Рыбное производство в реках Сербии и Словении




Задание 1 № 20782

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

Изображена схема нейро -гуморальной регуляции. Гипоталамус посылает «сигналы» гипофизу.

 

Ответ: гипофиз.

Ответ: гипофиз

Задание 2 № 23844

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровни организации живой природы

 

Уровень Пример
... эритроцит
молекулярный нуклеиновые кислоты, белки клетки

Пояснение.

Эритроцит — красная клетка крови, значит уровень организации — КЛЕТОЧНЫЙ

 

Молекулярный. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, ко­ди­ро­ва­ние и передача наследственной информации и др.

 

Клеточный. Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.

 

Организменный. Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии - от момента зарождения до прекращения существования - как живая система. На этом уровне возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.

 

Популяционно-видовой/ видовой. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция - надорганизменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования - процесс микроэволюции.

 

Биогеоценотический/ биоценотический или экосистемный.

Биогеоценотический. На этом уровне живая природа формирует биогеоценозы – совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва).

 

Биоценотический. На этом уровне живая природа образует биоценозы – совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории.

 

Экосистемный уровень имеет множество свойств: структуру популяции, типы биотических связей, количественный и видовой ее состав. Основными компонентами являются: особенности среды и пищевые системы.

 

Биосферный. Биосфера - совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов. Круговорот включает все организмы, которые живут в биосфере. Поэтому, круговорот веществ происходит на биосферном уровне.

Ответ: клеточный

Задание 3 № 13949

Сколько хромосом содержится в ядре клетки кожи, если в ядре оплодотворённой яйцеклетки человека содержится 46 хромосом? В ответ за­пи­ши­те только со­от­вет­ству­ю­щее число.

Пояснение.

В оплодотворенной яйцеклетке (зиготе) диплоидный набор хромосом, так же как и в соматической (клетка кожи). Поэтому в ядре оплодотворённой яйцеклетке 46 хромосом и в ядре клетки кожи тоже 46 хромосом.

 

Ответ: 46.

Ответ: 46

Задание 4 № 20646

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса биосинтеза белка в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Процесс происходит при наличии ферментов.

2) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

3) Процесс сопровождается синтезом АТФ.

4) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

5) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

Пояснение.

Биосинтез белка — сложный многостадийный процесс синтеза полипептидной цепи из аминокислот, происходящий на рибосомах с участием молекул иРНК и тРНК. Процесс биосинтеза белка требует значительных затрат энергии.

 

Неверными являются ответы 3 (т.к. при биосинтезе АТФ распадается) и 5 (т.к. сборка белковых молекул идет на рибосомах), т.к. по заданию просят выбрать неверные варианты ответа («выпадающие») — эти варианты и записываем в ответ.

 

Ответ: 35.

Ответ: 35

Задание 5 № 12118

Установите соответствие между признаками и видами нуклеиновых кислот.

 

ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ   ВИДЫНУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
A) хранит наследственную информацию Б) копирует наследственную информацию и передаёт её к месту синтеза белка B) является матрицей для синтеза белка Г) состоит из двух цепей Д) переносит аминокислоты к месту синтеза белка Е) специфична по отношению к аминокислоте   1) ДНК 2) и-РНК 3) т-РНК

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

ДНК — двуцепочечная молекула, хранит наследственную информацию; иРНК — переписывает информацию с ДНК и передает ее к месту синтеза белка, является матрицей для трансляции; тРНК — переносит аминокислоты к месту синтеза белка, специфична по отношению к аминокислоте.

 

Ответ: 122133.

Ответ: 122133

Задание 6 № 2334

Какова вероятность (в %) рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Пояснение.

Р: Аа х Аа

G: А А

а а

F: АА 2Аа аа

По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е. в потомстве появляется 25% рецессивных особей (светловолосых).

 

Ответ: 25.

Ответ: 25|25%

Задание 7 № 20985

Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик комбинативной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) возникновение при действии радиации

2) случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе

3) случайное сочетание гамет при оплодотворении

4) рекомбинация генов при кроссинговере

5) изменение последовательности нуклеотидов в иРНК

Пояснение.

Комбинативной называют изменчивость, в основе которой лежит образование рекомбинаций, т.е. таких комбинаций генов, которых не было у родителей.

В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение организмов, вследствие которого возникает огромное разнообразие генотипов. Практически неограниченными источниками генетической изменчивости служат три процесса:

Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении. Именно независимое комбинирование хромосом при мейозе является основой третьего закона Менделя. Появление зеленых гладких и желтых морщинистых семян гороха во втором поколении от скрещивания растений с желтыми гладкими и зелеными морщинистыми семенами — пример комбинативной изменчивости.

Взаимный обмен участками гомологичных хромосом, или кроссинговер. Он создает новые группы сцепления, т.е. служит важным источником генетической рекомбинации аллелей. Рекомбинантные хромосомы, оказавшись в зиготе, способствуют появлению признаков, нетипичных для каждого из родителей.

Случайное сочетание гамет при оплодотворении.

Эти источники комбинативной изменчивости действуют независимо и одновременно, обеспечивая при этом постоянную «перетасовку» генов, что приводит к появлению организмов с другими генотипом и фенотипом (сами гены при этом не изменяются). Однако новые комбинации генов довольно легко распадаются при передаче из поколения в поколение.

Опи­са­ние ха­рак­те­ри­стик ком­би­на­тив­ной из­мен­чи­во­сти: слу­чай­ное со­че­та­ние не­го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в мей­о­зе; слу­чай­ное со­че­та­ние гамет при опло­до­тво­ре­нии; ре­ком­би­на­ция генов при крос­син­го­ве­ре

 

Ответ: 15.

Ответ: 15

Задание 8 № 22099

Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом.

 

ПРОЦЕССЫОБРАЗОВАНИЯ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК   ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА
A) происходит в яичниках Б) характерна стадия формирования В) образуются направительные тельца Г) из исходной клетки образуются четыре одинаковых клетки Д) происходит в семенниках   1) сперматогенез 2) оогенез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

Гаметы формируются в половых железах в зависимости от организма, мужского или женского. Процесс развития гамет называется гаметогенезом. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а образование яйцеклеток — овогенезом (оогенезом). Сперматогенез: характерна стадия формирования; из исходной клетки образуются четыре одинаковых клетки; происходит в семенниках. Оогенез: происходит в яичниках; образуются направительные тельца.

 

Ответ: 21211.

 

Примечание.

Ово­ге­нез — оогенез — это один и тот же термин — греч. «оон», «овон» — яйцо, «генезис» — рож­дение.

Ответ: 21211

Задание 9 № 10120

В чем проявляется сходство археоптерикса с пресмыкающимися?

 

1) тело покрыто перьями

2) имеет длинный хвост

3) задние конечности имеют удлиненную цевку

4) на ногах 4 пальца (три направлены вперед, один — назад)

5) на челюстях имеются зубы

6) пальцы с когтями на передних конечностях

Пояснение.

Под цифрами 2, 5, 6 — сходства археоптерикса с пресмыкающимися. Остальные перечисленные признаки сближают археоптерикса с птицами.

 

Ответ: 256.

Ответ: 256

Задание 10 № 17084

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стью раз­мно­же­ния и от­де­лом растений, для ко­то­ро­го она характерна.

 

ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ   ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ
А) пре­об­ла­да­ние га­ме­то­фи­та в цикле развития Б) пре­об­ла­да­ние бес­по­ло­го поколения В) об­ра­зо­ва­ние спор в ко­ро­боч­ке (спорогоне) Г) раз­ви­тие спо­ро­фи­та на гаметофите Д) об­ра­зо­ва­ние гамет на заростке Е) об­ра­зо­ва­ние пред­рост­ка из споры   1) Моховидные 2) Папоротниковидные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Мо­хо­вид­ные: пре­об­ла­да­ние га­ме­то­фи­та в цикле раз­ви­тия, об­ра­зо­ва­ние спор в ко­ро­боч­ке (спо­ро­го­не), раз­ви­тие спо­ро­фи­та на га­ме­то­фи­те, об­ра­зо­ва­ние пред­рост­ка из споры. Па­по­рот­ни­ко­вид­ные: пре­об­ла­да­ние бес­по­ло­го по­ко­ле­ния, об­ра­зо­ва­ние гамет на за­рост­ке.

 

Ответ: 121121.

Ответ: 121121

Задание 11 № 10818

Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

 

1) проникновение спермиев в зародышевый мешок

2) перенос пыльцы на рыльце пестика

3) слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным ядром зародышевого мешка

4) образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки

5) прорастание пыльцевой трубки в семязачаток

Пояснение.

Пыльца попадает на рыльце пестика, прорастает в пыльцевую трубку, спермии попадают в зародышевый мешок, оплодотворяют яйцеклетку и диплоидную клетку, образуется зигота и триплоидная клетка.

 

Ответ: 25134.

Ответ: 25134

Задание 12 № 19872

Вы­бе­ри­те при­зна­ки без­услов­ных ре­флек­сов че­ло­ве­ка.

 

1) не на­сле­ду­ют­ся

2) вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в про­цес­се эво­лю­ции

3) ха­рак­тер­ны для всех осо­бей вида

4) при­об­ре­та­ют­ся в те­че­ние жизни

5) пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству

6) ин­ди­ви­ду­аль­ны

Пояснение.

При­зна­ки без­услов­ных ре­флек­сов че­ло­ве­ка: вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в про­цес­се эво­лю­ции; ха­рак­тер­ны для всех осо­бей вида; пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству.

Безусловные рефлексы — это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку. Безусловные рефлексы имеют консервативные, мало изменяющиеся рефлекторные дуги, проходящие главным образом через подкорковые отделы центральной нервной системы. Участие коры в протекании многих безусловных рефлексов необязательно.

Условные рефлексы — индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта). Условные рефлексы всегда индивидуально своеобразны. Рефлекторные дуги условных рефлексов формируются в процессе жизни. Они характеризуются высокой лабильностью, способностью изменяться под действием факторов среды. Проходят рефлекторные дуги условных рефлексов через высший отдел головного мозга — кору головного мозга.

 

Ответ: 235.

Ответ: 235

Задание 13 № 14236

Установите соответствие между строением, функцией ткани человека и её типом.

 

СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИЯ   ТИП ТКАНИ
A) состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток Б) состоит из рыхло расположенных клеток B) содержит жидкое или твёрдое межклеточное вещество Г) образует ногти и волосы Д) обеспечивает связь между органами   1) эпителиальная 2) соединительная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

Эпителиальная: состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток, образует ногти и волосы. Соединительная: состоит из рыхло расположенных клеток, содержит жидкое или твёрдое межклеточное вещество, обеспечивает связь между органами.

Соединительная ткань имеет мезодермальное происхождение, она бывает жидкой (кровь) и твердой (кость), много межклеточного вещества. Эпителиальная ткань — клетки имеют мало межклеточного вещества, клетки плотно прилегают друг к другу. Эпителиальная ткань участвует и во многих других функциях: секреции (железы внешней и внутренней секреции), всасывании (кишечный эпителий), газообмене (эпителий легких). Эпителиальные клетки, располагающиеся пластом, могут лежать во много слоев (многослойный эпителий) или в один слой (однослойный эпителий). По высоте клеток различают эпителии плоский, кубический, призматический, цилиндрический.

 

Ответ: 12212.

Ответ: 12212

Задание 14 № 10813

Установите по­сле­до­ва­тель­ность передачи нерв­но­го импульса по дуге услов­но­го слюноотделительного ре­флек­са у че­ло­ве­ка на звонок.

 

1) слу­хо­вой центр коры мозга

2) чув­стви­тель­ный нейрон

3) ре­цеп­то­ры слуха

4) вре­мен­ная связь

5) центр слюноотделения

6) слюн­ные железы

7) дви­га­тель­ный нейрон

Пояснение.

Раз­дра­же­ние воспринимают рецепторы, по чув­стви­тель­но­му нейрону нерв­ный импульс идет в мозг, об­ра­зу­ет­ся временная связь и по дви­га­тель­но­му нейрону ин­фор­ма­ция идет к ис­пол­ни­тель­но­му органу.

 

Ответ: 3214576.

Ответ: 3214576

Задание 15 № 20550

Известно, что картофель, или пас­лен клубненосный, — вид тра­вя­ни­стых растений, важ­ней­шая продовольственная, тех­ни­че­ская и кор­мо­вая культура. Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

 

1) Картофель — тра­вя­ни­стое растение с голым реб­ри­стым стеблем, не­пар­но­пе­ри­сты­ми листьями, белыми, ро­зо­вы­ми и фи­о­ле­то­вы­ми самоопыляющимися цветками.

2) Родина кар­то­фе­ля — по­бе­ре­жье Чили и Перу.

3) Европейцы не знали кар­то­фе­ля до 1565 года, до по­се­ще­ния Южной Аме­ри­ки испанцами.

4) До конца XVII века кар­то­фель возделывали как де­ко­ра­тив­ное растение, бу­ке­та­ми из его цвет­ков украшали при­чес­ки королев и пет­ли­цы камзолов придворных.

5) Из клуб­ней картофеля по­лу­ча­ют крахмал, патоку, спирт.

6) Картофель ис­поль­зу­ют и для от­кор­ма сельскохозяйственных животных.

Пояснение.

Картофель, или пас­лен клубненосный, — вид тра­вя­ни­стых растений, важ­ней­шая продовольственная, тех­ни­че­ская и кор­мо­вая культура:

1) Кар­то­фель — тра­вя­ни­стое рас­те­ние с голым реб­ри­стым стеб­лем, не­пар­но­пе­ри­сты­ми ли­стья­ми, бе­лы­ми, ро­зо­вы­ми и фи­о­ле­то­вы­ми са­мо­опы­ля­ю­щи­ми­ся цвет­ка­ми. 5) Из клуб­ней кар­то­фе­ля по­лу­ча­ют крах­мал, па­то­ку, спирт. 6) Кар­то­фель ис­поль­зу­ют и для от­кор­ма сель­ско­хо­зяй­ствен­ных жи­вот­ных.

 

Ответ: 156.

Ответ: 156

Задание 16 № 24252

Установите соответствие между примерами и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ
А) редукция глаз у крота Б) утрата органов чувств у гельминтов В) формирование зародышевых оболочек у пресмыкающихся Г) разделение потоков крови в сердце птиц и млекопитающих Д) утрата конечностей у змей Е) развитие разнообразных конечностей у насекомых   1) ароморфоз 2) общая дегенерация 3) идиоадаптация

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) ароморфоз: В) формирование зародышевых оболочек у пресмыкающихся; Г) разделение потоков крови в сердце птиц и млекопитающих;

 

2) общая дегенерация: Б) утрата органов чувств у гельминтов;

 

3) идиоадаптация: А) редукция глаз у крота; Д) утрата конечностей у змей; Е) развитие разнообразных конечностей у насекомых

 

Ответ: 321133

 

Примечание.

Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.

Общая де­ге­не­ра­ция — одно из на­прав­ле­ний эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, свя­зан­ное с упро­ще­ни­ем ор­га­ни­за­ции, в том числе утра­той ор­га­нов и их си­стем. Де­ге­не­ра­ция воз­ни­ка­ет при пе­ре­хо­де от ак­тив­ных форм жизни к упро­ще­нию об­ра­за жизни. Так, малая по­движ­ность и пас­сив­ный тип пи­та­ния дву­створ­ча­тых мол­люс­ков при­ве­ли к ис­чез­но­ве­нию го­ло­вы, сви­ной це­пень-солитёр «по­те­рял» пи­ще­ва­ри­тель­ную си­сте­му.

Идио­адап­та­ция, одно из глав­ных на­прав­ле­ний эво­лю­ции, при ко­то­ром воз­ни­ка­ют част­ные из­ме­не­ния стро­е­ния и функ­ций ор­га­нов при со­хра­не­нии в целом уров­ня ор­га­ни­за­ции пред­ко­вых форм.

Ответ: 321133

Задание 17 № 21536

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из утверждений относятся к живому веществу биосферы?

 

1) Живое вещество распространено по всей атмосфере.

2) Живое вещество пронизывает всю гидросферу.

3) Одной из функций живого вещества является окислительно-восстановительная функция.

4) Живое вещество распространено в биосфере равномерно.

5) В ходе эволюции функции живого вещества не изменялись.

6) Живое вещество входит в состав биокосного вещества.

Пояснение.

Ответ: 236

Живое вещество — вся совокупность живых организмов в биосфере, вне зависимости от их систематической принадлежности. Термин введён В.И. Вернадским.

1 и 4 варианты неверные, т.к. в атмосфере граница распространения живого вещества - озоновый экран, в литосфере - базальтовый слой. 5 неверный, т.к. именно живое вещество преобразуется в процессе эволюции

Ответ: 236

Задание 18 № 10607

Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

 

ОСОБЕННОСТИ   ОРГАНИЗМЫ
А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ Б) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ В) использование только готовых органических веществ Г) синтез органических веществ из неорганических Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ   1) автотрофы 2) гетеротрофы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

Автотрофы используют энергию солнца для образования органических веществ из неорганических в процессе фотосинтеза, который идет с выделением кислорода. Гетеротрофы используют готовые органические вещества. Эти вещества, разлагаясь до более простых соединений, дают гетеротрофам как материал для построения тела, так и энергию для жизненных процессов.

 

Ответ: 12211.

Ответ: 12211

Задание 19 № 10832

Установите по­сле­до­ва­тель­ность этапов раз­ви­тия растительного мира на Земле от наи­бо­лее древних к современным:

 

1) по­яв­ле­ние псилофитов

2) оби­лие древовидных папоротников, хво­щей и плаунов

3) по­яв­ле­ние зелёных водорослей

4) по­яв­ле­ние и рас­се­ле­ние покрытосеменных растений

5) по­яв­ле­ние первых фо­то­син­те­зи­ру­ю­щих бактерий

Пояснение.

В про­цес­се эволюции появлялись: фо­то­син­те­зи­ру­ю­щие бактерии — од­но­кле­точ­ные водоросли — мно­го­кле­точ­ные водоросли — пси­ло­фи­ты — па­по­рот­ни­ки — го­ло­се­мен­ные — покрытосеменные.

 

Ответ: 53124.

Ответ: 53124

Задание 20 № 20596

Вставьте в текст «Кровь» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в привёденную ниже таблицу.

 

КРОВЬ

Кровь — это жид­кая ________(А) ткань, со­сто­я­щая из ________(Б) и ________(В), в ко­то­рой рас­тво­ре­ны ми­не­раль­ные и ________(Г) вещества. Кровь, ________(Д) и тка­не­вая жид­кость об­ра­зу­ют внут­рен­нюю среду организма.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) лимфа

2) фор­мен­ный элемент

3) эритроцит

4) плазма

5) соединительный

6) тромбоцит

7) органический

8) вода

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

Кровь — это жид­кая со­еди­ни­тель­ная ткань, со­сто­я­щая из фор­мен­ных эле­ментов и плазмы, в ко­то­рой рас­тво­ре­ны ми­не­раль­ные и органические ве­ще­ства. Кровь, лимфа и тка­не­вая жид­кость об­ра­зу­ют внут­рен­нюю среду ор­га­низ­ма.

 

Ответ: 52471.

Ответ: 52471

Задание 21 № 24464

Проанализируйте таблицу «Рыбное производство в реках Сербии и Словении».

 

Рыбное производство в реках Сербии и Словении

 

Реки Производственная площадь рыбных ферм, м2 Годовое производство форели, т
Црница   70,0
Млава 13 000 110,0
Рача   5,5
Радованска   68,5
Расина   8,0
Рашка   28,0
Студеница   30,0
Врла   3,6

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 

1) Форель пользуется большим спросом в Сербии и Словении.

2) Площадь, занятая под рыбные фермы, не связана напрямую с годовым производством форели.

3) Фермы в реке Врла сосредоточены на производстве других видов рыбы.

4) Млава — более полноводная река, позволяющая создавать больше ферм.

5) Наибольшее производство форели наблюдается в реке с наибольшей площадью ферм.

Пояснение.

Верный ответ:

2) Площадь, занятая под рыбные фермы, не связана напрямую с годовым производством форели.

5) Наибольшее производство форели наблюдается в реке с наибольшей площадью ферм.

 

Неверный/ нельзя сделать вывод по указанным данным:

1) Форель пользуется большим спросом в Сербии и Словении.

3) Фермы в реке Врла сосредоточены на производстве других видов рыбы.

4) Млава — более полноводная река, позволяющая создавать больше ферм.

 

Ответ: 25

Ответ: 25

Задание 22 № 21815

Почему бактерии относят к живым существам, а вирусы – нет?

Пояснение.

Элементы ответа.

1) Бактерии имеют клеточное строение и собственный обмен веществ.

2) Вирусы не имеют клеточного строения и собственного обмена веществ

Задание 23 № 22079

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки организма человека под цифрами 1 и 2. Определите, к каким типам тканей их относят. В результате чего клетки с одинаковым генотипом при формировании организма приобретают различную специализацию?

Пояснение.

Элементы ответа:

1) 1 — эпителиальная. Мерцательный эпителий, т.к. на поверхности клеток реснички, ядро крупное, мало межклеточного вещества.

2) 2 — гладкая мышечная ткань. Клетки веретеновидной формы с продолговатым ядром.

3) При образовании тканей происходит специализация (дифференцировка) клеток. В них при одинаковых генотипах активны различные гены, поэтому клетки различны по строению и выполняемым функциям.

 

Примечание.

Как правило, дифференцировка наступает после того, как клетка перестает делиться. Хотя специализированные органы и ткани появляются уже в эмбриональном развитии организма, процесс дифференцировки может продолжаться в течение всей его жизни. Так происходит, например, с клетками крови — эритроцитами и лейкоцитами. Новые дифференцированные клетки появляются в крови все время. Происходят они от постоянно присутствующих в организме недифференцированных стволовых клеток. После деления некоторые из их потомков дифференцируются, а другие — так и остаются стволовыми клетками.

Как происходит дифференцировка? Точного ответа на этот вопрос пока нет. Тем не менее известно, что в различно дифференцированных клетках работают разные наборы генов, а поэтому синтезируются различные белки. Так, например, при образовании эритроцитов в клетках включаются гены, обеспечивающие синтез гемоглобина, в клетках поджелудочной железы эти гены не работают, но зато активны гены пищеварительных ферментов и т. д. Однако механизмы включения и выключения генов до конца пока неизвестны.

Задание 24 № 24260

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Цикл развития хвоща». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

 

(1)В цикле развития хвоща происходит смена полового и бесполого поколений. (2)Гаметофитом у хвоща служит заросток, который развивается из зиготы. (3)На нижней стороне заростка развиваются антеридии и архегонии. (4)В архегониях и антеридиях образуются гаметы. (5)Для оплодотворения хвощам необходима капельно-жидкая влага.

(6)Спорофитом у хвоща является листостебельное растение, у которого на нижней стороне листьев развиваются спорангии со спорами. (7)Споры образуются из спорогонной ткани путём митоза.

Пояснение.

Ошибки допущены в предложениях:

1. Предложение 2 — заросток развивается из (гаплоидной) споры, из зиготы развивается зародыш нового растения (2n);

2. Предложение 6 — у хвощей спорангии со спорами развиваются в спороносном колоске на верхушках (весенних) побегов;

3. Предложение 7 — споры образуются путём мейоза.

Задание 25 № 11062

Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу?

Пояснение.

1) Пятипалые конечности для передвижения на суше.

2) Легочное дыхание.

3) Трехкамерное сердце и два круга кровообращения.

Задание 26 № 11148

Каковы основные факторы-ограничители для растений, для животных, микроорганизмов?

Пояснение.

1) Для растений: нехватка света, воды, минеральных солей, углекислого газа.

2) Для животных: нехватка пищевых ресурсов, воды, неблагоприятные климатические условия, паразиты, враги (конкуренты, хищники).

3) Для микроорганизмов: нехватка пищевых ресурсов, неблагоприятные условия (температурный, водный, газовый режим, химические вещества (антибиотики для бактерий- паразитов).

Задание 27 № 17856

Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для вегетативной, ге­не­ра­тив­ной кле­ток и спер­ми­ев пыль­це­во­го зерна цвет­ко­во­го растения? Объясните, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клетки.

Пояснение.

1) набор хро­мо­сом вегетативной и ге­не­ра­тив­ной клеток — n;

2) ве­ге­та­тив­ная и ге­не­ра­тив­ная клетки пыль­цы образуются путём ми­то­за при про­рас­та­нии гаплоидной споры;

3) хро­мо­сом­ный набор спер­ми­ев — n;

4) спер­мии образуются из ге­не­ра­тив­ной клетки путём митоза

Задание 28 № 11324

У кур встре­ча­ет­ся сцеп­лен­ный с полом ле­таль­ный ген (а), вы­зы­ва­ю­щий ги­бель эмбрионов, ге­те­ро­зи­го­ты по этому гену жизнеспособны. Скре­сти­ли нор­маль­ную ку­ри­цу с ге­те­ро­зи­гот­ным по этому гену пе­ту­хом (у птиц ге­те­ро­га­мет­ный пол — женский). Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, пол и ге­но­тип воз­мож­но­го потом­ства и ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потомства.

Пояснение.

1) ге­но­тип родителей: петух ХА Ха, курочка ХА У,

2) ге­но­тип потомства — ХА У — курочка, ХА Ха, ХА ХА — петушки, Ха У — ку­роч­ка нежизнеспособная,

3) ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потомства — 33%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: