Урок 22. Водные богатства нашего края




Урок 22. Водные богатства нашего края

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоемах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; парная, фронтальная, индивидуальная, коллективная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/516854/ https://zvukoff.ru/song/200619 https://wiki.vspu.ru/workroom/projects/скачать_урок
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; схема реки; карта области (края)
Основные понятия водоемы

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала Звучит отрывок из песни «Синяя вода» из мультфильма «Катерок» (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина): Вам новое предстоит узнать И друзьям потом об этом рассказать. Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода… Чтоб тему урока узнать. Кроссворд вам надо разгадать. кроссворд: Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Отгадывают кроссворд   Фронтальная, коллективная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, организация рабочего места

Продолжение табл.

             
    1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.) 2. Место, где река берет свое начало. (Исток.) 3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.) 4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.) 5. Самое теплое море России. (Черное море.) 6. Форма поверхности. (Холм.) 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны). Ключевое слово: водоемы        
II. Изучение нового материала Беседа по теме урока.   – Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.) – Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.) – Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.) – посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей. – Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.) – разделите водоемы на две группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком). Отвечают на вопросы учителя.     Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных спосо- Устные ответы, карточки, заполнение таблицы

Продолжение табл.

             
  Заполнение таблицы «Водоемы».     – Заполните в тетради таблицу:
Водоемы
естественные: искусственные:
река канал
озеро пруд
море водохранилище
океан  
ручей  

Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

обобщает высказывания учеников.

– что дает начало любой реке? (Родник.)

– куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров.

– подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему?

– Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

– Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?

– за счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.)

заполняют в тетради таблицу.   высказывают свои предположения.   Внимательно слушают.     Отвечают на вопросы учителя.   бов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют  

Продолжение табл.

             
      Работа с картой.   Работа с картой края (области) – Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте. – Как реки обозначаются на карте? найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена и др. – Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек. – Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара. – какие озера вы знаете? Покажите их на карте. – Зимой водоемы покрываются льдом. Почему опасно ходить по льду осенью? Весной ходить по льду тоже очень опасно. А летом нужно купаться в специальных местах под наблюдением взрослых. – Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте. – Назовите естественные водоемы. – Перечислите искусственные водоемы нашей области. – На берегу какой реки расположен наш город? – Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город. – На каком берегу (правом или левом) находится наш город?   Отвечают на вопросы учителя, показывают на карте     свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и эти-  

Продолжение табл.

             
    – Как это узнать? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег, а слева – левый берег.) – Есть ли у этой реки притоки?     ческим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета  
III. Практическая деятельность Работа по учебнику.     Составление памятки. – Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с. 154). обобщает и дополняет ответы учащихся. – А вы знаете, как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с. 155–156). – Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.) – Сейчас, работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема». После прослушивания ответов составляется общая памятка. Памятка 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой транспорт в водоеме. – Какое значение в природе имеют водоемы? отвечают на вопросы.     Составляют памятку. Фронтальная, индивидуальная.   Парная. Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Устные ответы, выполненные задания

Продолжение табл.

             
  Обобщение.   Читает стихотворение: Течет река… Течет река… Поит поля и города, Несет и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Словами – ах! – не передать! Приятней плыть в живой волне. Все дети счастливы вполне! –В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека? – Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приво- Внимательно слушают.   Отвечают на вопрос.     заполняют схему.     Коллективная. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; умеют слушать собеседника. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое со-  

Окончание табл.

             
      Задания из электронного приложения к учебнику дит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах? Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации высказывают свои предположения.   Выполняют задания     Индивидуальная держание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям  
IV. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Что нового узнали? – Какое значение в природе имеют водоемы? – Где пригодятся эти знания? – Кто из ребят больше всех нам помог? – Кому помог ты? – Как ты оцениваешь свою работу на уроке? читают вывод в учебнике (с. 41). Отвечают на вопросы учителя индивидуальная, фронтальная Познавательные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке  
V. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, с. 154–158. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3 Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: