Управление вниманием, развитие внимания.




Под развитием внимания подразумевается процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.

Различают естественный и искусственный пути развития внимания. Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики человека. Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий итребует периодического закрепления приобретенных качеств.

Наиболее существенное влияние на развитие внимания оказывают факторы:

- речь, развиваемая под воздействием обучения;

- копирование (подражание) поведения взрослых людей;

- умственная деятельность.

Наличие непроизвольного внимания отмечается у ребенка уже на первых месяцах жизни. Вначале ребенок реагирует только на сильные внешние раздражители или в случае резкого изменения силы раздражителей, например при смене температуры, при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках и т. п.

С третьего месяца ребенок начинает интересоваться объектами окружающими его и тесно связанными с его жизнью. Начиная с пяти-семи месяцев, ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать различные предметы, пробовать их на вкус, ощупывать, прислушиваться к музыке, тону речи. Внимание ребенка привлекают в основном яркие, блестящие предметы или предметы, связанные с пищевой потребностью (бутылочка с молоком, мать) - первый ряд стимулов, по Л.С. Выгодскому. Это говорит о достаточно хорошем развитии его непроизвольного внимания. Другим рядом стимулов является речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Появление признаков произвольного внимания отмечается к концу первого - началу второго года жизни. Оно возникает благодаря тому, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.

Овладевая речью, ребенок начинает управлять и первичными процессами собственного внимания, которые первоначально направлены на других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и на себя.

Для развития произвольного внимания важное значение имеет игра, в процессе которой ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные манипулирование игрушками и другими предметами - все это способствует развитию интересов и внимание ребенка.

Произвольное внимание дошкольника достаточно неустойчиво, эмоционально, он легко отвлекается на посторонние раздражители. Непроизвольное внимание напротив достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Способность управлять произвольным вниманием формируется постепенно в процессе упражнений и волевых усилий.

Значительные изменения в развитии внимания происходят при поступлении в школу. В этот период идет интенсивное развитие всех его свойств. Особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Ребенок приучается к дисциплине, начинает контролировать свое поведение.

Внимание можно и нужно развивать с помощью тренировки. Однако, разные свойства внимания поддаются тренировке в неодинаковой степени. Хуже всего подвергается тренировке объем внимания. Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется индивидуальными особенностями личности. Особенно трудно развивается внимание у людей с инертной и слабой нервной системой.

Старшеклассники обладают уже достаточно хорошо развитым произвольным в ниманием и в состоянии контролировать свое поведение. Однако, физиологические изменения, происходящие в организме подростка, способствуют повышенной утомляемости и раздражительности, что может привести к снижению характеристик внимания.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: