КАК ВОСПИТЫВАТЬ ГОТОВНОСТЬ К ПОСЛУШАНИЮ




Сознательное организованное поведение дошкольни­ка формируется прежде всего под влиянием условий жизни и воспитания в семье и детском саду.

Семья — это первый коллектив ребенка. Здесь он приобретает первый опыт взаимоотношений с другими людьми, усваивает основы товарищества и взаимной помощи. Взрослые должны стремиться воспитывать в ребенке отзывчивость, умение считаться с интересами других, привычку выполнять свои домашние обязанно­сти с полной ответственностью.

Налаженный быт семьи предполагает разумный рас­порядок жизни дошкольника. Строгий, четкий режим — существенный фактор в формировании детского пове-. денческого стереотипа. Упорядочению детского поведе­ния содействует ритм жизни, обеспечивающий смену деятельности, приучающий ребенка быть организован­ным, собранным, подтянутым. «Главная цель режима — накопление правильного'дисциплинарного опыта»3.

В детском саду режиму также придается исключи­тельное значение. Ребята целесообразно деятельны, в определенное время спят, едят, гуляют, играют, зани-


 


1 Ушинский К. Д. Об учебно-воспитательной работе, 1933, с. 30—31.


1 Макаренко советует родителям, с. 21.

2 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, с. 30—31.

3 Там же, с. 40.



 


маются, трудятся. Малоподвижные занятия, требующие умственного напряжения, чередуются с отдыхом и ак­тивной деятельностью.

Если режимы в семье и в детском саду совпадают, то это значительно облегчает воспитателям задачу фор* мирования у детей организованного поведения, актив­ного послушания и в конечном итоге дисциплинирован­ности.

Возвращаясь из детского сада", Андрей гуляет, ужи­нает, помогает убирать со стола. Затем играет с това­рищем в настольный хоккей или с папой в шашки. Пос­ле телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши» мальчик сразу же отправляется умываться — и в по­стель. Завтра рано вставать «на работу». В понимании Андрея детский сад — это такое же ответственное дело, как для папы и мамы работа.

Утром мальчик просыпается почти всегда сам, но все же ждет маминого сигнала:

— Вставай, сынок, а то опоздаем.

Ребенок знает, что маме некогда утром ухаживать за ним. Умыться и одеться — дело совсем не трудное, тем более что все вещи с вечера аккуратно сложены на стуле. Иногда все же приходится прибегать к помощи и а мы: застегнуть верхнюю' пуговицу или поправить во­ротник рубашки.

Наконец Андрей одет и причесан. Мама, критически осмотрев сына, поправляет отдельные детали костюма.

— Молодец — быстро оделся.

Теперь остается убрать постель. Это, пожалуй, са­
мое сложное для него дело, но и с ним мальчик справ­
ляется..

До детского сада мама и сын отправляются пешком: здесь всего две остановки.

Ритмичный распорядок дня содействует осознанному выполнению установленных правил. Упорядоченная жизнь не только залог здоровья, но и дисциплиниро* ванности.

Непослушание обычно проявляется гам, где нет стро­гого режима. Если ребенок гуляет и ест, спит и играет, когда ему заблагорассудится, то его поведение всегда зависит от случая. Недоспал — капризничает, хочет есть — просит апельсин или пирожное, а обедать не же­лает. У него много предлогов для споров со взрослыми:


то он еще не устал и потому отказывается идти с про­гулки, то пытается доказывать, что у него совсем чи­стые руки и потому их мыть перед едой необязатель­но и т. д.

Воспитатель напоминает родителям о необходимости строгого соблюдения установленного распорядка. Пла­номерная организация дня становится привычной для ребенка, он растет.спокойным и уравновешенным, что уже само по себе создает предпосылку к формирова­нию активного послушания. А. С. Макаренко придавал, исключительное значение режиму как дисциплинирую-' щему фактору поведения детей: «В каждой семье дол­жен существовать такой порядок, чтобы малейшее на«рушение режима было обязательно отмечено. Это нуж­но делать с самого малого возраста ребенка, и чем ро­дители будут строже следить за; выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впослед­ствии придется прибегать к наказаниям» '.

Послушание ребенка формируется в деятельности. Поэтому в режиме должно быть предусмотрено время для игр, занятий, трудовых поручений, досуга, т. е. для всех ребячьих дел. Правильно организованный день, на­сыщенный интересным, полезным содержанием, упоря* дочивает поведение ребенка.

Известно, что большую часть времени дети прово­дят в играх. Игра является школой воспитания чувств дошкольника, и прежде всего нравственных. В игре соз­даются условия для упражнений в совместных и согла­сованных действиях, требующих от каждого участника умения договариваться, распределять роли, уступать, считаться с мнением большинства, быть солидарными друг с другом, уметь управлять и подчиняться.

Шестилетний капитан срывающимся от обиды голо­сом говорит:

— Когда ты был капитаном, я тебя слушался! А ты
меня нет...

— А я не буду тебя слушать. Какой ты капитан! Пси
смотри на себя: у капитанов всегда вид аккуратный, а
ты...

— Я не виноват, что у меня рубашка вылезает... —
оправдывается мальчик, поправляя одежду.

1 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, с. 34. Ч Зчказ 2513


 


 


Игра помогает ребенку легче и быстрее усвоить мо­ральные правила, которым он должен подчиняться.

Дети* очень любят, чтобы в их делах принимали уча­стие взрослые. Совместные игры имеют особое значе­ние для установления контакта, близости и взаимопо­нимания. Участвуя в игре, родители имеют возможность руководить детским поведением, а следовательно, мо­гут использовать игру как средство формирования ак­тивного послушания. Когда дошкольник видит в лице взрослого не только своего наставника, но и товарища, то возникшая между ними близость помогает добивать­ся от детей выполнения требований без особого нажи­ма. И пусть родители не думают, что, бегая с ребенком, играя в прятки или в классики, могут выглядеть несо­лидно и тем самым утрачивают авторитет в глазах сына или дочери. Опровержением тому служит пример отно­шений Карла Маркса к своим дочерям: «Нужно было видеть Маркса среди его детей, чтобы понять всю за­душевность этого героя науки. В свободные минуты или на прогулках он бегал с ними, играл в самые шумные, веселые игры... Иной раз устраивались даже кавалерий­ские битвы: девочки резвились совсем по-мальчишески и даже не плакали, когда им слегка попадало» г.

Однако надо приучать ребенка играть и самостоя­тельно, иначе он будет всегда требовать, чтобы с ним занимались. Если малыша постоянно забавлять, то он не сможет в дальнейшем организовать свою деятель* ность сам, что, естественно, будет отражаться на его по­ведении. «Умение играть самостоятельно и долго чрез­вычайно важно,— говорил А. С. Макаренко. — Это уме­ние успокаивает нервы, приучает не скучать наедине с собой, сосредоточивает внимание и деловое напря­жение...

Как правило, дети, не умеющие занять себя игрой, издерганы, нервны, капризны» 2.

Если ребенок может без помощи взрослых найти се­бе полезное дело, у него вырабатывается стремление всегда быть занятым, что, несомненно, положительно сказывается на его поведений. Однако воспитатель дол-

1 Рассказы- о Марксе и Энгельсе. Воспоминания. М., 1960,
с. 87^-88.

2 Макаренко советует родителям, с. 24.


жен объяснить родителям, что целесообразная деятель* ность дошкольника во многом зависит от организации его быта. У него, как и у всех членов семьи, должен быть свой уголок, где он мог бы самостоятельно играть и заниматься, содержать в порядке свои игрушки, кни­ги, карандаши, краски, настольные игры и т. п. И если у ребенка нет такого определенного места, то он неволь­но становится нарушителем порядка в, доме: устраива* ется играть там, где всем мешает; садится рисовать за стол, где должны обедать, и т. д.

Высокий культурный уровень быта семьи, целесооб­разная занятость взрослых и детей — все это имеет ог­ромное организующее значение в воспитании. Если в доме всегда порядок, то и ребенок убирает за собой ве­щи, не сорит, не разбрасывает игрушки; если родители постоянно заняты каким-то делом, то и он не слоняется, скучая, тратя свою энергию лишь на шалости и бесцель­ную беготню.

Чрезвычайно важное значение в формировании нрав­ственного поведения детей имеют повседневные трудо­вые обязанности. Воспитание послушания всегда связа­но с выработкой волевых качеств. Важно предоставить ребенку возможность приобретать их в трудовой дея< тельности.

Самых маленьких детей надо приобщать к самооб­служиванию, всячески побуждая к проявлению само­стоятельности. В жизни каждого ребенка рано или позд­но наступает день, когда он заявляет: «Я сам». Это важный момент: малыш впервые проявляет волю. И от того, как взрослые воспримут это заявление, будет за­висеть дальнейшее развитие его самостоятельности.

Задача воспитателя — объяснить родителям, что, поддерживая в ребенке стремление к самостоятельно* сти, они направляют его детскую энергию на нужную, полезную деятельность. Главное, что «я сам» связано с необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпение, так как, делая что-то, маленький ребенок всег* да встречается с определенными трудностями. Однако следует предостеречь родителей от желания срочно ока­лывать помощь, если у малыша, например, носок надет наизнанку, а левый ботинок на правую ногу.

Не надо также занижать детские возможности и ке доверять ребенку даже того, с чем бы он вполне спра-


 


 


вился. Лучше указать на его ошибку, а исправлять не­поладки предоставить самому. Ведь дело не только в приобретении необходимых навыков самообслуживания, но (что еще важнее) в той нравственной основе, на ко­торой возникает стремление действовать самому.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно на­чинаться очень рано. Исходя из «Программы воспита­ния в детском саду», педагог должен раскрыть родите­лям объем трудовых поручений для каждого возраст* ного этапа развития ребенка. Так, например, уже на третьем году жизни в детском саду стараются приучать малышей к выполнению элементарных дел — помочь воспитателю собрать игрушки или вынести их на уча­сток, помочь няне расставить стулья, перед обедом по­ставить на стол тарелки с хлебом; принести необходи­мые, материалы для занятий, собрать листья на участке. Аналогичные задания можно давать детям и дома.

Вместе с возрастающими возможностями ребенка следует усложнять поручения, развивая в связи с этим чувство ответственности. Например, в средней группе детям доверяют дежурство по столовой, а затем и де­журство по подготовке к занятиям; разрешают кормить животных, поливать комнатные растения. Вместе ее взрослыми дошкольники трудятся на участке — осены сгребают опавшие листья, зимой расчищают дорожки, весной очищают землю от камешков, чтобы подготовить почву для посадок, летом рыхлят землю, поливают цве­ты и т. п.

Ребенок четырех-пяти лет в домашних условиях мо­жет принять участие во многих хозяйственных делах: стереть пыль, полить цветы, накрыть на стол и т. д. Чтобы привить ребенку чувство ответственности, по­лезно закреплять за ним отдельные обязанности, учи­тывая его интересы и возможности. Это уже не разовые. поручения, а постоянные и систематические дела, за ко­торые он отвечает.

Участвуя в общих заботах по дому, дошкольник на практике постигает, что каждый член семьи имеет свои обязанности, от выполнения которых зависят, чистота,-, уют и порядок, что действия всех членов семейного кол-] лектива продиктованы общими интересами — каждый, выполняя свою работу, делает это не только для себя, но и для других.


Имея постоянные обязанности по дому, ребенок при­учается трудиться в коллективе, проявлять заботу о па­пе, маме, бабушке, сестрах и братьях. Чувство ответст* венности усиливается, если родители подчеркивают пользу его труда.

Шестилетний Валерик без напоминания содержит в полном порядке свое игрушечное хозяйство и стол, за которым он занимается, следит за свое.й и бабушкиной обувью, чистит ее, кормит собаку и гуляет с ней.

— У нас в комнате всегда чистота и порядок,— го­ворит мама соседке,— потому что все, в том числе и Ва­лерик, убирают за собой свои вещи.;

В несложной как будто работе ребенку приходится преодолевать определенные трудности, не только физи­ческие, но иногда и моральные: он поставлен перед не­обходимостью подавить в себе нежелание подчиниться требованиям старших. А это очень важно для развития настойчивости, дисциплины. Также важно, чтобы до­школьник хотел трудиться и получал удовлетворение от результатов своего труда. Выполняя работу по дому или в детском саду не только для себя, ребенок привыкает заботиться о других людях, о родных и товарищах. Узаконенные временем правила жизни семьи оказы­вают огромное влияние на детей. И как это важно, если ребенок постоянно ощущает себя частицей единого, взаимосвязанного ответственностью и обязанностями се­мейного коллектива! В дружной семье, где есть общие интересы, свои традиции, создающие атмосферу заду­шевности, близости и сплоченности, дети обычно растут более дисциплинированными и послушными; трудно пе­реступить семейные законы там, где любое нарушение правил наталкивается на единодушное осуждение. Ре­бенок встречается с требованиями самой жизни: атмо­сфера семейного коллектива, не допускающая обман, леность, аморальные поступки, уже сама по себе учит многому. От взрослых он получает уроки общения. На­пример, он часто видит, что, прежде чем принять ка­кое-то решение, мать и отец советуются друг с другом-, с бабушкой. Или слышит, как отец отказывается от встречи с друзьями, потому что обещал этот день посвя­тить поездке за город с сыновьями...

В дружной семье и большие и • малые дела — бюд­жет, обязанности каждого в хозяйстве, предстоящие по-


 


 


 


купки, планирование свободного времени — решаются коллегиально. Все это оказывает на ребенка огромное влияние: проникаясь общим настроением семьи, он ус­ваивает нормы социалистического общежития.

Эмоциональная атмосфера — тоже своего рода се­мейная традиция. Если для семьи характерен мажор, шутка, юмор, то и ребенок не склонен к проявлению нытья, капризов. Е. А. Аркин писал, что «во всей атмд-сфере семейного быта ничто так заразительно не дей­ствует на детей, как господствующее в ней настроение взрослых членов в смысле его постоянства или измен* чивости, бодрости или подавленности, приветливости или угрюмости...»1

«Наиболее надежными путями воспитания у ребенка послушания являются: устойчивость и постоянство в по­ведении родителей, справедливость и искренность в их отношениях к детям, установление естественного кон­такта с детьми, исполненного взаимного уважения и до* верия»2.

В семье, где растут Марина и Игорь, отношения больших и маленьких построены на чувстве симпатии, уважения, взаимной ответственности. Каждый проявля­ет внимание друг к другу, у каждого свои обязанности. Семилетний брат шефствует над трехлетней сестрой: ре­монтирует игрушки, помогает ей собираться в детский сад. Также мальчик считает себя и помощником папы. Их часто можно видеть вместе: что-то мастерят, пилят, ходят в магазин за овощами, относят белье в. прачеч­ную.

По семейным традициям в доме не делят дела на мужские и женские, и если, например, мама задержи­вается на работе, то отец и сын, как самые старшие, разогревают ужин, накрывают на стол. Мальчик горд, когда мама, обращаясь к отцу и сыну, говорит: «Ну, мужчины, не пора ли заканчивать-дела?»

У трехлетней Марины тоже есть свои маленькие, но обязательные заботы, дающие ей возможность ощущать причастность к общим семейным делам: помочь маме положить на стол хлеб и ложки, содержать в полном порядке свои игрушки и т. д.

, с. 136. АркинЕ. А. Дошкольный возраст. М.,1948, с. 88.

1 Аркин Е. А. Вопросы советского дошкольного воспитания. М.,
1950, с. 136.

2 А


При правильном воспитании ребенок очень рано на­чинает осознавать, что он равноправный член семьи. С этого зарождается чувство коллективизма. Живя в атмо­сфере семейного равенства и уважения, дошкольник и сам усваивает такие же способы отношения к людям. «Для других» и «о других», а не «для себя» и «о се* бе» — такие понятия должны внушаться детям с малых лет. Это один из верных путей профилактики эгоизма, избалованности, которым сродни капризы и непослуша­ние.

Хочется Марине повозиться с любимой собакой, но к папе пришли товарищи по работе, и они что-то пишут, сидя за столом. Стало быть, с шумной игрой придется подождать. Конечно, переключиться самостоятельно с веселой беготни на спокойное занятие девочке не всег­да удается. И тогда Игорь (по совету родителей) бе­рет шефство над сестренкой: они рисуют, рассматрива* ют картинки в книге, что-то вырезают из бумаги.

Затеял Игорь интересную игру, всю комнату занял своими машинами. Наигрался вдоволь, теперь бы на улицу! Но нужно сложить игрушки, иначе они всем бу­дут мешать, да и так уже заведено в доме — каждый убирает за собой свои вещи сам.

Ребенок повседневно убеждается, что в семье суще­ствуют правила, от соблюдения которых во многом за­висит гармония интересов и удобств каждого, и что не подчиняться этим правилам просто невозможно. Таким образом, поведение ребенка незаметно для него самого поставлено в зависимость от общего строя жизни семьи, ее общественного мнения.

.Так, подчиняясь семейным законам, не нарушая об* Щего течения жизни взрослых, ребенок приобретает пер-шнтчальные навыки общежития.

В беседе с родителями педагог должен подчеркнуть <м>лыное воспитательное значение родительского автори- тета. Дети пристально присматриваются к поведению Ирослых. Важно, чтобы ребенок видел отношения, про­никнутые духом высокой ответственности, чуткости, вни- Мания, заботы, товарищества.

Хорошо, например, если взрослые проявляют инте­рес к товарищам по работе, к друзьям сына или дочери ни детскому саду, по дому, поощряют их дружбу. Все •'|п учит детей помогать, делиться, уступать, согласо-

39,


 


вывать свои желания с интересами окружающих, тем самым формируя у них чувство коллективизма, созна­тельной дисциплинированности.

Большой авторитет приобретают родители в глазах ребенка, если.он видит, что их будни не замыкаются за­ботами лишь о своей семье. А. С. Макаренко подчер­кивал: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение../ Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом...» '

Воспитателю следует часто беседовать с ребятами о том, где и кем работают их родители. Цель этих бе­сед — научить ценить труд взрослых, поддерживать их авторитет в глазах детей.

Старших дошкольников полезно в доступной форме знакомить и с общественными, поручениями, которые вы­полняют их папы, мамы и бабушки. Воспитатель, на­пример, может направить внимание деТей на помощь, оказываемую их родителями детскому саду: посажен­ные деревья и кусты, обновленные игрушки, сшитые к празднику нарядные костюмы, платья, экскурсия на Красную площадь и т. д.

Ребенок должен видеть, что его папа, мама, бабуш­
ка пользуются уважением окружающих: с ними совету*
ются, к ним обращаются за помощью. Все, чему до­
школьник учится у взрослых, не умея еще пока вник­
нуть в суть явлений, накладывает отпечаток на разви­
вающуюся личность. С этого зарождаются у ребенка
чувства сопричастности не только к семье, но и ко всем
советским людям, что, конечно, благоприятно влияет
на формирование дисциплинированности, Ответственности
за свои поступки и перед близкими и перед окружаю*
щими. • • :

Активное послушание дошкольника находится в пря«мой зависимости от воспитания в нем чувства коллекти­визма: жизнь в обществе сверстников немыслима без умения подчинять свое поведение интересам других, про­являть готовность к сознательному выполнению уста­новленных правил.

Макаренко А. С. Лекции для родителей, с. 25.


Ира пришла в детский сад, когда ей было 6 лет. Дома, ее очень баловали, любой каприз оправдывали тем, что она еще маленькая. В группе же девочка сра­зу была поставлена перед необходимостью подчинять* ся общему течению жизни.

Первое время Ире было очень трудно. По отноше­нию к сверстникам она проявляла неуступчивость, стремление командовать, распоряжаться. За это ее не­охотно принимали в общие игры, не поручали ей ответ­ственных ролей. Иногда девочка пыталась протестовать капризным плачем или демонстративно выходила из иг­ры, жаловалась воспитателю. Самым обидным было то, что никто из сверстников не обращал внимания на ее капризы.

Однажды на занятии дети учились делать фонарик из цветной бумаги. Эту игрушку-самоделку каждый ре* бенок должен был подарить соседу по столу, чтобы позд­равить его с наступающим Новым годом.

Ира заупрямилась: «Не хочу. Пусть другие делают...»

Воспитатель помог девочке советом, терпеливо пока­зывала еще и" еще раз, как делать фонарик. Но Ира си­дела с отсутствующим видом и иногда раздраженно произносила: «Не хочу! Не нужен мне фонарик!»

Занятие окончено. Сосед Иры Виталик поздравляет ее и дарит фонарик. Девочка растерялась: она не ожи­дала, что получит подарок. Дети укоризненно смотрят на нее, кто-то говорит:

— У всех подарки, а у Виталика нет...

— Ничего,— успокаивает воспитатель,— завтра при­
готовим фонарик и для Виталика.

На следующий день утром Ира принесла сделанную ею игрушку-самоделку и вручила ее мальчику..Видимо, и дома она оставалась под впечатлением происшедшего В детском саду. Ей хотелось заслужить расположение ребят.

Негативное поведение ребенка сталкивается в дет­ском коллективе с новой формой отношений, для кото­рой характерны деловитость, равенство, заботливость, справедливая оценка поведения. Именно в детском об* щсстве капризное, собственническое «мое», «дай», «хо­чу», «не буду» наталкивается на коллективное «наше», •можно», «нельзя», «нужно». Задача педагога — помочь ребенку сжиться с коллективом, найти в нем свое ме-


I •


сто. Этому способствует вся атмосфера жизни в дет­ском обществе. Находясь в нем, ребенок поставлен пе-:ред необходимостью выполнять требования воспитателя, вместе со всеми ребятами подчиняться установленному порядку.

Общение с детьми способствует формированию у ре-I бенка таких качеств, как сдержанность, уступчивость, помогает преодолеть потребительские, эгоистические на­клонности, капризы, упрямство, своеволие. Так, жизнь: и деятельность ребенка в обществе сверстников благо­творно влияют на всестороннее его развитие.

О ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ К ДЕТЯМ

Требовательность, направленная на то, чтобы ребе­нок научился подчинять свои желания важным и осо­знанным целям, научился с полной ответственностью от­носиться к своим обязанностям, имеет огромное значе­ние в воспитании, ив частности в формировании актив­ного послушания.

Требовательность должна основываться не на наси­лии над личностью, не на тирании, а на справедливости и глубоком доверии.

А; С. Макаренко постоянно напоминал, что к ребен­ку надо проявлять как можно больше требовательности и как можно больше уважения, и тогда сложившийся способ отношений станет основой взаимопонимания взрослых и детей. При этом требовательность должна быть взыскательной, обоснованной, последовательной, < направляющей, доброжелательной.

Там, где отношения воспитателей и "детей строятся на основе разумной любви и уважения, требователь­ность помогает ребенку находить нужные формы поведе­ния.

Нельзя забывать, что у дошкольника есть свои ин­тересы, духовные запросы, являющиеся движущей си­лой его развития, формирования волевых качеств; нель­зя не учитывать, что каждый ребенок испытывает по­требность высказать свои маленькие (но для него та­кие важные!) обиды и радости и в ответ ждет сочувст­вия, поддержки. Ребенка надо уметь выслушать даже тогда, когда, с точки зрения взрослых, его заботы и волнения выглядят малозначительными. Как это важно


для формирования чувства собственного достоинства, которое является своего рода профилактикой негатив­ных форм поведения!

Конец трудового дня. Родители спешат за своими детьми в детский сад. Витин папа встречает сына не­изменными вопросами: как прошел день? Что было но«вого? Чем занимались? Что доброго и полезного сдела­но? Кому помогал?

Мальчику приятно, что отец проявляет к его делам интерес, и поэтому откровенно рассказывает обо всем, что волнует его: новичок Саша не умеет сам одеваться, и Витя теперь шефствует над ним; ребята «сегодня не дружили с Викой, потому что она жадничала»; в угол­ке природы появились первые всходы овса, который ре­бята посеяли сами.

Такие беседы нужны и отцу и сыну: добрые, дове­рительные отношения большого и маленького — прямой путь к сердцу ребенка.

Уважать ребенка—-это значит считаться с его пра«вами, жизненными потребностями, самолюбием, челове­ческим достоинством; верить в его возможности; дове­рять его уму, самостоятельности, стремлению быть хо­рошим.

Н. К. Крупская в своих воспоминаниях о В. И. Лени­не писала: «Владимир Ильич относится всерьез к заня­тиям ребят, к тому, что они говорят и делают. У него не было и тени того пренебрежительного отношения к детям, того невнимания к ним, которое так часто бывает у взрослых. И потому ребята очень любили его.

Он терпеть не мог манеру превращения детей в иг­рушку, заставлять их повторять слова, смысл которых мм непонятен, терпеть не мог бессмысленного баловства. Он уважал права детей. В детях он видел будущее» '.

Уважать ребенка как личность — это значит прояв­лять деликатность, такт в обращении с ним: уметь вы­слушивать его; сохранять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение: правиль­но выбрать способ воздействия на ребенка, не насилуя вГО волю и не оскорбляя его человеческого достоинства; Иайти место и время для внушения, разговора по душам; уметь понять мотивы его поступков и, главное, при вы-

1 Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973, с. 147.


 


боре воспитательных приемов опираться на то лучшее, что есть в ребенке.

Уважение к детям непременно предполагает высо­кую разумную требовательность, рассчитанную на их совесть и сознание. Если ребенок окружен вниманием, с ним обращаются ласково, но вместе с тем справедли­во и требовательно, у него легко возникает готовность выполнять указания воспитателя. Детское расположе­ние и доверие к воспитателю — залог активного послу­шания. Н. К- Крупская указывала: «Самое важное — это не смотреть на ребенка как на свою живую собст­венность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку.

Надо научиться смотреть на ребенка как на челове­ка, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защи­те, пусть не могущего еще быть борцом и строителем, но все.же человека, причем человека будущего»'.

Справедливость и законность требований"—непре­менное условие формирования осознанного послушания. Если ребенок чувствует, что с ним обошлись неправиль­но, то он переживает, и реакция может быть самой не­ожиданной. Даже уравновешенные, послушные дети иногда отвечают на несправедливые требования упрям­ством и капризами, вступают в пререкания. Некоторые, испытывая глубокое чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым.

Воспитатель делает Лиде замечание за то, что она постоянно оборачивается к соседу по столу и мешает проводить занятие. Девочка обиделась, так как винова­та не она, а сидящий сзади мальчик, который незаметно для педагога дергает ее за платье. Лида попыталась возразить, но получила замечание в еще более строгой форме. В результате остаток занятия она просидела' безучастно и задание не выполнила.

Взрослые должны быть последовательны в своих ука«заниях. В беседах с родителями воспитатель обращает их внимание на то, что нельзя чередовать требователь­ность с попустительством. Если ребенка заставляют уби­рать игрушки, класть вещи наместо, чистить на ночь зу­бы и т. п., то этого нужно придерживаться постоянно.

1 Крупская Н, К. О дошкольном воспитании, с. 142.


Если же воспитание строится на уступках, то оно в конечном итоге зависит от детского «хочу—не хочу». Отсюда и педагогическая несостоятельность родителей, их беспомощность в применении мер воздействия.

Дошкольники очень тонко чувствуют отношение к се­бе взрослых и довольно точно определяют, кого надо слушаться, к чьим указаниям следует относиться с вни­манием и уважением. У слабовольных, нетребователь­ных родителей ребенок не принимает всерьез даже са­мый строгий их ультиматум, так как он знает, что всег­да можно настоять на своем. В этом случае родители незаметно теряют власть над ребенком и управлять им становится все труднее.

Непоследовательность взрослых также отрицательно влияет на поведение дошкольника. Резкие переходы от нежности и заласкивания к иной крайности — чрезмер­ной строгости — сбивают детей с толку, они с трудом понимают, что от них хотят. Отсюда детская неуравно­вешенность.

Малыш копается в песочнице, мать ласково смотрит на него, то и дело поправляет ему шапку, фартук, стря­хивает песок с одежды. А сколько нежности в ее голосе, когда она обращается к сыну, помогая делать песочные пряники! Но... не успела она отвернуться, как мальчик уже в самой середине лужи! Еще одно мгновение — и мать возле него, с силой потянула к себе и подшлеп-нула:

— Ну вот, намочил сандалии. Теперь придется домой идти переобуваться!

Ребенок плачет...

Мать вытирает ему слезы, пытается поцелуями уте­шить, но безуспешно: мальчик замахивается, на. нее, то­пает ногой.

Внезапная перемена в поведении мамы непонятна ребенку, может вызвать капризы, непослушание, оже­сточение даже у вполне уравновешенных детей, не склонных к проявлениям негативизма.

Виталик, спокойный, послушный мальчик, пользо­вался особым расположением воспитателя. Дети назы-|. ми его любимчиком. Заведующая указала педагогу п.| ошибку. Воспитатель по неопытности резко изменил свое отношение к мальчику, ребенок сразу же почувст-Вовал это. Стараясь вернуть к себе прежнее внимание,


 


он на любые требования педагога, обращенные ко всем детям, отвечал неподчинением.

Такое резкое изменение в отношениях взрослых к ре­бенку можно наблюдать в некоторых семьях после появ­ления новорожденного. Все внимание переключается на малыша, а старший только слышит: «Не шуми!», «Не мешай!», «Уступи ему, ты ведь большой!» Ребенок бо­лезненно реагирует на вновь сложившиеся взаимоотно­шения, что, естественно, вызывает у него негативные реакции: упрямство, капризы. Таким путем он хочет вернуть прежнее расположение близких.

На поведение детей в равной мере отрицательно влияют как заниженные, так и завышенные требования.

Если перед ребенком ставят непосильные задачи и не оказывают ему необходимой помощи, то требователь­ность лишена смысла. Воспитатель должен предостеречь родителей от подобных ошибок, '

Иногда взрослые, стремясь восполнить отсутствие должной требовательности и исправить ошибки воспи­тания, обрушивают на ребенка целый поток требований: соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, выполнять поручения по дому и т. д. Дошкольник, конечно, не справляется с таким объемом указаний, он нервничает, что нередко приводит к конфликтным ситуа­циям.

Чувство меры имеет исключительно большое значе-; ние, и если взрослым оно изменяет, то самые хорошие побуждения могут вызывать у детей негативные формы поведения.

Требования должны быть понятны ребенку, только тогда можно рассчитывать на их сознательное выпол­нение. Например, следует объяснить дошкольнику, что значит беречь книгу. Нужно рассказать маленькому читателю, что в книгу вложен труд писателя, редак­тора, художника, наборщика, переплетчика и других людей. Из книги можно узнать много интересного, занят­ного, поучительного. По книгам учатся школьники, сту­денты. Кроме того, ребенок должен знать, что беречь — это значит аккуратно обращаться с книгой, хранить ее в шкафу или на полке, брить чистыми руками, листать с правого верхнего угла, не смачивая пальцы слюной, не пе­регибать страниц и т. п. Конечно, всю сумму указанных сведений следует давать ребенку по мере необходимости,


 


в зависимости от ситуации и имеющихся у него навыков.

Стремясь быть всегда неуклонным и последователь­ным в своих требованиях, воспитатель, однако, не мо-> жет не считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием детей. Если, например, мальчик пришел в детский сад с плохим настроением, вялый и забыл поприветствовать взрослых и сверстников, то вряд ли следует заставлять его непременно-поздороваться да еще с приветливой улыбкой. Нельзя забывать, что жизнь диктует не только одни правила, но и ставит взрослых перед необходимостью допускать исключения. И это не несет в себе ничего антипедагогического в том случае, если растущий человек с малых лет усвоил, что исклю­чение — это событие, из ряда вон выходящее, оно оп­равдано чрезвычайными обстоятельствами.

Очень важно не смешивать требовательность с ме­лочной опекой, с дерганьем по всякому поводу: «Не хо­ди туда!», «Не трогай это!» В данном случае поток ука-* заний не оказывает должного воздействия: ребенок привыкает к ним и не воспринимает их, а его инициатива и активность подавлены.

Предъявляя детям определенные требования, необ­ходимо учитывать их возрастные особенности.

В процессе своего развития дошкольник обретает способность к волевым усилиям, накапливает жизнен­ный опыт. Шестилетние дети при правильном воспита­нии уже начинают понимать, какие поступки заслужи­вают одобрения, а какие — порицания. На каждой но«вой возрастной ступени ребенок стремится проявить все большую самостоятельность, активно использовать свои возросшие силы и возможности. Все это говорит о том, что требования не могут быть статичными, их необхо* димо перестраивать в соответствии с возрастными изме-> пениями дошкольника.

Известный врач и педагог Е. А. Аркин писал: «Ли­ния поведения родителей должна определять линию раз­вития ребенка. Она должна как бы шествовать впере* ди, освещая путь, вести ребенка от безусловного послу­шания к самостоятельности, к сознанию ответственно­сти, к сознательной дисциплине, к самодисциплине» '.

1 Аркин Е. А. Вопросы советского дошкольного воспитания. М 1950, с. 143,


 


 


С ростом и развитием детей требования изменяются не только по своему объёму, но и по степени трудности. В связи с этим перед взрослыми встает более сложная задача: в каждом конкретном случае добиваться, что­бы ребенок осознал справедливость распоряжения, а следовательно, и необходимость подчиниться ему («Ком­натные растения будешь поливать регулярно, иначе они могут погибнуть»). Требование, осознанное как спра­ведливое и необходимое, постепенно становится для до­школьника правилом. В связи с этим меняется и сама форма предъявления требований. Например, вместо не подлежащего сомнению «нельзя» следует использовать «не советую» или «подумай сам, что правильно», «а ка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: