Сознательное организованное поведение дошкольника формируется прежде всего под влиянием условий жизни и воспитания в семье и детском саду.
Семья — это первый коллектив ребенка. Здесь он приобретает первый опыт взаимоотношений с другими людьми, усваивает основы товарищества и взаимной помощи. Взрослые должны стремиться воспитывать в ребенке отзывчивость, умение считаться с интересами других, привычку выполнять свои домашние обязанности с полной ответственностью.
Налаженный быт семьи предполагает разумный распорядок жизни дошкольника. Строгий, четкий режим — существенный фактор в формировании детского пове-. денческого стереотипа. Упорядочению детского поведения содействует ритм жизни, обеспечивающий смену деятельности, приучающий ребенка быть организованным, собранным, подтянутым. «Главная цель режима — накопление правильного'дисциплинарного опыта»3.
В детском саду режиму также придается исключительное значение. Ребята целесообразно деятельны, в определенное время спят, едят, гуляют, играют, зани-
1 Ушинский К. Д. Об учебно-воспитательной работе, 1933, с. 30—31.
1 Макаренко советует родителям, с. 21.
2 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, с. 30—31.
3 Там же, с. 40.
маются, трудятся. Малоподвижные занятия, требующие умственного напряжения, чередуются с отдыхом и активной деятельностью.
Если режимы в семье и в детском саду совпадают, то это значительно облегчает воспитателям задачу фор* мирования у детей организованного поведения, активного послушания и в конечном итоге дисциплинированности.
Возвращаясь из детского сада", Андрей гуляет, ужинает, помогает убирать со стола. Затем играет с товарищем в настольный хоккей или с папой в шашки. После телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши» мальчик сразу же отправляется умываться — и в постель. Завтра рано вставать «на работу». В понимании Андрея детский сад — это такое же ответственное дело, как для папы и мамы работа.
Утром мальчик просыпается почти всегда сам, но все же ждет маминого сигнала:
— Вставай, сынок, а то опоздаем.
Ребенок знает, что маме некогда утром ухаживать за ним. Умыться и одеться — дело совсем не трудное, тем более что все вещи с вечера аккуратно сложены на стуле. Иногда все же приходится прибегать к помощи и а мы: застегнуть верхнюю' пуговицу или поправить воротник рубашки.
Наконец Андрей одет и причесан. Мама, критически осмотрев сына, поправляет отдельные детали костюма.
— Молодец — быстро оделся.
Теперь остается убрать постель. Это, пожалуй, са
мое сложное для него дело, но и с ним мальчик справ
ляется..
До детского сада мама и сын отправляются пешком: здесь всего две остановки.
Ритмичный распорядок дня содействует осознанному выполнению установленных правил. Упорядоченная жизнь не только залог здоровья, но и дисциплиниро* ванности.
Непослушание обычно проявляется гам, где нет строгого режима. Если ребенок гуляет и ест, спит и играет, когда ему заблагорассудится, то его поведение всегда зависит от случая. Недоспал — капризничает, хочет есть — просит апельсин или пирожное, а обедать не желает. У него много предлогов для споров со взрослыми:
то он еще не устал и потому отказывается идти с прогулки, то пытается доказывать, что у него совсем чистые руки и потому их мыть перед едой необязательно и т. д.
Воспитатель напоминает родителям о необходимости строгого соблюдения установленного распорядка. Планомерная организация дня становится привычной для ребенка, он растет.спокойным и уравновешенным, что уже само по себе создает предпосылку к формированию активного послушания. А. С. Макаренко придавал, исключительное значение режиму как дисциплинирую-' щему фактору поведения детей: «В каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее на«рушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребенка, и чем родители будут строже следить за; выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придется прибегать к наказаниям» '.
Послушание ребенка формируется в деятельности. Поэтому в режиме должно быть предусмотрено время для игр, занятий, трудовых поручений, досуга, т. е. для всех ребячьих дел. Правильно организованный день, насыщенный интересным, полезным содержанием, упоря* дочивает поведение ребенка.
Известно, что большую часть времени дети проводят в играх. Игра является школой воспитания чувств дошкольника, и прежде всего нравственных. В игре создаются условия для упражнений в совместных и согласованных действиях, требующих от каждого участника умения договариваться, распределять роли, уступать, считаться с мнением большинства, быть солидарными друг с другом, уметь управлять и подчиняться.
Шестилетний капитан срывающимся от обиды голосом говорит:
— Когда ты был капитаном, я тебя слушался! А ты
меня нет...
— А я не буду тебя слушать. Какой ты капитан! Пси
смотри на себя: у капитанов всегда вид аккуратный, а
ты...
— Я не виноват, что у меня рубашка вылезает... —
оправдывается мальчик, поправляя одежду.
1 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, с. 34. Ч Зчказ 2513
Игра помогает ребенку легче и быстрее усвоить моральные правила, которым он должен подчиняться.
Дети* очень любят, чтобы в их делах принимали участие взрослые. Совместные игры имеют особое значение для установления контакта, близости и взаимопонимания. Участвуя в игре, родители имеют возможность руководить детским поведением, а следовательно, могут использовать игру как средство формирования активного послушания. Когда дошкольник видит в лице взрослого не только своего наставника, но и товарища, то возникшая между ними близость помогает добиваться от детей выполнения требований без особого нажима. И пусть родители не думают, что, бегая с ребенком, играя в прятки или в классики, могут выглядеть несолидно и тем самым утрачивают авторитет в глазах сына или дочери. Опровержением тому служит пример отношений Карла Маркса к своим дочерям: «Нужно было видеть Маркса среди его детей, чтобы понять всю задушевность этого героя науки. В свободные минуты или на прогулках он бегал с ними, играл в самые шумные, веселые игры... Иной раз устраивались даже кавалерийские битвы: девочки резвились совсем по-мальчишески и даже не плакали, когда им слегка попадало» г.
Однако надо приучать ребенка играть и самостоятельно, иначе он будет всегда требовать, чтобы с ним занимались. Если малыша постоянно забавлять, то он не сможет в дальнейшем организовать свою деятель* ность сам, что, естественно, будет отражаться на его поведении. «Умение играть самостоятельно и долго чрезвычайно важно,— говорил А. С. Макаренко. — Это умение успокаивает нервы, приучает не скучать наедине с собой, сосредоточивает внимание и деловое напряжение...
Как правило, дети, не умеющие занять себя игрой, издерганы, нервны, капризны» 2.
Если ребенок может без помощи взрослых найти себе полезное дело, у него вырабатывается стремление всегда быть занятым, что, несомненно, положительно сказывается на его поведений. Однако воспитатель дол-
1 Рассказы- о Марксе и Энгельсе. Воспоминания. М., 1960,
с. 87^-88.
2 Макаренко советует родителям, с. 24.
жен объяснить родителям, что целесообразная деятель* ность дошкольника во многом зависит от организации его быта. У него, как и у всех членов семьи, должен быть свой уголок, где он мог бы самостоятельно играть и заниматься, содержать в порядке свои игрушки, книги, карандаши, краски, настольные игры и т. п. И если у ребенка нет такого определенного места, то он невольно становится нарушителем порядка в, доме: устраива* ется играть там, где всем мешает; садится рисовать за стол, где должны обедать, и т. д.
Высокий культурный уровень быта семьи, целесообразная занятость взрослых и детей — все это имеет огромное организующее значение в воспитании. Если в доме всегда порядок, то и ребенок убирает за собой вещи, не сорит, не разбрасывает игрушки; если родители постоянно заняты каким-то делом, то и он не слоняется, скучая, тратя свою энергию лишь на шалости и бесцельную беготню.
Чрезвычайно важное значение в формировании нравственного поведения детей имеют повседневные трудовые обязанности. Воспитание послушания всегда связано с выработкой волевых качеств. Важно предоставить ребенку возможность приобретать их в трудовой дея< тельности.
Самых маленьких детей надо приобщать к самообслуживанию, всячески побуждая к проявлению самостоятельности. В жизни каждого ребенка рано или поздно наступает день, когда он заявляет: «Я сам». Это важный момент: малыш впервые проявляет волю. И от того, как взрослые воспримут это заявление, будет зависеть дальнейшее развитие его самостоятельности.
Задача воспитателя — объяснить родителям, что, поддерживая в ребенке стремление к самостоятельно* сти, они направляют его детскую энергию на нужную, полезную деятельность. Главное, что «я сам» связано с необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпение, так как, делая что-то, маленький ребенок всег* да встречается с определенными трудностями. Однако следует предостеречь родителей от желания срочно окалывать помощь, если у малыша, например, носок надет наизнанку, а левый ботинок на правую ногу.
Не надо также занижать детские возможности и ке доверять ребенку даже того, с чем бы он вполне спра-
вился. Лучше указать на его ошибку, а исправлять неполадки предоставить самому. Ведь дело не только в приобретении необходимых навыков самообслуживания, но (что еще важнее) в той нравственной основе, на которой возникает стремление действовать самому.
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Исходя из «Программы воспитания в детском саду», педагог должен раскрыть родителям объем трудовых поручений для каждого возраст* ного этапа развития ребенка. Так, например, уже на третьем году жизни в детском саду стараются приучать малышей к выполнению элементарных дел — помочь воспитателю собрать игрушки или вынести их на участок, помочь няне расставить стулья, перед обедом поставить на стол тарелки с хлебом; принести необходимые, материалы для занятий, собрать листья на участке. Аналогичные задания можно давать детям и дома.
Вместе с возрастающими возможностями ребенка следует усложнять поручения, развивая в связи с этим чувство ответственности. Например, в средней группе детям доверяют дежурство по столовой, а затем и дежурство по подготовке к занятиям; разрешают кормить животных, поливать комнатные растения. Вместе ее взрослыми дошкольники трудятся на участке — осены сгребают опавшие листья, зимой расчищают дорожки, весной очищают землю от камешков, чтобы подготовить почву для посадок, летом рыхлят землю, поливают цветы и т. п.
Ребенок четырех-пяти лет в домашних условиях может принять участие во многих хозяйственных делах: стереть пыль, полить цветы, накрыть на стол и т. д. Чтобы привить ребенку чувство ответственности, полезно закреплять за ним отдельные обязанности, учитывая его интересы и возможности. Это уже не разовые. поручения, а постоянные и систематические дела, за которые он отвечает.
Участвуя в общих заботах по дому, дошкольник на практике постигает, что каждый член семьи имеет свои обязанности, от выполнения которых зависят, чистота,-, уют и порядок, что действия всех членов семейного кол-] лектива продиктованы общими интересами — каждый, выполняя свою работу, делает это не только для себя, но и для других.
Имея постоянные обязанности по дому, ребенок приучается трудиться в коллективе, проявлять заботу о папе, маме, бабушке, сестрах и братьях. Чувство ответст* венности усиливается, если родители подчеркивают пользу его труда.
Шестилетний Валерик без напоминания содержит в полном порядке свое игрушечное хозяйство и стол, за которым он занимается, следит за свое.й и бабушкиной обувью, чистит ее, кормит собаку и гуляет с ней.
— У нас в комнате всегда чистота и порядок,— говорит мама соседке,— потому что все, в том числе и Валерик, убирают за собой свои вещи.;
В несложной как будто работе ребенку приходится преодолевать определенные трудности, не только физические, но иногда и моральные: он поставлен перед необходимостью подавить в себе нежелание подчиниться требованиям старших. А это очень важно для развития настойчивости, дисциплины. Также важно, чтобы дошкольник хотел трудиться и получал удовлетворение от результатов своего труда. Выполняя работу по дому или в детском саду не только для себя, ребенок привыкает заботиться о других людях, о родных и товарищах. Узаконенные временем правила жизни семьи оказывают огромное влияние на детей. И как это важно, если ребенок постоянно ощущает себя частицей единого, взаимосвязанного ответственностью и обязанностями семейного коллектива! В дружной семье, где есть общие интересы, свои традиции, создающие атмосферу задушевности, близости и сплоченности, дети обычно растут более дисциплинированными и послушными; трудно переступить семейные законы там, где любое нарушение правил наталкивается на единодушное осуждение. Ребенок встречается с требованиями самой жизни: атмосфера семейного коллектива, не допускающая обман, леность, аморальные поступки, уже сама по себе учит многому. От взрослых он получает уроки общения. Например, он часто видит, что, прежде чем принять какое-то решение, мать и отец советуются друг с другом-, с бабушкой. Или слышит, как отец отказывается от встречи с друзьями, потому что обещал этот день посвятить поездке за город с сыновьями...
В дружной семье и большие и • малые дела — бюджет, обязанности каждого в хозяйстве, предстоящие по-
купки, планирование свободного времени — решаются коллегиально. Все это оказывает на ребенка огромное влияние: проникаясь общим настроением семьи, он усваивает нормы социалистического общежития.
Эмоциональная атмосфера — тоже своего рода семейная традиция. Если для семьи характерен мажор, шутка, юмор, то и ребенок не склонен к проявлению нытья, капризов. Е. А. Аркин писал, что «во всей атмд-сфере семейного быта ничто так заразительно не действует на детей, как господствующее в ней настроение взрослых членов в смысле его постоянства или измен* чивости, бодрости или подавленности, приветливости или угрюмости...»1
«Наиболее надежными путями воспитания у ребенка послушания являются: устойчивость и постоянство в поведении родителей, справедливость и искренность в их отношениях к детям, установление естественного контакта с детьми, исполненного взаимного уважения и до* верия»2.
В семье, где растут Марина и Игорь, отношения больших и маленьких построены на чувстве симпатии, уважения, взаимной ответственности. Каждый проявляет внимание друг к другу, у каждого свои обязанности. Семилетний брат шефствует над трехлетней сестрой: ремонтирует игрушки, помогает ей собираться в детский сад. Также мальчик считает себя и помощником папы. Их часто можно видеть вместе: что-то мастерят, пилят, ходят в магазин за овощами, относят белье в. прачечную.
По семейным традициям в доме не делят дела на мужские и женские, и если, например, мама задерживается на работе, то отец и сын, как самые старшие, разогревают ужин, накрывают на стол. Мальчик горд, когда мама, обращаясь к отцу и сыну, говорит: «Ну, мужчины, не пора ли заканчивать-дела?»
У трехлетней Марины тоже есть свои маленькие, но обязательные заботы, дающие ей возможность ощущать причастность к общим семейным делам: помочь маме положить на стол хлеб и ложки, содержать в полном порядке свои игрушки и т. д.
, с. 136. АркинЕ. А. Дошкольный возраст. М.,1948, с. 88. |
1 Аркин Е. А. Вопросы советского дошкольного воспитания. М.,
1950, с. 136.
2 А
При правильном воспитании ребенок очень рано начинает осознавать, что он равноправный член семьи. С этого зарождается чувство коллективизма. Живя в атмосфере семейного равенства и уважения, дошкольник и сам усваивает такие же способы отношения к людям. «Для других» и «о других», а не «для себя» и «о се* бе» — такие понятия должны внушаться детям с малых лет. Это один из верных путей профилактики эгоизма, избалованности, которым сродни капризы и непослушание.
Хочется Марине повозиться с любимой собакой, но к папе пришли товарищи по работе, и они что-то пишут, сидя за столом. Стало быть, с шумной игрой придется подождать. Конечно, переключиться самостоятельно с веселой беготни на спокойное занятие девочке не всегда удается. И тогда Игорь (по совету родителей) берет шефство над сестренкой: они рисуют, рассматрива* ют картинки в книге, что-то вырезают из бумаги.
Затеял Игорь интересную игру, всю комнату занял своими машинами. Наигрался вдоволь, теперь бы на улицу! Но нужно сложить игрушки, иначе они всем будут мешать, да и так уже заведено в доме — каждый убирает за собой свои вещи сам.
Ребенок повседневно убеждается, что в семье существуют правила, от соблюдения которых во многом зависит гармония интересов и удобств каждого, и что не подчиняться этим правилам просто невозможно. Таким образом, поведение ребенка незаметно для него самого поставлено в зависимость от общего строя жизни семьи, ее общественного мнения.
.Так, подчиняясь семейным законам, не нарушая об* Щего течения жизни взрослых, ребенок приобретает пер-шнтчальные навыки общежития.
В беседе с родителями педагог должен подчеркнуть <м>лыное воспитательное значение родительского автори- тета. Дети пристально присматриваются к поведению Ирослых. Важно, чтобы ребенок видел отношения, проникнутые духом высокой ответственности, чуткости, вни- Мания, заботы, товарищества.
Хорошо, например, если взрослые проявляют интерес к товарищам по работе, к друзьям сына или дочери ни детскому саду, по дому, поощряют их дружбу. Все •'|п учит детей помогать, делиться, уступать, согласо-
39,
вывать свои желания с интересами окружающих, тем самым формируя у них чувство коллективизма, сознательной дисциплинированности.
Большой авторитет приобретают родители в глазах ребенка, если.он видит, что их будни не замыкаются заботами лишь о своей семье. А. С. Макаренко подчеркивал: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение../ Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом...» '
Воспитателю следует часто беседовать с ребятами о том, где и кем работают их родители. Цель этих бесед — научить ценить труд взрослых, поддерживать их авторитет в глазах детей.
Старших дошкольников полезно в доступной форме знакомить и с общественными, поручениями, которые выполняют их папы, мамы и бабушки. Воспитатель, например, может направить внимание деТей на помощь, оказываемую их родителями детскому саду: посаженные деревья и кусты, обновленные игрушки, сшитые к празднику нарядные костюмы, платья, экскурсия на Красную площадь и т. д.
Ребенок должен видеть, что его папа, мама, бабуш
ка пользуются уважением окружающих: с ними совету*
ются, к ним обращаются за помощью. Все, чему до
школьник учится у взрослых, не умея еще пока вник
нуть в суть явлений, накладывает отпечаток на разви
вающуюся личность. С этого зарождаются у ребенка
чувства сопричастности не только к семье, но и ко всем
советским людям, что, конечно, благоприятно влияет
на формирование дисциплинированности, Ответственности
за свои поступки и перед близкими и перед окружаю*
щими. • • :
Активное послушание дошкольника находится в пря«мой зависимости от воспитания в нем чувства коллективизма: жизнь в обществе сверстников немыслима без умения подчинять свое поведение интересам других, проявлять готовность к сознательному выполнению установленных правил.
Макаренко А. С. Лекции для родителей, с. 25.
Ира пришла в детский сад, когда ей было 6 лет. Дома, ее очень баловали, любой каприз оправдывали тем, что она еще маленькая. В группе же девочка сразу была поставлена перед необходимостью подчинять* ся общему течению жизни.
Первое время Ире было очень трудно. По отношению к сверстникам она проявляла неуступчивость, стремление командовать, распоряжаться. За это ее неохотно принимали в общие игры, не поручали ей ответственных ролей. Иногда девочка пыталась протестовать капризным плачем или демонстративно выходила из игры, жаловалась воспитателю. Самым обидным было то, что никто из сверстников не обращал внимания на ее капризы.
Однажды на занятии дети учились делать фонарик из цветной бумаги. Эту игрушку-самоделку каждый ре* бенок должен был подарить соседу по столу, чтобы поздравить его с наступающим Новым годом.
Ира заупрямилась: «Не хочу. Пусть другие делают...»
Воспитатель помог девочке советом, терпеливо показывала еще и" еще раз, как делать фонарик. Но Ира сидела с отсутствующим видом и иногда раздраженно произносила: «Не хочу! Не нужен мне фонарик!»
Занятие окончено. Сосед Иры Виталик поздравляет ее и дарит фонарик. Девочка растерялась: она не ожидала, что получит подарок. Дети укоризненно смотрят на нее, кто-то говорит:
— У всех подарки, а у Виталика нет...
— Ничего,— успокаивает воспитатель,— завтра при
готовим фонарик и для Виталика.
На следующий день утром Ира принесла сделанную ею игрушку-самоделку и вручила ее мальчику..Видимо, и дома она оставалась под впечатлением происшедшего В детском саду. Ей хотелось заслужить расположение ребят.
Негативное поведение ребенка сталкивается в детском коллективе с новой формой отношений, для которой характерны деловитость, равенство, заботливость, справедливая оценка поведения. Именно в детском об* щсстве капризное, собственническое «мое», «дай», «хочу», «не буду» наталкивается на коллективное «наше», •можно», «нельзя», «нужно». Задача педагога — помочь ребенку сжиться с коллективом, найти в нем свое ме-
I •
сто. Этому способствует вся атмосфера жизни в детском обществе. Находясь в нем, ребенок поставлен пе-:ред необходимостью выполнять требования воспитателя, вместе со всеми ребятами подчиняться установленному порядку.
Общение с детьми способствует формированию у ре-I бенка таких качеств, как сдержанность, уступчивость, помогает преодолеть потребительские, эгоистические наклонности, капризы, упрямство, своеволие. Так, жизнь: и деятельность ребенка в обществе сверстников благотворно влияют на всестороннее его развитие.
О ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ К ДЕТЯМ
Требовательность, направленная на то, чтобы ребенок научился подчинять свои желания важным и осознанным целям, научился с полной ответственностью относиться к своим обязанностям, имеет огромное значение в воспитании, ив частности в формировании активного послушания.
Требовательность должна основываться не на насилии над личностью, не на тирании, а на справедливости и глубоком доверии.
А; С. Макаренко постоянно напоминал, что к ребенку надо проявлять как можно больше требовательности и как можно больше уважения, и тогда сложившийся способ отношений станет основой взаимопонимания взрослых и детей. При этом требовательность должна быть взыскательной, обоснованной, последовательной, < направляющей, доброжелательной.
Там, где отношения воспитателей и "детей строятся на основе разумной любви и уважения, требовательность помогает ребенку находить нужные формы поведения.
Нельзя забывать, что у дошкольника есть свои интересы, духовные запросы, являющиеся движущей силой его развития, формирования волевых качеств; нельзя не учитывать, что каждый ребенок испытывает потребность высказать свои маленькие (но для него такие важные!) обиды и радости и в ответ ждет сочувствия, поддержки. Ребенка надо уметь выслушать даже тогда, когда, с точки зрения взрослых, его заботы и волнения выглядят малозначительными. Как это важно
для формирования чувства собственного достоинства, которое является своего рода профилактикой негативных форм поведения!
Конец трудового дня. Родители спешат за своими детьми в детский сад. Витин папа встречает сына неизменными вопросами: как прошел день? Что было но«вого? Чем занимались? Что доброго и полезного сделано? Кому помогал?
Мальчику приятно, что отец проявляет к его делам интерес, и поэтому откровенно рассказывает обо всем, что волнует его: новичок Саша не умеет сам одеваться, и Витя теперь шефствует над ним; ребята «сегодня не дружили с Викой, потому что она жадничала»; в уголке природы появились первые всходы овса, который ребята посеяли сами.
Такие беседы нужны и отцу и сыну: добрые, доверительные отношения большого и маленького — прямой путь к сердцу ребенка.
Уважать ребенка—-это значит считаться с его пра«вами, жизненными потребностями, самолюбием, человеческим достоинством; верить в его возможности; доверять его уму, самостоятельности, стремлению быть хорошим.
Н. К. Крупская в своих воспоминаниях о В. И. Ленине писала: «Владимир Ильич относится всерьез к занятиям ребят, к тому, что они говорят и делают. У него не было и тени того пренебрежительного отношения к детям, того невнимания к ним, которое так часто бывает у взрослых. И потому ребята очень любили его.
Он терпеть не мог манеру превращения детей в игрушку, заставлять их повторять слова, смысл которых мм непонятен, терпеть не мог бессмысленного баловства. Он уважал права детей. В детях он видел будущее» '.
Уважать ребенка как личность — это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним: уметь выслушивать его; сохранять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение: правильно выбрать способ воздействия на ребенка, не насилуя вГО волю и не оскорбляя его человеческого достоинства; Иайти место и время для внушения, разговора по душам; уметь понять мотивы его поступков и, главное, при вы-
1 Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973, с. 147.
боре воспитательных приемов опираться на то лучшее, что есть в ребенке.
Уважение к детям непременно предполагает высокую разумную требовательность, рассчитанную на их совесть и сознание. Если ребенок окружен вниманием, с ним обращаются ласково, но вместе с тем справедливо и требовательно, у него легко возникает готовность выполнять указания воспитателя. Детское расположение и доверие к воспитателю — залог активного послушания. Н. К- Крупская указывала: «Самое важное — это не смотреть на ребенка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку.
Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть не могущего еще быть борцом и строителем, но все.же человека, причем человека будущего»'.
Справедливость и законность требований"—непременное условие формирования осознанного послушания. Если ребенок чувствует, что с ним обошлись неправильно, то он переживает, и реакция может быть самой неожиданной. Даже уравновешенные, послушные дети иногда отвечают на несправедливые требования упрямством и капризами, вступают в пререкания. Некоторые, испытывая глубокое чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым.
Воспитатель делает Лиде замечание за то, что она постоянно оборачивается к соседу по столу и мешает проводить занятие. Девочка обиделась, так как виновата не она, а сидящий сзади мальчик, который незаметно для педагога дергает ее за платье. Лида попыталась возразить, но получила замечание в еще более строгой форме. В результате остаток занятия она просидела' безучастно и задание не выполнила.
Взрослые должны быть последовательны в своих ука«заниях. В беседах с родителями воспитатель обращает их внимание на то, что нельзя чередовать требовательность с попустительством. Если ребенка заставляют убирать игрушки, класть вещи наместо, чистить на ночь зубы и т. п., то этого нужно придерживаться постоянно.
1 Крупская Н, К. О дошкольном воспитании, с. 142.
Если же воспитание строится на уступках, то оно в конечном итоге зависит от детского «хочу—не хочу». Отсюда и педагогическая несостоятельность родителей, их беспомощность в применении мер воздействия.
Дошкольники очень тонко чувствуют отношение к себе взрослых и довольно точно определяют, кого надо слушаться, к чьим указаниям следует относиться с вниманием и уважением. У слабовольных, нетребовательных родителей ребенок не принимает всерьез даже самый строгий их ультиматум, так как он знает, что всегда можно настоять на своем. В этом случае родители незаметно теряют власть над ребенком и управлять им становится все труднее.
Непоследовательность взрослых также отрицательно влияет на поведение дошкольника. Резкие переходы от нежности и заласкивания к иной крайности — чрезмерной строгости — сбивают детей с толку, они с трудом понимают, что от них хотят. Отсюда детская неуравновешенность.
Малыш копается в песочнице, мать ласково смотрит на него, то и дело поправляет ему шапку, фартук, стряхивает песок с одежды. А сколько нежности в ее голосе, когда она обращается к сыну, помогая делать песочные пряники! Но... не успела она отвернуться, как мальчик уже в самой середине лужи! Еще одно мгновение — и мать возле него, с силой потянула к себе и подшлеп-нула:
— Ну вот, намочил сандалии. Теперь придется домой идти переобуваться!
Ребенок плачет...
Мать вытирает ему слезы, пытается поцелуями утешить, но безуспешно: мальчик замахивается, на. нее, топает ногой.
Внезапная перемена в поведении мамы непонятна ребенку, может вызвать капризы, непослушание, ожесточение даже у вполне уравновешенных детей, не склонных к проявлениям негативизма.
Виталик, спокойный, послушный мальчик, пользовался особым расположением воспитателя. Дети назы-|. ми его любимчиком. Заведующая указала педагогу п.| ошибку. Воспитатель по неопытности резко изменил свое отношение к мальчику, ребенок сразу же почувст-Вовал это. Стараясь вернуть к себе прежнее внимание,
он на любые требования педагога, обращенные ко всем детям, отвечал неподчинением.
Такое резкое изменение в отношениях взрослых к ребенку можно наблюдать в некоторых семьях после появления новорожденного. Все внимание переключается на малыша, а старший только слышит: «Не шуми!», «Не мешай!», «Уступи ему, ты ведь большой!» Ребенок болезненно реагирует на вновь сложившиеся взаимоотношения, что, естественно, вызывает у него негативные реакции: упрямство, капризы. Таким путем он хочет вернуть прежнее расположение близких.
На поведение детей в равной мере отрицательно влияют как заниженные, так и завышенные требования.
Если перед ребенком ставят непосильные задачи и не оказывают ему необходимой помощи, то требовательность лишена смысла. Воспитатель должен предостеречь родителей от подобных ошибок, '
Иногда взрослые, стремясь восполнить отсутствие должной требовательности и исправить ошибки воспитания, обрушивают на ребенка целый поток требований: соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, выполнять поручения по дому и т. д. Дошкольник, конечно, не справляется с таким объемом указаний, он нервничает, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.
Чувство меры имеет исключительно большое значе-; ние, и если взрослым оно изменяет, то самые хорошие побуждения могут вызывать у детей негативные формы поведения.
Требования должны быть понятны ребенку, только тогда можно рассчитывать на их сознательное выполнение. Например, следует объяснить дошкольнику, что значит беречь книгу. Нужно рассказать маленькому читателю, что в книгу вложен труд писателя, редактора, художника, наборщика, переплетчика и других людей. Из книги можно узнать много интересного, занятного, поучительного. По книгам учатся школьники, студенты. Кроме того, ребенок должен знать, что беречь — это значит аккуратно обращаться с книгой, хранить ее в шкафу или на полке, брить чистыми руками, листать с правого верхнего угла, не смачивая пальцы слюной, не перегибать страниц и т. п. Конечно, всю сумму указанных сведений следует давать ребенку по мере необходимости,
в зависимости от ситуации и имеющихся у него навыков.
Стремясь быть всегда неуклонным и последовательным в своих требованиях, воспитатель, однако, не мо-> жет не считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием детей. Если, например, мальчик пришел в детский сад с плохим настроением, вялый и забыл поприветствовать взрослых и сверстников, то вряд ли следует заставлять его непременно-поздороваться да еще с приветливой улыбкой. Нельзя забывать, что жизнь диктует не только одни правила, но и ставит взрослых перед необходимостью допускать исключения. И это не несет в себе ничего антипедагогического в том случае, если растущий человек с малых лет усвоил, что исключение — это событие, из ряда вон выходящее, оно оправдано чрезвычайными обстоятельствами.
Очень важно не смешивать требовательность с мелочной опекой, с дерганьем по всякому поводу: «Не ходи туда!», «Не трогай это!» В данном случае поток ука-* заний не оказывает должного воздействия: ребенок привыкает к ним и не воспринимает их, а его инициатива и активность подавлены.
Предъявляя детям определенные требования, необходимо учитывать их возрастные особенности.
В процессе своего развития дошкольник обретает способность к волевым усилиям, накапливает жизненный опыт. Шестилетние дети при правильном воспитании уже начинают понимать, какие поступки заслуживают одобрения, а какие — порицания. На каждой но«вой возрастной ступени ребенок стремится проявить все большую самостоятельность, активно использовать свои возросшие силы и возможности. Все это говорит о том, что требования не могут быть статичными, их необхо* димо перестраивать в соответствии с возрастными изме-> пениями дошкольника.
Известный врач и педагог Е. А. Аркин писал: «Линия поведения родителей должна определять линию развития ребенка. Она должна как бы шествовать впере* ди, освещая путь, вести ребенка от безусловного послушания к самостоятельности, к сознанию ответственности, к сознательной дисциплине, к самодисциплине» '.
1 Аркин Е. А. Вопросы советского дошкольного воспитания. М 1950, с. 143,
С ростом и развитием детей требования изменяются не только по своему объёму, но и по степени трудности. В связи с этим перед взрослыми встает более сложная задача: в каждом конкретном случае добиваться, чтобы ребенок осознал справедливость распоряжения, а следовательно, и необходимость подчиниться ему («Комнатные растения будешь поливать регулярно, иначе они могут погибнуть»). Требование, осознанное как справедливое и необходимое, постепенно становится для дошкольника правилом. В связи с этим меняется и сама форма предъявления требований. Например, вместо не подлежащего сомнению «нельзя» следует использовать «не советую» или «подумай сам, что правильно», «а ка