Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым
«Крымский инженерно -педагогический университет имени Февзи Якубова. »
Кафедра начального образования.
Учебная дисциплина: Общие основы методик начального образования.
Семинарское занятие.
Вид занятия: постановка вопросов и ответов, обсуждение результатов самостоятельной деятельности.
Тема: Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в практической деятельности учителя начальных классов.
(Количество часов: 2 часа).
Цель: формирование готовности к профессиональной деятельности в условиях начального общего образования и развитие способностей проектировать свои действия при организации единого образовательного пространства в условиях личностно-ориентированной направленности. -
Задачи:
1.продолжить работу по формированию умений проектировать образовательный процесс младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
2.рассмотреть условия, обеспечивающие реализацию принципов личностно-ориентированного подхода в практической деятельности учителя начальных классов.
Раскрытие основных понятий: личностно-ориентированное пространство, конструирование урока, принципы личностно-ориентированного обучения.
Рекомендуемая литература.
Основная литература:
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. – М. Издательский дом «Шалвы Амонашвили», 1995 – 496 с.
2. Глаголева, Ю. Г. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования: учебное пособие / Ю. Г. Глаголева. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 120 с. — ISBN 978-5-9925-1060-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97814
|
3. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования/Под общ. Ред. Академика РАО В. Л. Матросова. – М.: Прометей, 1999. – 116 с.
https://e.lanbook.com/book/97814
4.Сизганова, Е. Ю. Дидактика начальной школы: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Сизганова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 187 с. — ISBN 978-5-9765-3405-6. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97129
5.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-2.shtml [1]
Дополнительная литература:
1.-Система обучения Занкова Л.В. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://sistemazankova.livejournal.com/2732.html
2.-Мультимедийные пособия. Математика – [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://elkniga.ucoz.ru/load/multimedijnye_posobija/matematika/14
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power point.
Вопросы, рассматриваемые на семинарском занятии.
1.Систематизация знаний по изучаемой теме.
2. Практическая работа. Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в практической деятельности учителя начальных классов.
План проведения семинарского занятия.
1. Организационный момент. (1-2 мин.):
- приветствие и проверка присутствующих студентов;
- подготовка рабочего места для проведения занятия.
2. Целеполагание (2-3 мин.):
- знакомство с темой занятия;
- определение целей и задач;
- озвучивание междисциплинарных связей;
- сообщение плана занятия и постановка учебных задач;
|
3. Актуализация опорных знаний (8-10 мин.).
-Ответьте на следующие вопросы:
1.Какие функции выполняет современное начальное общее образование?
2. Перечислите условия, способствующие формированию социальной активности и эмоционально-личностному развитию младших школьников.
3. В чем особенность технологии "Школа жизни", автором которой является Ш. А. Амонашвили, и почему она сегодня является востребованной в условиях современного начального общего образования?
4.Почему реализация принципов личностно-ориентированного обучения необходима в условиях современного начального образования?
4. Анализ содержания информации, полученной в результате просмотра презентации "Личностно-ориентированный подход в образовании-одно из важнейших направлений современной педагогики"(самостоятельный просмотр слайдов 8, 9, 10, 15).
Обобщение анализируемой информации:
-Какую роль в современном начальном образовании выполняют функции личностно-ориентированного обучения?
-На какие результаты ориентируют они действия учителя?
(Время определено-10 минут).
Самостоятельная практическая работа. (Время определено-30 минут).
Задание 1.
-Охарактеризуйте каждый из указанных принципов ЛОО и определите действия учителя начальных классов при реализации каждого из них в своей практической деятельности.
Принципы ЛОО:
1 – личностного целеполагания
2 – выбора индивидуальной образовательной траектории;
3 – метапредметных основ образовательного процесса;
4 – продуктивности обучения;
5 – первичности образовательной продукции;
|
6 – ситуативности обучения;
Что сделано? Что изменилось?
Как сделано? Каким образом?
-Обратите особое внимание на вопросы, ответ на которые должен найти учитель на этапе рефлексии своих собственных действий после проведенного урока.
Задание 2. Разработайте фрагмент урока (класс, предмет, тема-по желанию), раскрывающий основные подходы учителя к реализации одного из выше указанных принципов в своей практической деятельности (по выбору).
Оформление данного вида задания может быть выполнено в произвольной форме, но с указанием следующих составляющих:
Предмет, класс.
Тема, цель урока.
Задачи данного этапа урока (с учетом реализации определенного принципа ЛОО.