Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения, и сочинения, и различные конспекты и рефераты. Школьные оценки, естественно, находятся в полной зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала.
Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.
Развитие связной речи у дошкольников во многом зависит от ближайшего социального окружения ребенка, от приучения его к пересказу просмотренных фильмов, прочитанных взрослым сказок и т.п. «Упражняемые» в этом плане дети значительно опережают тех своих сверстников, которые предоставлены самим себе.
Для построения связных рассказов ребенок должен уметь: во-первых – достаточный запас слов; во-вторых – уметь связывать эти слова в предложения.
С целью проверки состояния у ребенка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит на предложенной вами сюжетной картинке.
Результаты такой проверки могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети 5-6 лет и даже 4-летнего возраста составят по картинке большой достаточно связный рассказ, привнеся в него даже и такие события, которые на ней не изображены. Другие с заметным трудом как бы «выдавят» из себя несколько правильно или аграмматично построенных предложений или даже ограничатся одним предложением. Могут встретиться случаи, когда ребенок просто перечислит изображенные предметы, даже не связав их между собой (например, зима, горка, дети, собака, санки).
|
Понятно, что если в первом случае у детей достаточный уровень владения связной речью, то в последнем приходится отмечать его отсутствие.
При недостаточно удовлетворительных результатах проведенного теста нужно безотлагательно приступать к упражнениям по развитию у ребенка связной речи. Далее мы предлагаем вам некоторые видыподобных упражнений.
1. Совместное с ребенком рассматривание сюжетной картинки и последующие его ответы на вопросы по ее содержанию (если он сам не может сразу составить рассказ). Целью этой работы является привлечение внимания ребенка к содержанию картинки и как бы наведение на мысль, про что по этой картинке можно рассказать.
Например, по картинке с зимним сюжетом могут быть заданы такие вопросы:
-Какое здесь время года?
-Куда пришли дети?
-Что они слепили из снега?
-Что у снеговика на голове?
-На чем катается девочка?
-Во что играют дети? и т.д.
После того, как ребенок ответит на вопросы, предложите ему самостоятельно рассказать обо всем, что он видит на картинке.
2. Составление рассказа-описания при рассматривании изображенного на картинке отдельного предмета. При рассказе-описании не развития сюжета, но при рассказывании следует придерживаться определенного плана.
Например, описывая дятла, нужно отметить:
-Как называется птица.
-Внешний вид: размер, строение, окрас оперения.
-Где живет дятел?
-Как зимует?
-Как добывает себе корм?
-Какую пользу приносит?
3. Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.
|
Например, прочитав рассказ Н.Носова «Живая шляпа», можно задать такие вопросы:
-Что делали мальчики?
-Что делал кот Васька?
-Где лежала шляпа?
-Почему мальчики прыгнули на диван?
-Почему мальчики побежали на кухню? И т.д.
4. Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа, прерванного на самом интересном месте.
5. Пересказ просмотренного мультфильма с использованием при необходимости наводящих вопросов.
6. Рассказ о событиях прошедшего дня, об интересной прогулке и пр.
7. Упражнение в различении связного рассказа и простого набора не связанных между собой по смыслу предложений. С этой целью прочтите ребенку, например, два приводимых ниже текста и попросите его определить, какой из них – связный рассказ.
· «Дети катались в лесу на лыжах. Вдруг они увидели на сосне белку. Дима положил на ладонь орешки и подошел к сосне. Белка спустилась вниз и угостилась орехами. Все были очень довольны».
· «Дети часто катаются в лесу на лыжах. Белки прыгают по деревьям. Они любят орехи. Белки умеют быстро спускаться с дерева».
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию определенной связи между ними. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где часто требуется полный и логичный пересказ учебного материала.