Подумайте, какие из названных умений у вас развиты лучше, какие нуждаются в формировании (самоанализ)?




Лекц; 24.04 – практич. занятие

Этические, коммуникативные,

Этикетные, собственно речевые и языковые нормы

Задание 1: познакомьтесь с пояснениями по каждому виду норм речи.

Чем они отличаются? Почему этические и коммуникативные

нормы считаются главными? Как они влияют на нормы более

низкого уровня?

Коммуникативные нормы, в отличие от этических и языковых, более вариативны: они носят рекомендательный характер и должны соответствовать коммуникативной ситуации.

Этические и коммуникативные нормы — это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения. Это предписания, рекомендации, советы, предостережения, запреты, которые формировались на основе понимания законов общения. Главным законом общения является закон объединения партнеров, в соответствии с которым общение должно быть конструктивным, неконфликтным, гармонизирующим

Текст. Выделяется пять видов норм – этические, коммуникативные,

этикетные, собственно речевые и языковые. Это виды норм раз-

ного уровня.Этические и коммуникативные нормы – это механизмы, по-

могающие согласовать все стороны общения. Главным законом об-

щения является закон объединения партнеров, в соответствии с ко-

торым общение должно быть конструктивным, неконфликтным,

гармонизирующим.

Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи,

к области культуры общения – это доброжелательность, приятие партнера.

К примеру, основы эффективного общения в образовательной организации - это соблюдение всех законов нравственности. Эти

нормы можно условно отнести к уровню взаимоотношений коммуни-

кантов с миром в целом и конкретным человеком в частности.

Коммуникативные нормы сопутствуют всей ситуации общения (учитель-ученик), во всех его фазах. Они связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей: они соединяют в себе стратегические и тактические элементы.

Выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения – к тактике. Именно они регулируют выбор видов, форм, уровней и средств общения.

Этикетные нормы направлены на вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и ком-

муникативных норм. Речевые нормы соблюдаются в рамках си-

стемы коммуникативных качеств речи (уместности, доступности,

богатства, точности, логичности, выразительности, правильности

и чистоты).

Языковые нормы направлены на единообразное, образцовое,

общепризнанное употребление языка. Они обеспечивают неза-

трудненное понимание устной и письменной речи.

Задание 2: Как известно, общение по своей природе двупланово,

то есть оно одновременно нацелено на передачу информации

и на поддержание контакта. Как это связано с системой норм?

Если не соблюдать системы норм, то возможно не получится поддержать контакт, или же не получится передать информацию, потому что вас будет не интересно слушать. Без знания системы норм, человек может «лить воду», а не доносить действительно нужную информацию.

Задние 3: Можно выделить основные составляющие уме-

ния общаться:

• воспринимать и понимать другого человека и в то же вре-

мя подавать себя, самовыражаться;

• сближать точки зрения – свою и собеседника;

• управлять общением.

Как они связаны с нормами речи?

1)Основные составляющие умения общаться связаны с языковыми нормами тем, что языковые нормы обеспечивают незатрудненное понимание устной и письменной речи. 2) Основные составляющие умения общаться связаны с речевыми нормами, потому что туда входит уместности, доступности,

Богатства, точности, логичности, выразительности, правильности,а если человек не умеет выражать правильно/уместно/точно мысли свои, то следовательно с ним будет не интересно общаться. 3) Основные составляющие умения общаться связаны с этикетными нормами (вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта), если у человека нет этикетных норм,кому захочется общаться с грубым и невежливым человеком.4) Основные составляющие умения общаться связаны с коммуникативными нормами (сопутствуют всей ситуации общения, во всех его фазах. Они связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей: они соединяют в себе стратегические и тактические элементы). 5)Основные составляющие умения общаться связаны с этическими норма это доброжелательность, приятие партнера.

 

 

Подумайте, какие из названных умений у вас развиты лучше, какие нуждаются в формировании (самоанализ)?

Задание 4: Посоветуйте, как удивить собеседника.

Собеседника можно удивить ответом который он не ждет. Рассказать какие либо интересные факты. Можно сказать какое-то слово, которое мало кто знает,и блеснуть своим умом, можно сказать собеседнику неожиданно комплимент. Он будет приятно удивлен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: