Развитие социального обеспечения в России в послереволюционный период




В первые послереволюционные (и послевоенные) годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.

Пока еще отсутствовало понятие «социальное обеспечение», но были сделаны первые шаги к нему.

В 1918г. (впервые после установления Советской власти) по личному указу В.И. Ленина всем центральным и местным органам управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему исследования.

В условиях нэпа, дорогу которому открыл Х съезд РКП (б) в 1921 г., социальное обеспечение трудящихся приобретало все новые направления. Так, широкое применение находила система социального страхования.

В год образования СССР (1922 г.) изменилось само понятие «социальное обеспечение». Теперь оно звучало так — «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств».

Особое внимание стало уделяться пенсионному обеспечению и пособиям. Было создано несколько пенсионных страховых фондов (негосударственных). Была налажена система организации рационального отдыха трудящихся (открыты первые санатории, профилактории и дома отдыха). В 1922 г. был издан указ СНК (Совет народных комиссаров) о защите рабочих на особо вредных производствах и их реабилитации в случае получения увечья или инвалидности вследствие этого. Тогда же стали появляться первые государственные страховые общества и компании.

В 1924 г., на II Съезде Советов СССР была принята первая Конституция СССР. Она внесла изменения в систему социального обеспечения, теперь уже населения, а не трудящихся, как было раньше, и его же социального страхования. Это звучало так: «Должно быть произведено полное социальное страхование рабочих:

а) для всех видов наемного труда;

б) для всех видов потери трудоспособности. Именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы».

К 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся, всех видов потери трудоспособности и впервые в мире — от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов.

В послевоенный период основной задачей государства стало восстановление экономики, которое требовало мобилизации всех финансовых ресурсов, поэтому развитие системы социальной защиты было приостановлено. Только с 49-го года Советская власть начинает возвращаться к проблеме дальнейших преобразований системы социальной защиты, что связано с образованием Министерства социального обеспечения.

Естественно, что решение социальных вопросов зависит от экономики государства. Поэтому в нашей стране социальные задачи традиционно включались в экономическую политику. И только с конца 60-х годов социальная политика выделяется в особое направление деятельности партии, хотя и была тесно связана с экономический деятельностью, например повышение благосостояния трудящихся.

О социальной политике много говорилось в связи с задачами активного, целенаправленного формирования интересов и потребностей личности, лучшего использования материальных и духовных благ для всестороннего развития личности.

В СССР сформировалась патерналистская модель социальной защиты, с финансированием главным образом из госбюждета — 95% ассигнований с центральной системой распределения фондов социального обеспечения. Социализм, осуществляя свои программные установки на неуклонный рост народного благосостояния, создавал необходимые условия развития всеобщей и доступной системы социального обеспечения. Право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца было закреплено в Конституции СССР. Это право гарантировалось социальным страхованием граждан, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца и т. д. Наряду с выплатой пенсий и пособий существовало немало других видов обеспечения. Среди них были: профессионально-техническое обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, предоставление инвалидам бесплатной протезно-ортопедической помощи и специальных транспортных средств, содержание престарелых и инвалидов в домах-интернатах, их санаторно-курортное лечение и т. д.

90-е годы привели к ликвидации Советской власти и развалу СССР. Практически вся сложившаяся система социального обеспечения рухнула, что привело к значительному снижению уровня жизни населения, снижению рождаемости и превышению смертности над рождаемостью и другим негативным последствиям. Возник огромный разрыв между уровнем доходов самых богатых граждан РФ и большинством населения страны. Шоковая терапия, проводимая правительством, приведшая к гиперинфляции, к росту безработицы, привела к резкому социальному расслоению населения. За чертой бедности оказалось 2/3 населения РФ. Однако были и положительные нововведения по социальному обслуживанию населения, например в 90-е годы в РФ возникла сеть социальных учреждений по обслуживанию на дому, престарелых и инвалидов


С 1990-х гг. начинает формироваться система социальной защиты, а в ее рамках - система социального обслуживания. На сегодняшний день можно говорить о сложившейся и достаточно развитой структуре социального обслуживания в Российской Федерации, но вместе с этим не уменьшается, а увеличивается число лиц, нуждающихся в помощи. Современное состояние социального обслуживания, прежде всего, характеризуется и обусловлено принятием нового закона об основах социального обслуживания.
В настоящий момент система социального обслуживания населения строится на законе в области социального обслуживания: Федеральный закон № 442 от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социальной поддержке.

Новый закон о социальном обслуживании сменил ранее действующие в стране законы «Об основах социального обслуживания в РФ» и «Об обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые аж в 1995 году, т.е на старте становления системы оказания услуг.
Принятие нового закона, по мнению законодателей, было необходимо в связи с устареванием модели социального обслуживания, основой которого являлись законы 1995 года, и невозможностью удовлетворить потребности нуждающегося населения. Новый закон объединил теоретический и практический опыт социального обслуживания, и должен был способствовать развитию системы социального обслуживания, повысив его качество, эффективность и уровень в целом.

Нововведением закона стало четкое разграничение предмета ведения в области социального обслуживания федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. Так, федеральные органы устанавливают минимальные требования к социальным услугам, в то время как региональные органы занимаются реализацией социального обслуживания на уровне, соответствующем законодательству, а также региональные органы получили возможность устанавливать требования к социальному обслуживанию более высокие, с учетом региональной специфики. В новом законе отсутствует понятие трудной жизненной ситуации, но вводятся в оборот понятия: получателя и поставщика социальных услуг; стандарта социальных услуг; обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Последнее понятие пришло на смену понятия трудной жизненной ситуации, отличием которого является открытость обстоятельств, перечень таких оснований для признания может быть дополнен также региональными органами государственной власти.

Новый закон уходит от понятия клиента социальных услуг, и закрепляет, что оказание социальных услуг, не являющихся самоцелью социального обслуживания, в формах, предусмотренных законом должно способствовать улучшению условий жизни человека и увеличению возможностей к самостоятельному удовлетворению его базовых потребностей. Нововведением предоставления социальных услуг является составление индивидуальной программы, которая фактически еще более углубляет принцип адресности при оказании услуг. Ранее составлялся договор об оказании услуг, который мог носить как срочный, так и бессрочный характер. Индивидуальная программа же в соответствии с законом пересматривается не реже одного раза в три года с учетом результатом реализации этой программы и потребностей граждан. Получатели услуг в соответствии с нововведениями приобрели право на выбор того, кто будет оказывать социальные услуги, что способствует конкуренции на рынке социальных услуг, а значит, улучшению качества услуг и расширению их видов. Новый закон также возлагает на федеральные и региональные органы обязанность по составлению реестра поставщиков социальных услуг, расширяя возможности для негосударственного сектора, т.к в соответствии с законом в данный реестр могут быть включены помимо государственных организаций социального обслуживания, любые юридические лица и предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: