Особенности воспитания близнецов




Содержание

 

Введение. 3

1 Особенности психологического развития детей-близнецов. 5

1.1 Феномен близнецовости. 5

1.2. Особенности воспитания близнецов. 10

2 Проблемы психологического и физического развития близнецов. 12

2.1 Развитие личности близнецов. 12

2.2 Особенности речевого и интеллектуального развития близнецов. 15

2.3. Социальная адаптация близнецов. 24

Заключение. 26

Список литературы.. 27

 

 

Введение

Исследователи интересовались феноменом близнецов во все времена, это было не обычным явлением, оно всегда вызывало любопытство и удивление.

Мифы, сказки, легенды, песни и баллады посвящались феномену близнецов. Так же он отразился в изобразительном искусстве, в культах и обрядах, поэзии и художественной литературе. Обобщения и находки, которые предвосхищали открытия ученых стали результатом подобной работы. Они затрагивали те проблемные вопросы, к решению которых наука близнецах только начала подходить.

Гемеллология – (лат. gemellus парный +…логия) наука о близнецах, выясняющая их происхождение (из одной или разных яйцеклеток) и анализирующая признаки их сходства и различия с позиций генетики, морфологии, физиологии и психологии. [21]

Внешнее сходство близнецов породило мысль и о схожести их психологических черт личности. Однако, такое мнение является ошибочным. Специфика психологического развития близнецов основана на двух факторах: отношение близнецов между собой и отношение окружающих к близнецам.

Отношение окружающих выражается в том, что они не делают отличия между близнецами и не замечают индивидуальности каждого из них. При постоянном общении у близнецов формируется специфическое самосознание, при этом может возникнуть взаимозависимость - «лидер – ведомый». Этому также способствует не только их биологические особенности, но и разное отношение к родителям (идентификация с отцом или с матерью).

Столь тесная связь между близнецами имеет как позитивные, так и негативные последствия. Она может перерасти в патологию.

Цель работы: изучение психического развития близнецов в дошкольном возрасте.

Объект –?

Предмет –?

 

Задачи:

- изучить (рассмотреть) особенности психологического развития детей-близнецов и феномен близнецовости;

- охарактеризовать развитие близнецов раннего возраста;

- изучить проблемы психологического и физического развития близнецов;

- определить(проанализировать) развитие личности близнецов;

- осветить особенности речевого и интеллектуального развития близнецов.

Методология исследования основана на анализе научной литературы отечественных и зарубежных авторов в указанной проблематике. (Методы исследования: анализ литературных источников, сравнение и обобщение.)

Данная курсовая работа состоит из …..(введения, двух глав, заключения и списка литературы.)

 

 

Особенности психологического развития детей-близнецов

Феномен близнецовости

Во все времена рождения близнецов являлось неординарным, у разных культур к этому явлению, как к чуду природы, было разное отношение. Некоторые культуры рассматривали рождение близнецов как зловещее предзнаменование, другие считали это случайностью. Феномен близнецов фигурирует в мифологии многих народов, зачастую они предстают как одно целое, как две половинки, имеют связь более глубокую, чем у обычных сестер и братьев, либо же выступают непримиримыми соперниками В качестве примера можно вспомнить греческий миф о Касторе и Поллуксе, который рассказывает о том, что связь близнецов была такая сильная, что, когда Кастор умер, Поллукс отдал ему половину своего бессмертия, чтобы быть вместе.

Пример соперничества можно найти в Ветхом Завете, где близнецы Исав и Иаков дрались еще в утробе матери. Иногда близнецов противопоставляли друг другу, один был добрым, другой злым, одного считали божеством, а другого человеком. Это объяснялось тем, что в древности считали рождение близнецов от двух отцов. Как известно мать Гракла, имела связь с Зевсом, божественным существом и со своим мужем, в итоге появились близнецы Ификл – сын человека и Геракл сын Зевса.

Таким образом, близнецы символизировали двойственную природу Вселенной: Аполлон - бог солнца, а его сестра-близнец Артемида - богиня луны. В зороастрийской мифологии близнецы Ормузд и Ариман олицетворяют духов добра и зла.Близнецы бог земли Геб и богиня неба Нут у древних египтян. [19]

Явление близнецов, можно считать феноменом. Статистика не может посчитать сколько рождается близнецов, однако, в настоящее время близнецов рождается в 2.5 раза больше, чем 60 лет назад. И наука не в силах пока объяснить, многое из того, что умеют близнецы.

Если сравнивать с 60 – ми годами прошлого века, процент близнецов в общем вырос почти в два с половиной раза. Помимо этого, у близнецов мужчин очень мало шансов дать жизнь детям- близняшкам, в то время как женщины - близнецы практически всегда имеют детей близнецов.

Также отмечено, что чаще всего близнецы рождаются в районах повышенной и патогенной активности, а так же в местах рудных месторождений. Вызывает любопытство тот факт, что большинство близнецов «зеркальны» друг другу, например, если у одного из близнецов есть родинка на левой щеке, то у другого она будет на правой щеке. Это совпадение ученые еще как-то могут объяснить с точки зрения генетики и биологии, но тот факт, что 22 процента близнецов левши объяснить пока никто не может.

Близнецами называются дети, родившиеся при многоплодной беременности. Беременность двумя плодами (двойня) встречается один раз на 70-80 родов, тремя плодами (тройня) – один раз на 6-7 тысяч родов, а четырьмя и большим количеством плодов наблюдается очень редко.

Большинство млекопитающих в одном помете, как правило имеют больше одного детеныша. Это объясняется тем, что во время овуляции происходит созревание нескольких яйцеклеток в организме самки. У человека и у некоторых видов животных, как правило созревает лишь одна яйцеклетка и поэтому появляется только один детеныш или ребенок. Иногда при оплодотворении единственной созревшей яйцеклетки на начальных стадиях развития зигота делится на две части, это явление и обуславливает рождение монозиготных близнецов. Так как такие близнецы происходят из одной зиготы, то у них одинаковый генетический набор, что и делает их такими похожими. Иногда разделение эмбриона происходит не полностью и появляются сиамские близнецы.

Во второй половине прошлого века, учеными было выявлено, что у развивающихся зародышей близнецов строение эмбриональных оболочек не всегда одинаково. Это позволило предположить существование двух типов близнецов, а не одного, как считалось ранее. В результате стало понятным, что многоплодие у человека представлено в виде двух феноменов– монозиготных (однояйцевых) и дизиготных (двуяйцевых) близнецов. [19]

Двойни, которые образовались из одной оплодотворенной яйцеклетки в результате атипического деления с образованием двух или трех зародышей называются однояйцевыми двойнями, о двойни, которые появились из двух оплодотворенных яйцеклеток называются двуяйцевыми. Последние могут быть однополыми, то есть ли родится оба мальчика или обе девочки, разнополыми (мальчик и девочка) и иметь одинаковые или различные группы крови.

Примечательно, что в процессе внутриутробного развития, эмбрион питается каждый через свою плаценту, таким образом, плацент было столько же сколько зародышей. Что же касается однояйцевых близнецов, то не всегда одного пола, всегда очень похожи друг на друга, у них одинаковая группа крови и общая плацента. Чтобы выяснить какого типа двойня, врачи пользуются данными послеродового осмотра плаценты (общая, две отдельные или две соприкасающиеся) и оболочек (их может быть две у однояйцевых и четыре у двуяйцевых). Однояйцевые (монозиготные) близнецы генетически идентичны. Двуяйцевые (дизиготные) близнецы с точки зрения генетики – обычные братья и сестры. [22]

Явление монозиготных близнецов объясняется тем, что яйцеклетка на ранних стадиях развития эмбриона расщепляется на две равные части. Причин такого расщепления ученые пока не обнаружили. Монозиготные близнецы всегда только одного пола, у них одинаковый набор генов, одинаковые группы крови, и они очень похожи друг на друга. Монозиготные близнецы, в отличие от дизиготных, рождаются одинаково часто во всех возрастных группах и у всех народностей.

Помимо монозиготных и дизиготных близнецов, есть и другие виды. Это неравноценные и сросшиеся близнецы. Сросшиеся, т.е. сиамские близнецы - это монозиготные близнецы, которые разделились не полностью при эмбриональном развитии, и у них есть общие части тела или внутренних органов. Иногда таких близнецов можно легко разделить, а иногда требуется очень сложная операция. Однако существуют сиамские близнецы, которые так и не смогли разделить, однако они выросли здоровыми, хорошо приспособленными к жизни. [22]

Неравноценный близнецы, это когда из двух разных зародышей от одной беременности сформировался полностью только один эмбрион. Другой же зародыш обладает различными дефектами развития. Между неравноценными близнецами различие бывает невелико, например, один может быть тяжелее другого и больше по росту. В основном различие между близнецами заключается именно в массе тела и его размеров. Однако во многих случаях у одного из зародышей отмечается несколько недостатков физического развития, такие как недоразвитие легких или сердца. Ученые считают, что к появлению таких близнецов приводит неравное деление клетки, из-за чего один зародыш получает больше питания, кислорода и места в утробе матери. Неравноценные близнецы - это редкое явление и составляет всего два процента от многоплодных родов.

Существуют некоторые свидетельства в пользу существования так называемых полярных близнецов. Яйцеклетка перед созреванием - ооцит разделяется, становится полярным телом и оплодотворяется вместе с исходной яйцеклеткой. В результате могут получиться близнецы, имеющие идентичный с матерью генетический набор и половину отцовских генов.

Сегодня на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной пары близнецов. Существуют широкие, пока не объяснённые учеными развитие частоты многоплодных родов у разных этнических групп. Статистика показывает, что приблизительно одну треть всех близнецов составляют монозиготные и две трети - дизиготные пары.

Близнецы рождаются очень разными, у них есть определенные индивидуальные особенности строения и функционирования организма, отдельных его систем. Беременность близнецами протекает тяжелее, чем обычная. Токсикоз проявляется у женщин чаще, они страдают от гипертонии. Многоплодная беременность короче обычной. Поэтому близнецы часто рождаются недоношенными, сами роды сопровождаются различными осложнениями. Это приводит к тому что дети, отстают в развитии от своих сверстников.

Дети - близнецы позже обычных детей начинают держать голову, ходить и сидеть. Так же, дети близнецы чаще болеют в раннем детстве, и оказываются физически более слабыми чем обычный ребенок. Подобное отставание в развитии близнецов проявляется как физически, так и умственно. Они позже начинают говорить, у них низкие интеллектуальные показатели. Важную роль играет дефицит веса близнецов, причем более легкий близнец интеллектуально развит хуже. Практически всегда последствия такого сложного внутриутробного развития на протяжении раннего детства сглаживается и к началу школьного возраста недоразвитие многих близнецов практически пропадает совсем, но у некоторых детей нарушения в развитии остаются на всю жизнь.

Развитие близнецов отличается от жизни других детей. Отличие заключается в том, что два ребенка развиваются одновременно, они находятся на одной стадии психического и физического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют практически одинаковый жизненный опыт что является уникальной социальной ситуацией. Ученые считают, что особенности условий развития психики детей близнецов определены пренатальным развитием, отношением окружающих к близнецам, прежде всего отношения к ним их родителей, и, естественно, отношения близнецов друг с другом. Вывод?

 

 

Особенности воспитания близнецов

 

На развитие детей-близнецов существенно влияет их тесный контакт между собой. Конечно, им никогда не бывает скучно, они представляют собой единое целое. Но именно это является одной из самых распространенных ошибок родителей при воспитании двойняшек.

Хотя близнецы очень привязаны друг к другу, у некоторых из них часто развивается конкуренция, особенно за родительскую любовь. Поэтому необходимо всегда уделять одинаковое количество внимания каждому, приучать их делиться друг с другом.

Многие родители считают, что воспитание в абсолютно одинаковых условиях — естественное следствие внешнего сходства близнецов. Не предполагая, что, когда дети станут взрослыми людьми, от каждого потребуется индивидуальная ответственность за свою жизнь и тогда привычка «быть одинаковыми» может дорого им стоить.

Так ли уж естественно воспитание, основанное на подчеркивании только сходства близнецов? Здесь, прежде всего надо помнить, что близнецы по происхождению бывают двух видов, о чем говорилось выше.

Однако ни ОБ, ни ДБ совсем не обязательно должны обладать внутренним, психологическим сходством. Такое сходство не предопределяется генами, хотя и может иметь (особенно у ОБ) определенные биологические предпосылки. Оно формируется в первую очередь в результате отношения родителей и других людей к паре близнецов как к единому целому. К ним обращаются «вы», «Дети!», т. е. к обоим сразу, тем самым подчеркивая их одинаковость. Такое отношение к близнецам прочно укоренилось — их одинаковость подчеркивается в стихах и народных преданиях, в детективных романах и газетных статьях. Однако, современная детская психология утверждает, что при таком подходе в воспитании детей близнецов могут возникнуть определенные проблемы.

Воспитание, основанное на всемерном сближении близнецов, ведет к трудностям формирования у них образа самого себя, представлений о себе, так как образ «Я» в их сознании сливается с образом брата (сестры). Близнецы путают местоимения «я» и «мы», с трудом узнают себя в зеркале, откликаются на имя брата или сестры. Из-за этого черты одного могут получить недоразвитие у другого. При этом второй близнец не чувствует себя обделенным и ведет себя так, словно обладает этими чертами. Это может привести к тесной связи между ними и невозможности жить друг без друга.

Иногда, например, один из близнецов целиком берет на себя функцию общения пары с внешним миром. При этом в его отсутствие второму может быть очень трудно вступать в контакты с другими людьми. В других случаях только один из близнецов усваивает социальные и нравственные нормы общества и становится как бы «совестью пары». Пока близнецы вместе — такая пара достаточно хорошо адаптирована, но стоит им расстаться, и выясняется, что второй близнец совершенно не умеет себя вести в самых простых жизненных ситуациях.

Подобное разделение между близнецами свойств и функций, которые должны быть присущи каждому человеку, — прямое следствие стремления родителей и окружающих чересчур сближать их, подчеркивать и поощрять их сходство. А ведь близнецы, как следует из самого этого слова, и без того чрезвычайно близки — они же с самого рождения всегда вместе! К сожалению, воспитательный курс на сходство близнецов практикуется в детском саду и в школе. Со «схожими» детьми легче работать в учреждении, чем с детьми разными. На самом же деле личности близнецов, в том числе и ОБ, всегда в чем-то различны и психологически идентичных близнецов не существует. Вывод?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: