • аномичный самоубийца ― человек с неприятием общепринятых норм поведения и человеческих ценностей.

Есть ещё и так называемые имитаторы и именно эта группа широко распространена среди подростков. Имитаторы используют показной суицид как шантаж, для того, чтобы добиться своей цели. Но чаще, к угрозам совершить попытки суицида прибегают те, кто хочет избежать какого-либо действия или события в жизни. К сожалению, имитация суицида большинством воспринимается как исключительно шантаж или далеко зашедшая игра. Часто взрослые, окружающие подростка, игнорируют демонстративный суицид, считая, что это все от безделья и несерьезного подхода к жизни. Родители и учителя не всегда понимают, что причины, толкающие подростков на такой шаг, совсем не детские глупости, над которыми можно только посмеяться.

А между тем, у детей могут возникнуть очень серьезные переживания, с которыми он может оказаться не в состоянии справится в одиночку. Даже взрослые люди имеют потребность в сложных ситуациях или во время тяжелых потерь (смерть родных или друзей) «поплакать в жилетку»: поделиться своим горем с близкими, ощутить поддержку или получить совет. Что же говорить о подростке, который только начинает познавать жизнь во всех ее проявлениях? Для него суровая реальность может стать непреодолимой преградой для дальнейшего существования. Поэтому важно знать и всегда помнить о том, что любой истинный суицид ― критический шаг человека, который демонстрирует полнейшее отчаяние, а любая имитация самоубийства ― потенциальный истинный.

Важно понять, что подростковый суицид намного более сложен, чем может показаться. Да, никто не спорит, что демонстративный суицид, подобно иным вариантам показного поведения, свойственен подростковому возрасту. Однако за этим могут крыться серьезные проблемы, который подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим.

Причины суицида среди подростков

Считается, что основными причинами для самоубийства являются: ситуация в семье, конфликты с родителями и друзьями, возникшее одиночество, унижения, которым подвергаются подростки со стороны сверстников. Но, эти категории, чаще всего, относятся к сложным социальным группам и условиям, неполным или неблагополучным семьям. Однако существует и огромное влияние массовой культуры, в которой в последнее время тиражируется «вирус самоубийства», который произрастает из культа смерти и подражания кумирам и героям книг, кинофильмов и анимации. Но обо всем по порядку.

Семейные отношения

Здесь сразу стоит отметить, что в основе причин самоубийств, связанных с ситуацией в семье и конфликтах с родителями, лежит недостаток внимания к ребенку. В наше время родители направляют свою деятельность больше на обеспечение материальных благ, нежели духовных. Все чаще приходится слышать выражение «вырастить ребенка» нежели «воспитать ребенка». Однако подобная замена понятий не приводит ни к чему хорошему. В переходный период подросток оставляется без нужной ему поддержки, его система ценностей формируется не в семье, а под влиянием интернета, друзей, улицы. Если ранее он полностью повторял все, что ему преподавали, то есть учился запоминать, то в переходном возрасте человек начинает учиться формировать свои собственные мысли. В поисках альтернативы поведения подросток начинает «делать наоборот». Подобное поведение является неотъемлемым этапом взросления. В это время происходит подмена ценностей и авторитетов. Вместо того, чтобы брать пример с родителей, подростки начинают искать новых авторитетных личностей. Ими могут оказаться ваши родственники, старшие братья и сестры, некоторые учителя и тренеры, а могут и чужие вам люди. Не найдя альтернативы, многие подростки копируют своих кумиров или «вожаков» компаний, которые очень редко могут служить хорошим примером для подражания.

Ситуация в семьях, где растет один ребенок, тоже может стать причиной возникновения мыслей о самоубийстве. Когда в семье двое и более детей, подростки имеют возможность полностью удовлетворять свои эмоциональные потребности в общении друг с другом. Они лучше понимают друг-друга и могут вовремя поделиться друг с другом своими чувствами. Когда же ребенок растет один, ему может не хватать внимания. Родители заняты, а ребенок предоставлен сам себе. И начинает искать другие источники для удовлетворения своего эмоционального «голода», а также для выхода гормональной энергии. Ребенок выходит из-под контроля, начинает проявлять упрямство, снижается успеваемость. И вместо того, чтобы приглядеться к нему, попытаться понять корень проблемы, родители отвечают на его поведение системой запретов и наказаний. Что может вызвать либо ответный протест, либо подавление личности. Переходный возраст — это всегда повышенная эмоциональность, слишком чуткая восприимчивость плюс максимализм и непробиваемая уверенность в собственной правоте и праве на свободу. Любое ограничение со стороны взрослых воспринимается как покушение на свободу личности и угнетение мечущегося духа. Что может спровоцировать демонстративный суицид.

В полных однодетных семьях зачастую можно наблюдать и перегиб в другую сторону. Ребенка окружают со всех сторон излишней заботой и вниманием. В таких случаях вырастает либо эгоист, который привыкает к тому, что мир вертится вокруг его персоны, либо человек, который не может принимать решения самостоятельно, т.к. за него всегда все сделают и решат родители. И тот и другой вариант ― подростки абсолютно не готовые к жизни в обществе. В этом случае легко спрогнозировать будущие конфликты со сверстниками, неспособность адаптироваться в социуме и последующее неприятие этого самого социума.

В неполных семьях, в которых ребенок воспитывается одним из родителей, проблема невнимания стоит очень остро. Мать, как правило, разрывается между работой, домом и воспитанием ребенка и ей не хватает времени на полноценное общение с ним. В результате, как и в других случаях, подросток идет со своими проблемами к друзьям или же замыкается в себе. И в том и в другом случае, он ищет ответы не там, где их можно найти. Все попытки сделать собственные выводы, которые он делает, сводятся к тому, что он никому не нужен, одинок и поэтому глубоко несчастен. Такие мысли рано или поздно приводят к подростковой депрессии и, как следствие, к попыткам суицида.

Невнимание или несерьезное отношение к проблемам и психологическим переживаниям своего ребенка ― прямой путь к неправильному пониманию ситуации и возникновению подавленных состояний, нередко приводящих к суициду.

Несчастная любовь

Как часто взрослые, огладываясь назад, улыбаются, когда вспоминают свою первую несчастную любовь и размер «трагедии», которую в то время казалась невозможно пережить. Вот тут неплохо бы вспомнить и глубину отчаяния, боли и непонимания. Для подростка несчастная любовь может быть не просто крушением иллюзий, а полной потерей желания жить дальше. И разговоры о том, что «таких романтических приключений будет ещё очень много, и оно не стоит подобных страданий» вести не следует. Подросток просто напросто не поймет. Вместо помощи, вместо элементарной потребности выплеснуть свою боль, ребенок получает насмешку над его чувствами и горечью. Именно так воспринимается попытка отшутиться и утешить подобным образом.

В подростковом возрасте любовь воспринимается юношами и девушками, как нечто возвышенное и романтичное. Разочарование в любви часто приводит к суициду. Причем попытка свести счеты с жизнью в таких случаях носит зачастую некий оттенок театральности: подростки придумывают предсмертные записки, долго готовятся к самоубийству. Не заметить такие изменения в поведении может только слепой. Причем, в своих записках и стихах, подростки обвиняют в своей смерти «неблагодарных» возлюбленных, сопровождая это желанием вызвать в них чувство раскаяния – «вот я умру, и ты тогда поймешь, но будет поздно».

Как правило, в таких ситуациях подростки выбирают эффектные способы самоубийства, такие как перерезание вен, отравление медикаментами. Очень часто копируются варианты суицида из художественной литературы или из кинолент.

Школа и учеба

Нередко родители высказывают по отношению к своим детям слишком высокие требования. И, если ребенок не справляется с поставленной планкой, он может почувствовать себя никчемным и поэтому не имеющим право на дальнейшее существование. Разочарование в себе, неспособность соответствовать критериям строгих родителей приводит к неуверенности, депрессиям и появлению суицидальных наклонностей. Нельзя требовать от ребенка того, что он совершить не в состоянии. Если у подростка что-то не получается, не стоит акцентировать на этом повышенное внимание и постоянно обвинять его в бездарности и не способности. Необходимо поддержать его, помочь. Нет абсолютно бесталанных людей. Если не получается одно, всегда найдется что-то другое, в чем ребенок сможет преуспеть.

Ещё одна ошибка родителей заключается в том, что они пытаются сделать из своих детей то, чем они хотели стать сами. Если ребенок по своему складу гуманитарий, из него никогда не получится выдающегося математика. Если ребенок обладает творческими способностями к музыке, литературе или живописи, не следует пытаться сделать из него спортсмена. У него все равно не получится добиться успеха, что приведет к потере веры в себя, замкнутости. Подросток не просто не может самореализоваться, но и делает вывод о том, что никому не интересны его мнение и его интересы. Из-за этого в семье возникают конфликты и взаимное непонимание, накапливается раздражение, что может выплеснуться в попытку суицида. Тут действует принцип «если я никому не интересен как самостоятельная личность, если я не могу заниматься своим любимым делом, то зачем мне жить».

Выбирая для ребенка кружок или спортивную секцию, обязательно нужно учитывать его увлечения и особенности характера. Если ребенок индивидуалист, он никогда не сможет выложиться и показать высокий результат в командных видах спорта. Для таких типов личности проще отвечать за себя. В команде же такие дети теряются и совершают ошибки из-за боязни подвести своих партнеров. Кажется, что наоборот, это должно стать гарантией от ошибок, но на деле все оборачивается иной стороной. Ребенок настолько боится и волнуется, что не может сосредоточиться и правильно и своевременно реагировать на изменение ситуации в игре. Помимо того, что на данной почве у него возникают комплексы, так он ещё и получает постоянные обвинения от своих товарищей по команде и придирки от тренера. Понижается самооценка, подросток остро переживает в глубине души свои неудачи и винит себя в неспособности изменить ситуацию.

Также распространенной причиной для суицида является учебный процесс и связанные с ним сложности. Особенно это касается подростков с высоким уровнем интеллекта, которые сильно выделяются среди своих сверстников высокими оценками. В этом возрасте очень развито чувство «стаи», и тот, кто не вписывается в стандарты этой «стаи» становится изгоем и постоянно подвергается насмешкам и унижениям. Любой из взрослых может вспомнить так называемых «ботаников», над которыми издевались не слишком успевающие в учебе одноклассники. У таких подростков появляется острое чувство отчуждения, они не могут справиться с одиночеством и унижениями, и зачастую не видят другого выхода, нежели свести счеты с жизнью. Или уходят в субкультуру, в которой темы смерти и суицида присутствуют повсеместно.

Нередко школьники попадают в плохую компанию. Для того, чтобы соответствовать вожакам, которые чаще всего уходят в сторону конфронтации с учителями и родителями, приобретают вредные привычки и асоциальное поведение. Согласитесь, среди заводил компаний редко можно встретить хороших мальчиков и девочек. Как правило, это не слишком преуспевающие в учебе дети, которые не обладают большими способностями либо являются запущенными детьми из неблагополучных семей. Чтобы выделится и самоутвердиться, они осознанно становятся «хулиганами», собирая вокруг себя стайки себе подобных. Но в такие компании попадают и вполне благополучные подростки, которые думают, что проще стать «как все», чем противостоять насмешкам. Здесь действует боязнь стать изгоями. Но в итоге, рано или поздно, они понимают, что находится в подобной компании для них невозможно. Внешне они продолжают вести себя как обычно со своими псевдодрузьями, а внутри происходит конфликт с собой. Все больше и больше запутываясь в таком противоречии, подростки находят единственный выход ― самоубийство.

Беда в том, что в наших школах отсутствуют кабинеты психологической помощи. Всевозможные психологические и реабилитационные центры — это хорошо. Но далеко не каждый подросток самостоятельно станет обращаться туда. Если бы в школах наряду с учителями, творческими работниками и врачами работали профессиональные психологи, многих трагедий удалось бы избежать. Учителя и друзья, заметив нездоровые отклонения от привычного поведения у своего ученика или товарища, имели бы возможность обратиться к специалисту с просьбой помочь.

Суицид и СМИ

Как ни странно, пристальное внимание к теме суицида среди подростков, каждый случай которого в последнее время широко освещается в средствах массовой информации, тоже провоцирует молодое поколение на попытки самоубийства. Однако показатели исследований и статистика безжалостны. Ещё в семидесятых годах прошлого века американским ученым был проведен ряд исследований, в результате которых в психологии появился термин «синдром Вертера». После публикаций о самоубийстве подростка, получивших широкий резонанс в прессе, в течение следующей недели происходит новая волна суицидов среди молодежи. Доказана и зависимость между количеством упоминаний о первом случае самоубийства и числом суицидов, последующих вслед за ними. Среди подростков с восприимчивой психикой и сложностями в самореализации это воспринимается как возможность стать героем, прославится на всю страну, быть в центре внимания. Подумать только, о нем расскажут по телевизору, напишут в газетах, и волна сообщений пройдет по новостным лентам и блогам в интернете!

К тому же здесь играет роль и фактор популяризации суицида в массовой культуре. Смерть кажется чем-то загадочным и манящим, появляется соблазн испытать на себе попытку преодоления страха перед ней. Самое печальное, что в таком возрасте ещё нет полного осознания, что смерть необратима. Что вернуться в этом мир уже не удастся, как и насладиться произведенным эффектом. Дети не сталкивались со смертью и не понимают того, что делают. В отличии, например, от нашего послевоенного поколения, воспитанного в духе жизнелюбия. В Великую Отечественную, когда смерть и горе коснулись каждого человека в стране, люди приобрели особо ценное отношение к жизни. Сейчас, перед подростком есть картинка из игры, где у героя несколько жизней, и ореол романтики, которым оброс образ смерти в современной подростковой культуре.

В советское время не зря существовал запрет на публикации и репортажи о самоубийствах. Особенно подростковых. Те, кто сформировал это табу, прекрасно были осведомлены о «синдроме Вертера» и понимали его последствия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: