Диагностическая карта мониторинга




Пояснительная записка.

Курс составлен согласно педагогическим принципам, дополнен и переработан в соответствии с Федеральными Государственными требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Учебный материал является развивающим, формирует способность и интерес к чтению по методике Н.А. Зайцева.Программа подготовлена на основании ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог».

Каждое занятие соответствует Федеральным Государственным требованиям структуры обязательной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

«Не учиться, а играть!» Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью сторонники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки.

Самый яркий положительный эффект этой методики заключается в ее скорости. Ребенок 4-5 лет овладевает чтением буквально за 15-20 часов занятий с развивающими кубиками, при этом ему не приходится оставаться надолго в одном положении, к примеру, смирно сидя за партой. Обучение проходит в игровой форме, благодаря чему малыш не испытывает усталости от получаемой информации — она воспринимается органично, в процессе игры, а не представляется ребенку навязанной извне.

Как активизировать речевую деятельность ребенка?

Каким образом создать развивающую среду дошкольника для стимуляции самостоятельной речевой деятельности?

Как найти золотую середину между организованной взрослым и свободной деятельность ребенка?

В этом Вам сможет помочь изучение технологии использования одной из самых востребованных педагогических систем направленной на раннее обучение чтению ребенка. Часто и начинающий, и опытный педагог задается вопросом: как организовать и разнообразить речевую деятельность дошкольника? Ответить на этот вопрос просто – использование системы Н.А. Зайцева направлена на то, чтобы повысить уровень раннего обучения чтению складовым методом.

Научиться эффективно реализовать принципы технологии обучения чтению по методике Н. Зайцева поможет обучение по программе «Раннее обучение чтению: технология обучения чтению по методике Н. Зайцева».

Цель программы - формирование целостного представления об обучении чтению по методике Н. Зайцева в рамках образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

Задачи:

познакомить детей с кубиками Н.А.Зайцева;

формировать буквенный гнозис;

обучать грамотному осознанному чтению;

формировать навыки грамотного письма;

формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию, используя игровую деятельность;

формировать логическое мышление;

развивать у ребенка способность самостоятельно работать;

формировать чистую и отчетливую речь, благодаря постоянному пропеванию и проговариванию складов.

Программа разработана с учетом основных принципов:

Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Срок реализации программы:

Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)

64 занятия для детей 5 – 6 лет с разным уровнем речевого развития.

Формы и режим занятий:

Проведение занятий планируется 2 раза в неделю фронтально,

продолжительностью 20-25 минут.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык осознанного грамотного чтения.

Содержание и структура программы.

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Кубики Зайцева» — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и «память тела»: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.

В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением — мощное средство воздействия на память.

Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).

Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста, при условии проведения занятий 2 раза в неделю.

Почему кубики разного объёма и цвета? Так ли нужен наполнитель?

Всё нужно. Для воздействия на все органы чувств, образования ассоциаций, облегчения запоминания.

Информацию несут и передают цвет, звук, пиктограммы (сигналы светофора, звонки, гудки, дорожные знаки), вес, тактильные ощущения, вибрационные, запах и прочее.

Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются такие приёмы:

деление на группы по цвету (5 различий),

по объёмам (4),

по звучанию и вибрации наполнителя (5),

по весу (как минимум 4).

Одна трехлетняя девочка, только что познакомившаяся с кубиками, вдруг начала их раскладывать. Закончив работу, подвела итог: Эти звенят, а эти стучат. На столе лежали отдельными группами золотые, железные и деревянные.

Задайте группе трёхлеток вопрос: Что звонче, железо или дерево? Услышите дружный ответ: Железо! Если дать детям кубики потрясти, а потом спросить, что в них лежит, уверенно скажут: В этих железки, в этих деревяшки. Хоть и не видели, а знают. Уверенности ещё и цвет кубиков придаёт. Он, разумеется, не случаен: специально под золото, железо и дерево подобран (золотые более нежные звуки издают).

Кубики можно и по-другому разделить: попросить ребят на один стол большие снести, а на другой маленькие. В так называемых твёрдых и мягких ничего твёрдого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.

МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М произносятся с больш и м объёмом резонатора (челюсть опущена, язык отведён назад и вниз), а МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперёд и вверх).

Два тона в русской речи: низкий и высокий. Чем твёрже (с б о льшим объёмом резонатора) произносим твёрдые и чем мягче (с меньшим объёмом) мягкие, тем отчётливее, различимее наша речь.

Гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие — категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далёкие от науки определения и пояснения (из современных школьных учебников).

Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твёрдые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения?

Войдите в положение ребёнка: буквочки маленькие, чёрненькие, друг на друга похожи, да ещё вон скольких пород да видов с научными названиями: не просто бэ, как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом ещё и твёрдая. Но может и мягкой быть (б елка). И глухой (ю б ка, гри б). И ещё фонемой (б или б'). Кого такое не отпугнёт?

А что у нас?

Золотые кубики — для гласных.

Железные и деревянные (большие и маленькие) — для согласных и их сочетаний с гласными, твёрдым и мягким знаком.

Железные — для звонких, деревянные — для глухих.

Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.

Увидеть можно, потрогать, потрясти. Если дети собирают, день ото дня быстрее, из кубиков слова вроде КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА, МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА, МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т. п., естественно предположить, что они действуют осознанно, разыскивают кубики по приметам. Четырёхлетки начинают это делать на третьем-пятом занятии, первоклассники уже на первом-втором. Термины потом прицепим.

Таблицы 1, 2, 3 размещаются на стене. Нижний край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки дети должны почаще работать с поднятой головой. Забудьте навсегда рекомендации, сблизоручившие страну, о низеньком-близеньком (на уровне глаз, не дальше вытянутой руки ребёнка) расположении учебных материалов. Хочешь поближе рассмотреть, потрогать — вот тебе кубики; увидеть всё сразу, что на кубиках есть, да не в беспорядке, как на столе, выложенное, а в системе — вот тебе таблицы. Буквы на них, кстати, и с десяти метров видны.

Указки должны быть не менее полутора метров длиной, чтобы дети отстранялись от таблиц, привыкали окидывать взглядом всё табличное поле.

Под таблицами полка в три доски. Для кубиков, разумеется.

Таблица 1 в системе звонкие-глухие, а таблица 3 в системе твёрдые-мягкие представляют 246 складов русского языка, называемых в научно-методической литературе также единицами письма и чтения. От себя добавим, что они являются еще и акустическими, и произносительными единицами. Обучение чтению по складам оказалось эффективным не только для русского, но и ряда других языков (английского, украинского, белорусского, казахского, татарского), по которым нами сделаны разработки. Американцы, кстати, перевели склады как zai-units (заи, зай-единицы); украинцы для Рiдноймовы за методикою Зайцева М. О. как слог Зайцева.

В правом верхнем углу таблицы 1 — цифры и знаки математических действий, в левом нижнем — знаки препинания.

Кубики и таблицы у нас поются. Отслеживание песенок глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке. Человек, грамотно печатающий на компьютере, и в тетради пишет без ошибок. Скажем детям, что таблица 1 — компьютер, печатающий складами, тренажёр для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.

Таблица 2 представляет собой пять алфавитных блоков, выполненных разными типами шрифтов. Каждый из пяти блоков из двух частей состоит: сверху просто буквы, снизу их названия.

Чем определяется порядок расположения складов на кубиках и в таблицах?

Проговаривать и пропевать склады в порядке МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ гораздо легче, чем в любом другом, — так многие фонетисты, фонопеды, фониатры, преподаватели вокала считают.

В верхней части таблицы 1 за блоком гласных следуют блоки сонорных Й, Л, М, Н, Р; к ним примыкают тянущиеся В и З (в украинском и белорусском В принадлежит сонорным, является губно-губным, не парно с Ф; в русском — губно-зубным, парным); за ними блоки Б, Д, Г, Ж.

Порядок расположения складов в нижней части таблицы определяется неизбежностью соотнесения блоков В-Ф, З-С, Б-П, Д-Т, Г-К (и примыкающего к ним Х), Ж-Ш.

Склады с Й, Л, М, Н, Р и особыми буквами Г, К, Х, Ж, Ш, Ц, Ч, Щ оказываются, таким образом, собранными по краям, что создает определённые удобства для преподавателя и учащихся.

Порядок складов в таблице 3 тот же, что и в таблице 1.

Буквы. Слоги. Склады.

Кому не известна проблема Буквы знает, а читать не может?

Многим родителям почему-то кажется, что если ребёнок названия букв выучит, то непременно и читать начнёт. Не сразу, конечно, а эдак через недельку, ну две. Начинают сердиться, когда из тэ-ё-тэ-я получается тойота, а не тётя, как бы им хотелось. Особенно из себя выводит, когда ребёнок даже слово под картинкой прочитать не может.Азбуки с картинками, которые так обожают родители и методисты, не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребёнка с картинками, от которых потом приходится освобождаться. Из зебры, аиста, ящерицы и цапли почему-то должен выйти заяц. При виде слова бабушка представляются бегемоты, аисты, улитка, шмель, кенгуру. Принципы слогоделения предположительны. Даже учёные не знают, как лучше слова на слоги делить: кош-ка или ко-шка? се-стра, сес-тра, сест-ра? ра-сстройств, рас-стройств, расс-тройств, расст-ройств? Точно известно только одно: сколько в слове гласных, столько и слогов. Есть слова и вовсе без гласных: б (=бы), в, ж (=же), к, ль (=ли), с, междометия гм, мм, хм, шш, ррр, трр, тсс и т. п. Бывают стыки из шести-восьми, а то и десяти согласных (Монстр вздрогнул: появились Э-рнст с Мкртч-яном. Вариант: Пфе-льдрт с Мкртч-яном).

На кубиках и в таблицах не слоги, а склады. Ма-ма, па-па, тё-тя, шу-ба, ку-к-ла, дя-дя С-тё-па, произнесённые по складам, сразу узнаются ребёнком.

Многие авторы, рассуждая о слоге, имеют в виду, конечно, склад. Всем с детства известная разрезная Касса букв и слогов должна бы, по справедливости, называться Кассой складов. Русские же слоги столь многообразны по количеству комбинаций звуков и обозначающих их букв, что их ни в какую кассу, хоть с тысячью кармашков, не рассуёшь.

Определения слога во многих учебниках только под склады и слоги типа СГ (согласный-гласный) подходят: Слог — это сочетание согласного и гласного звуков1. А куда девать такое: он, у меня, Аня, Оля, уазик, обои, воины, шоу и т. п. Уж лучше бы по-старинному объясняли: Слог — слово или его часть с гласной, дающей силу произнести его (почти по Далю).

Конечно же, склад подразумевают учителя, внушая учащимся: В ударном слоге как слышится, так и пишется. Судите сами, что слышится, а что пишется в некоторых односложных словах: дуб, луг, код, горб, гриб, вход, грязь, скарб, груздь, чувств, сельдь, Бердск, вдрызг, Гжатск, сходств, вскользь, сглаз (с слышится как з, а з как с). Вот в выделенных ударных складах — да, как слышится, так и пишется (при сравнительно небольшом количестве слов вроде своего, счастье, мужчина и т. п., рассматриваемых нами в правилах чтения).

Вероятно, склад, а не слог, имеют в виду учёные: Слог реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, т. е. задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам.

Насколько всё неясно, неопределенно со слогами, настолько всё просто и понятно со складами: вот они все в таблицах и на кубиках — буквенные эквиваленты цельных артикуляционных комплексов, задаваемых единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам, единицы чтения, письма, акустические и произносительные единицы.

МА-МА, ПА-ПА, ВА-НЯ, Ю-РА, А-НЯ, ЗО-Я, ША-Р, КО-Т, И-РА, ДО-М, МЫ-ШЬ, МЯ-Ч произносятся двумя явственно ощущаемыми (и ребёнком тоже) напряжениями речевых органов. И кубиков, из которых составляется каждое слово, тоже два. Или два нажатия клеточек в таблице.

С-ТО-Л, П-ЛА-Щ, ПА-ЛЬ-ТО, РЕ-Ч-КА, У-ЛЕ-Й, КА-РЕ-ТА, КУ-К-ЛА, МИ-Ш-КА, ЛИ-ЛИ-Я произносятся в три напряжения речевых органов (состоят их трёх складов, выкладываются из трёх кубиков, печатаются тремя нажатиями клавиш в таблице).

Через некоторое время ребятам начинают нравиться слова подлиннее: МО-РО-ЖЕ-НО-Е, К-ЛУ-Б-НИ-КА, ШО-КО-ЛА-Д-КИ, ПО-Д-СО-Л-НУ-Х. Состязаться даже начинают: один предложил Т-РА-Н-С-ФО-Р-МЕ-Р из кубиков составить, а другой ещё лучше — ФО-ТО-КО-Р-РЕ-С-ПО-Н-ДЕ-Н-Т. Когда определены и чётко обозначены единицы (в нашем случае склады), то и оперировать ими много легче.

Говорить все дети начинают складами: ма (мама), па (папа), бу (бабуля), де (дедушка), дя (дядя), ба (собака), ко (кошка). Не умея ещё произнести слово целиком, ребёнок выделяет самую отчётливую его часть. Потом начинает присоединять безударные склады, здесь ошибок больше бывает, пропуски: бауска — бабушка, кука — кукла, Юня — Юля, бупа — буква. Дети постарше переставляют в слове опять же склады, а не фонемы: кашалатка — шоколадка, альписин — апельсин, сакараношка — сороконожка.

Склады, а не слоги или названия букв, наборматывает ребёнок при письме: де-ду-ш-ка, в-с-ко-ль-зь, за-ме-ти-л. Наша роль при этом — почаще предупреждать: говорится (слышится) так-то, а пишется вот так-то, да потому-то (если проверкой или правилом можно объяснить). А поскольку составлять из кубиков и прописывать указкой по таблице будем сотни и даже тысячи слов, умение проверять сомнительные гласные-согласные и использовать правила придёт намного быстрее и как бы само собой.

Делить слова на склады, как видим, занятие для детей совершенно естественное: это же кусочки родной речи, которые миллион раз слышали и сами произносили. Возможность склады увидеть вызывает неподдельный интерес. Показали детям Я, МА, МЯ и назвали их — всё понятно.

Гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие на кубиках и в таблицах настолько хорошо показаны и разделены, что термины (когда их между делом начнём употреблять) чуть не сами собой начнут в детскую речь проникать. Ребят, научившихся читать по «Кубикам», к визиту самого строгого методиста минут за 15 можно подготовить: «Если про звуки спросят (в слове Вася, например) — отвечайте так-то, а если про буквы — так-то». Трудно ребятам, что ли, кубики со складами ВА и СЯ представить (тысячу раз в руках держали), вместо «большой железный» — твёрдый (ая), звонкий (ая) сказать, а вместо «маленький деревянный» — мягкий (ая), глухой (ая). То же и в отношении других слов.

Даже интересно ребятам — будет шанс «учёностью» блеснуть.

Чтобы материализовать существующий только в звуках или воображении А-ПЕ-ЛЬ-СИ-Н, нужно представить большой «золотой» кубик У О А Э Ы, извлечь его из общей массы, отыскать на нём А и выставить на полку; представить маленький «деревянный» ПЮ ПЁ ПЯ ПЕ ПИ ПЬ, выбрать именно его из восьми похожих (ФЬ СЬ СЬ ПЬ ТЬ ТЬ КЬ ХЬ), обнаружить на нём ПЕ (не забыв преподавательского «Говорится апильсин, а пишется апельсин »), поставить его справа от А и т. д. Не есть ли это синтез, осуществляемый посредством анализа? Методом «тыка» или простого перебора нужные кубики быстро не обнаружишь.

«В традиционной педагогике понятия «анализ» и «синтез» рассматриваются, по существу, рядоположно, одно подле и после другого; в привычной формуле «анализ» и «синтез» союзу «и» придаётся по большей части разделительный смысл.
Многие исходят из того представления, будто бы аналитическому и синтетическому методам познания можно научить, не изменяя радикально структуры самих упражнений».

Академик П. М. Эрдниев, выдвинувший идею УДЕ (укрупнения дидактических единиц) и успешно воплощавший её в учебном процессе, считал «соединение анализа и синтеза условием гибкости и прочности знаний». Каждый наш учебный материал (по математике, русскому и английскому языкам тоже) именно укрупнённую дидактическую единицу собой представляет, обладающую «качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти».

Гласные и согласные кто-то всё ещё не различает? — Да вот они все в таблице 2: Синие — С — Согласные, Голубые — Г — Гласные, а ъ и ь ни то, ни другое — Зелёные, Знаки, значит.

Очень любят в школе тему «Способы обозначения твёрдости и мягкости согласных на письме». В таблице 3 этих способов даже больше представлено, чем в университете изучают.

Трудновато ребятам поначалу заглавные (прописные) и строчные буквы различать? — Таблицу 2 нужно поразглядывать, алфавиты там и заглавными, и строчными записаны, да ещё в разных шрифтах и прописи.

Укрупнённая дидактическая единица удобна ещё и тем, что у преподавателя всё «под рукой»: в любой момент к нужному материалу можно обратиться, повторить, закрепить, представления учащихся о какой-то информационной клеточке или блоке расширить.

В учебниках аналогичный материал на кусочки разодран, во времени и пространстве (по учебнику, учебникам) «размазан», с трудом обобщению поддаётся. На многие вопросы в учебниках и ответов нет. К примеру: после каких только букв употребляется ъ? После каких букв не употребляется ь? ё? Апостроф или астериск и за всю школу могут не показать и проч.

А вот с определениями ни в коем случае спешить не стоит. Кратеньких и однозначных, какие любит школа, для гласных, согласных, слога наука ещё не вывела. Ни одного корректного в учебниках нет, поэтому заучивать их ни в коем случае нельзя. Некоторые даже очень вредно: Гласные — ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные — ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот.

При работе с учебниками русского языка всегда нужно вот что учитывать: «Существует нежелательный разрыв между научной и школьной грамматикой: последняя обнаруживает признаки консерватизма и неполноты отражения положения вещей в лингвистике»

Детям вполне достаточно хорошо организованного показа и объяснений, что гласные «голосом» образуются, а согласные с ними «дружат», согласуются (лат. sonant — полнозвучный, гудящий; consonant — согласующийся).

Неужели учащиеся определений требуют? Скорее учителя без них жить не могут: что тогда задавать, спрашивать, как проверять?

То же и со складами: достаточно того, что ребята их видят, слышат, различают, выделяют. Определение учителя могут пока «в уме» подержать:

склады (заи, zai-units) — акустические и произносительные единицы; их однобуквенные и двубуквенные обозначения на письме. Формальные признаки в тексте: 1) отдельно стоящие буквы (кроме ъ и ь), 2) гласная в начале слова, после гласной, ъ или ь, 3) согласная перед другой согласной, 4) согласная с гласной, ъ или ь, 5) согласная в конце слова.

С принципом «от конкретного к абстрактному» или «от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому» все согласны, никто только ему не следует. Всякий термин, всякое определение — обобщение, абстракция, заканчивать ими тему можно, а не начинать.

Каждый кубик у нас, каждая клеточка в таблице — конкретный образ. Кубики держим в руках, трясём, поворачиваем, складываем из них слова. По клеточкам водим указкой, можем писать слова, диктанты. Наглядно действуем. Постепенно, поначалу лишь в виде комментария, сопровождающего действия, вводим словесно-логическое, без всяких претензий на воспроизведение рассуждений, правил и формулировок учащимися. Поверьте, всё запомнят. И терминами с удовольствием и к месту пользоваться будут.

Принцип: «Не навреди» соблюдается у нас скрупулёзнейше: для самых маленьких кубиков — разноцветные погремушки, строительный материал; буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что за несколько метров видны; сидеть совсем не обязательно, удобнее работать стоя. Заключение Института офтальмологии: улучшается зрение (даже в таких случаях, как амблиопия и косоглазие), осанка. И для слабовидящих наших кубиков и таблицы хороши: размер букв, отсутствие резких сочетаний цветов (чёрного и красного, например, на белом фоне). Для туго слышащих и глухих особенно важны различия по цвету и весу.

 

3. Перспективное планирование.

Месяц Тема
Октябрь Знакомство с кубиками
  Как тебя зовут?
  Путешествие на паровозике
  Любимый склад
  Сардельки и сосиски
  Твой любимый кубик
  Подари кубик другу
  Обед
Ноябрь Семья
  Что хотите покушать?
  Как зовут твою маму?
  Фрукты и овощи
  Имена, отчества, фамилии
  Запасы на зиму
  Головные уборы
  Обувь
Декабрь Смешные слова
  Сладости
  Удивительные слова
  Зима
  Зимние забавы
  Желанный подарок
  Чудеса в сказке
Январь Живые слова
  Подарок другу
  Далекий Север
  Снежная Королева
Февраль Одежда
  Пишем кубиками
  Мебель
  Какое слово я задумала?
  Славная Армия
  Замок рыцаря
  Домашние животные
  Транспорт
Март Перелетные птицы
  Любимая мама
  Волшебный замок
  Что пропало?
  Пишем кубиками
  Домашние птицы
  Повтори за мной
  Музыкальные инструменты
Апрель Цветок для мамы
  Насекомые
  Замок рыцаря
  Зоопарк
  Кто быстрее?
  Волшебники
  Путешествие по странам
  Удивительные слова
Май Театр
  Угадай слово
  Прятки
  Пишем кубиками
  Пишем предложение из двух слов
  Пишем предложение из трех слов

 

 

Мониторинг.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг в начале года с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводиться в конце года.

Ожидаемые результаты по окончании обучения: ребенок составляет слова, предложения кубиками.

Диагностическая карта мониторинга

Ф.И. ребенка Критерии мониторинга
    узнает и правильно показывает буквы определяет место звука в слове развитие мелкой моторики пальцев рук
         
         
         

 

Уровень результативности диагностики:

Высокий уровень – ребенок выполняет задания без помощи педагога

Средний уровень - ребенок выполняет задания с помощью педагога

Низкий уровень – ребенок не может выполнить задания

 

Литература:

1. О. В.Епифанова «Разработки занятий с детьми дошкольного возраста», В.2004

2. Н. А. Зайцев «Кубики Зайцева» Учебное пособие. – Спб.,2012

3. Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «учитесь говорить правильно», М. 1995

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: