Памятник кочевников раннего железного века в Оренбуржье.




Погребальный обряд скифов.

Церемония похорон у скифов была сложной и возвышенной, величественной. Погребения производились только в течение двух времен года, весной и осенью, совпадая, таким образом, с сезонными кочевьями племен в поисках новых пастбищ. Обычай откладывать похороны сделало бальзамирование умерших необходимым, и подробное описание Геродотом этого процесса, осуществляемого скифами, было подтверждено найденными в замороженных погребениях Пазырыка набальзамированными телами.

Сам процесс:

· После смерти труп скифа разрезали и изнутри заполняли благоухающими травами;

· Затем тело зашивали, клали на повозку и в течение 40 дней возили по его владениям;

· За повозкой следовали близкие и родственники, предварительно срезав волосы, а в знак скорби протыкали стрелой левую руку;

· Если же скиф был не из знати, предположим слуга, то обряд не требовал полного выполнения, и достаточно было визита к друзьям и родственникам.

Когда все это было завершено, могла начаться церемония похорон. Тело вместе с поддерживающим его тюфяком поднимали с повозки и опускали в погребальную камеру. Иногда по углам гроба ставили штандарты, которые были увенчаны бронзовыми животными. Иногда вместо них ставили шесты с колокольчиками, чтобы их звуки помогали отгонять злых духов.

В последний путь умершего вождя сопровождала одна из его жен и его главные слуги, а также лошади, которыми он лично пользовался при жизни. Все они были обряжены в свои лучшие одежды и драгоценности, и каждому в погребении была выделена своя отдельная камера или отсек. Хозяин лежал один вместе с самыми необходимыми вещами, которые клали рядом с ним (золотые чаши, амфоры, наполненные вином и маслом, и котел с мясом). Его слуги и спутники располагались неподалеку, а его кони лежали вне его погребальной камеры, но все же в непосредственной близости от нее, в том же самом кургане. После того как могилу засыпали, но еще до возведения кургана, над погребальной камерой проводились поминки.

До этого места отчет Геродота о скифской церемонии погребения был, как показали раскопки, полностью достоверным. Далее он продолжил свое повествование о том, что в первую годовщину смерти вождя было принято убивать пятьдесят конных воинов из личной охраны умершего правителя, каждый из которых, как, впрочем, и все другие члены его окружения, был свободнорожденным скифом. После этого их тела очищали от внутренностей и наполняли согласно процедуре, а убитых коней, полностью взнузданных и оседланных, сажали на колья, установленные кольцом вокруг кургана. Мертвых всадников сажали на спины коней, а затем и людей, и животных оставляли разлагаться на своем посту у могилы. Не сохранилось ни одного следа этого последнего жестокого ритуала.

По утверждению Геродота, все, кто принимает участие в процессе похорон, проходят очищение. Они намыливают тело очищающей мазью, а затем «поступают следующим образом: делают кабинку из воткнутых в землю трех палок и войлоков, которые как можно плотнее скрепляют между собой; внутри кабинки на землю ставят блюдо, на которое кладут несколько раскаленных докрасна камней... и, проползая под войлочными занавесями, бросают на камни конопляные семечки, которые тут же начинают дымиться и дают столько паров, что ни одна греческая баня не может дать больше; скифы довольны и кричат от радости».

До 1929 г. этому описанию не придавалось особого значения, но именно в тот год такие кабинки с все еще натянутыми на них войлочными или кожаными занавесями, котлом, содержавшим камни и конопляные семечки, были обнаружены в Пазырыке. В каждом погребении был такой комплект; в двойном захоронении их было два: один для мужчины, другой для его жены.

 

Памятник кочевников раннего железного века в Оренбуржье.

Пятимары, археологический памятник 5-4 вв. до н.э. Находится на Юго-Востоке от с.Кумакское Соль-Илецкого р-на Оренбургской обл. на высоких надпойменных террасах левого берега реки Илек. Открыт в 1956 году, исследован в 1960 году К.Ф.Смирновым.

Относится к курганным могильникам с земляными насыпями. Выявлено 25, изучено 9 курганов. Основная часть погребений относится к савроматской культуре, 2 кургана датируются поздним бронзовым веком.

Погребальные сооружения представлены большими надмогильными постройками столбовой конструкции, катакомбами, могилами с подбоями. Умершие погребены вытянуто на спине, головой преимущественно на Запад или Юг. В насыпи курганов найдены впускные погребения, остатки тризны. Керамика представлена лепными глиняными плоскодонными сосудами, орнаментированы вертикальными бороздами, ёлочкой.

Погребальный инвентарь составляют предметы вооружения (бронзовые трёхгранные и железные втульчатые наконечники стрел, железные и бронзовые ножи, железные копья, длинные мечи с серповидным и когтевидным навершиями, кожаные и берестяные колчаны), части конской сбруи (железные удила со псалиями, бронзовые части уздечки), украшения (золотые серьги, бляшки, стеклянные бусы, бронзовые браслеты), в том числе литая бронзовая бляха в виде двух борющихся верблюдов и роговая пластина с резным изображением, выполненная в зверином стиле, предметы быта (бронзовые зеркала, глиняное пряслице, золотая обкладка сосуда, сосуды из финикийского стекла, обломки серебряной чаши), кости. Обнаружено коллективное захоронение, в котором, предположительно, погребён вождь племени со своей семьёй, 2 воина в доспехах и 5 осёдлых коней; найдена уникальная бронзовая булава. Пятимары отражает культуру и процесс расселения на Южном Урале племён савроматской культуры.

Литература:

1. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.

2. Археологические памятники Оренбуржья. Вып. I – ХIV. Оренбург, 1996 – 2019.

3. Геродот. История. Л., 1972 (и др. изд.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: