ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ТЕМЫЗАНЯТИЙ |
Младшая группа (3-4 года) | Ознакомление с предметным миром - формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения; - продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). - Раскрывать разнообразные способы использования предметов - Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.) Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.). Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения. Ознакомление с миром природы - учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д., называть их. - знакомить детей с доступными явлениями природы. - наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка) - приучать детей подкармливать птиц. - учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). Способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе; развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы. Ознакомление с социальным миром - формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка. - закреплять умение называть свое имя. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке. - Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут. | «Дружная семья» Знакомить детей с понятием «семья»; развивать навыки общения; общую моторику; воспитывать интерес к игре-инсценировке. Игра «Найди и назови» Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме.. Игра «Найди миски для кошки и котенка» Знакомить детей с домашними животными: кошкой и котенком, учить отвечать на вопросы, произносить звукоподражания, сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету) «Лесные жители» Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание, речь, общую моторику Игра «Какие бывают птицы?» Упражнять различать количество предметов (один-много); учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой. Одежда для кукол. Игра «Угадай по описанию» Знакомить с понятием «одежда»; предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику; воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви, определений. «Зимние забавы» Уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, Рассматривание картины «Птичий двор» Знакомить детей с названиями домашних птиц; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным. «Мамин день», «Мамины помощники» Дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье; дать представление о предметах-помощниках (веник, совок, швабра, ведро, таз) и их назначении; учить группировать предметы по способу использования. Воспитывать желание помогать маме. «Кому что нужно?»(повар, врач, шофер) Знакомить детей с трудом взрослых; упражнять в названии предметов и их качеств, соотнесении труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер); развивать слуховое восприятие; группировать предметы по способу использования, подбирать предметы по тождеству. «Насекомые» «Жучки и паучки» Упражнять наблюдать за насекомыми на участке, знакомить с особенностями поведения насекомых и птиц летом; расширять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения Упражнять внимательно слушать и наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения |
Средняя группа (4-5 лет) | Ознакомление с предметным окружением -создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. -рассказывать о предметах, необходимых детям; разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т.д.). расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). -знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес. -рассказывать о материалах стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, 6 их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т.п.). -формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода. Ознакомление с социальным миром -расширять представления о правилах поведения в общественных местах. -расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). -формировать первичные представления о школе. -знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. -рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному краю. -дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики). -дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). -продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. -познакомить детей с деньгами, возможностями их использования. Ознакомление с миром природы -расширять представления детей о природе. -знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). -знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). -расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). -расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.). -закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. -учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). -в процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня. -организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок 'ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. -закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). -учить детей замечать изменения в природе. -рассказывать об охране растений и животных. Сезонные наблюдения Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений. Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега. Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках. Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши. Вариативная часть Экологическое воспитание -формировать начала экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. -формировать знания, которые представляют собой необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса. -помочь детям обрести реалистичные представления об окружающем мире через разнообразную деятельность с литературными произведениями, сказками, произведениями Е.И.Чарушина. Формирование основ безопасности Безопасное поведение в природе. - знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы; - формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе; - формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»; - знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. | «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь» Познакомить детей с детским садом; формировать положительное отношение к окружающей действительности, ввести ребенка в игровую и познавательную деятельность в детском коллективе. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 18 «Расскажи о любимых игрушках» Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 9 «Что нам осень принесла?» Познакомить с характерными признаками осени; учить устанавливать причинные связи. Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс с.30 «Фрукты» Уточнить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу. Развивать речь детей, сенсорные способности. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 –с.22 «Овощи» Уточнять и расширять представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно приготовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 –с.15 «Деревья» Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2 – 3 вида) - один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни. Дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол. Формировать бережное отношение к предметам из дерева, вовремя их чинить, чтобы меньше спиливалось живых деревьев на древесину. Конспект занятия Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 –с.100 Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.49 «Моя семья» Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 9 Профессии. «Все работы хороши» Продолжить знакомить детей с профессиями людей. Показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей. Формировать системные знания детей о труде взрослых, их трудовых процессах. Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых и бережное отношение к его результатам Конспект занятия. Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006 – с.138. «Моя страна» Уточнить и расширить знания детей о родной стране, о ее столице, природе. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к своей Родине. Конспект занятия. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.35 «Мой город» («Мое село») Целевая прогулка Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения; тротуар, проезжую часть. Конспект занятия. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.21 «Что такое улица?» Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения. Дать понятия: тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, светофор. Расширить представления детей о правилах поведения на улице. Учить детей видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Конспект занятия. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 21 «Посуда», «Поможем Незнайке вылепить посуду» Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода. Учить классифицировать посуду по ее назначению. Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Конспект занятия. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 42 Дикие животные «Кто живет в лесу?» Дать детям представления о том, как готовятся к зиме животные леса. Формировать интерес к окружающей природе. Формировать заботливое отношение к животным. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Домашние животные «В гостях у курочки рябы» - знакомство с домашними животными Расширять представления о жизни домашних животных. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Формировать желание заботиться о домашних животных. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 18. |
Старшая, подготовительная группы (5-7 лет) | Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.). Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый— холодный и др.). Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда —фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам. | Занятие № 1
Предметы, облегчающие труд человека в быту
Программное содержание
|