Разрешено ли женщинам быть руководителями согласно шариату?




 

Вопрос: "Разрешено ли женщинам быть руководителями согласно исламскому шариату? (мне хотелось бы получить довод из Корана)"

__________

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

 

Аллах сказал (перевод смысла): «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и - Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (4:59)

 

Аллах приказал нам подчиняться Ему и Его Посланнику, и Он приказал нам обращаться к Его Книге и Сунне Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует).

 

Аллах сказал (перевод смысла):

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7)

 

Ибн Маджа (12) передал от аль Мигдаама ибн Мадии Йакриба, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наступит время, когда человек будет сидеть облокотившись на свои подушки, и когда ему передадут мой хадис, он скажет: «Достаточно Книги Аллаха между нами и вами. Что в ней разрешено, то мы возьмем как разрешенное, и что в ней запретно, то мы возьмем как запретное» Воистину, то что запретил Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) подобно тому, что запретил Аллах»

Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Джами, 8186

 

 

⚫️ Во-вторых:

 

Доводы из Корана и Сунны указывают на то, что не разрешено женщине занимать руководящую позицию в публичной власти, такую как халиф, министр, судья и т.д.

 

🔴 1 Довод из Корана:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34)

 

✒️ Аль-Куртуби сказал: «Слова «Мужчины являются попечителями женщин» означают, что они тратят на них и защищают их и также то, что они (мужчины) являются правителями и управляющими, и теми, кто отправляется на военные походы. И это не является ролью женщин» См. Тафсир аль Куртуби, 5:168.

 

✒️ Ибн Касир сказал: «Это означает, что мужчина ответственен за женщин, он ее лидер, правитель, который дисциплинирует ее, когда она входит в заблуждение»

 

«Потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими» означает: потому что мужчины превосходят женщин и лучше, чем женщины.

 

Так пророчество было дано только мужчинам, также как и роль халифа, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не преуспеют люди, которые назначат женщину руководить ими»

См. Тафсир ибн Кaсир, 1:492.

 

🔴 2. Довод из Сунны:

 

Передано, что Абу Бакра сказал: «Когда Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) услышал, что Персы назначили дочь Хосроя своей королевой, он сказал: «Не преуспеют люди, которые назначат женщину управлять ими» Передано Бухари (4163)

 

✒️ Аш-Шаукани сказал в «Найль аль Автар» 8:305:

«Это указывает на то, что женщина не может править, и не разрешено людям назначать их руководителями, потому что они должны избегать, того, что не приведет их к успеху».

 

✒️ Аль Маавирди сказал, в контексте этой дискуссии о должности вазира:

«Не разрешено женщине занимать эту должность, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не преуспеют люди, если их делами управляет женщина». Потому что эта должность требует мудрости и решительности, в которых женщина может иметь недостатки, и это требует появления в обществе, напрямую управляя делами, что является для них харамом».

См. Аль Ахкам аль Султаниййах, стр. 46.

 

✒️ Ибн Хазм сказал, в контексте дискуссии о роли халифа:

«Нет разногласий в том, что женщине запрещено (быть халифом)»

См. Аль Фасль филь Милал вал Нихаль, 4:129.

 

В аль Мавсуах аль Фигхийах (21:270) сказано:

«Фукаха согласны, что одним из условий должности халифа является то, что управляющий должен быть мужчиной. Не действителен руководитель женщина, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не преуспеют люди, которые назначат женщину управлять ими». Это также требует общения с мужчинами, посвящать свое время исключительно решению проблем государства, и потому что это требует решения серьезных проблем. Это великая ответственность и это роль мужчин».

 

✒️ Шейха АбдульАзиза ибн АбдуЛлах ибн База спросили об этом:

«Каково отношение Ислама к женщине, которая баллотируется на должность главы государства, или главы правительства или министра?

 

Он ответил:

«Не разрешено назначать или выбирать женщину главой государства. На это указывает Коран, Сунна и иджма ученых. В Коране Аллах сказал (перевод смысла): «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими» (4:34).

 

Правило в аяте общее и в него включается, и позиция главы семьи и применяется в отношении позиции общественного лидера. Это правило подтверждается причинами указанные аятом, среди них превосходство мужчины в интеллекте и понимании и т.д., что является основными качествами руководителя.

 

В Сунне, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не преуспеют люди, которые назначили женщину руководить ими» Передан Бухари.

 

Вне всяких сомнений, этот хадис указывает на то, что запрещено женщине занимать позицию общественного руководителя, или становиться губернатором провинции или города, потому все это попадает под общий смысл хадиса, и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что те кто назначат женщину руководителем не преуспеют. Преуспевание означает успех и правильные поступки.

 

Умма, во времена праведных халифов и имамов первых трех поколений, которые были оценены Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) как лучшие поколения, единогласно согласилась что женщина не может быть правителем или судьей.

 

Были женщины, которые обладали прекрасными знаниями в религии, к которым ученые обращались относительно знаний Корана, Хадиса и религиозных предписаний, но ни одна женщина не была выдвинута на должность общественного лидера в эти времена или на подобную этой должности позицию.

 

Шариатские обязанности на этой должности не могут быть исполнены женщиной, потому что это включает путешествие в провинции, общение с членами уммы и встреча с ними, руководство джихадом, переговоры с врагом, принятия присяги от членов уммы, и встреча с ними, с мужчинами и женщинами, во время войны и мира.

 

Но это не является приемлемым для женщины, и идет в разрез с правилами шариата, которые устанавливаются для ее защиты и удерживают ее от того чтобы она выходила и общалась подобным образом.

 

Говоря рационально, женщине не может быть дана позиция в общественном офисе, потому что это требует от избранного на это должность мужской решимости, твердости, сообразительности, силу воли и хорошие управленческие способности. Эти характеристики в недостаточной степени присутствуют у женщин, потому они были созданы слабыми в интеллекте и способности мыслить и очень эмоциональными, поэтому избрание их на подобные должности не в интересах мусульман и не поможет им преуспеть.

 

Аллах источник сил.

Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада и его семью и сподвижников.

 

📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 20677.

 

Посланник Аллаха (салля Ллаху алейхи уа салам) сказал: «Я не видел из неполноты разума и религии, которая лишает разум благоразумного мужчины, чем одна из вас».

аль-Бухари (304) и Муслим (80, 89).

 

✏️ Сказал имам Мунауи в "тайсир шарх джами' ас-сагыйр", 2/589:

«Так как у них есть недостаток и слабость, а повелитель должен быть открыт чтобы повелевать своими подданными, а женщина - аурат и поэтому она не подходит для этого, и не может она управлять страной (повелевать) и быть судьей...»

 

✏️ Сказал аль-Хаттабий: «В хадисе указание на то, что женщина не может управлять страной, не может быть судьей, так же она не может выдавать себя замуж, так же не может выступать в виде опекуна для другой, так оно есть, и об этом говорили джумхуур (большинство ученых).

Имам ат-Табари, так же в одной из версий от имама Малика и абу Ханифы что они разрешали им управление касающиеся того, что дозволено для женщин».

 

✔️ Сказал Пророк (салля Ллаху алейхи уа салам):

«Погибнут мужчины, когда станут подчиняться женщинам»

Передал имам Ахмад.

 

✏️ Сказал имам аль Багави аш Шафии:

«Не разрешено назначать женщину на руководящие должности, согласно хадису переданному от Аби Бакрата, от Посланника Аллаха (салля Ллаху алейхи уа салам) что он сказал: «Не преуспеет народ, который назначил управлять своими делами женщину».

И также потому, что судья должен общаться с мужчинами, учеными, свидетелями, а женщине воспрещается это – ведь в этом фитна».

Источник: «Ат Тахзиб фи фикх аш Шафии», 8/167.

 

✏️ Сказал имам Ибн Кудама аль Ханбали:

«Мы опираемся в обуславливание того, что судья должен быть мужчиной – на слова Пророка (мир ему): «Не преуспеет народ, который назначил управлять своими делами женщину».

 

И это потому, что судья должен приходить на собрания судящихся сторон и мужчин, а также нуждается в полноценной рассудительности и разумности и бдительности – а у женщины есть недостаток в разумности, и она не имеет права приходить в собрания мужчин.

 

И женщине не годится для руководства страной, и не годится для руководства отдельными регионами и поэтому ни Пророк (салля Ллаху алейхи уа саллам), ни один из праведных халифов, и ни один из правителей после них не назначали женщину ни судьей, ни правителем региона – мы не знаем этого в сообщениях что дошли до нас.

А если бы это было бы разрешено – то не было бы такого, что такое никто не делал».

Источник: «Аль Мугни», 22/453.

 

✏️ Сказал Ибн Араби аль-Малики:

«Этот хадис – прямой текст на то, что женщина не может быть верховным правителем, и в этом нет никаких разногласий.

 

Что же касается того, чтобы она была судьей – то передано от Ибн Джарира ат Табари, имама религии, что женщина может быть судьей, и это недостоверно от него.

 

И женщина не соответствует тому, чтобы показываться на видное место в заседаниях, смешиваться с мужчинами, вести с ними переговоры как с равными – и это потому, что если она молодая красивая девушка, то нельзя на нее смотреть и говорить с ней (без нужды), если же она великовозрастная – то все равно не должно быть так, что она с мужчинами собирается в собрание, и она – место взора всех мужчин, а они толпятся с ней.

 

И не преуспеет абсолютно тот, кто представил это, и убежден в дозволенности этого.

 

И передано, что Умар назначил женщину следить за порядком на рынке – и это не достоверно, и не поворачивайтесь к этому – это лишь то, что нововведенцы подсунули в хадисы из своих выдумок».

Источник: «Ахкам аль-Кур’ан», 3/482.

 

✏️ Сказал Ибн аби аль Изз аль Ханафи:

«Большинство ученых на том, что женщина не может быть судьей – и на этом мнении Ахмад, Малик, и аш Шафии, и другие, и его выбрал ат-Тахави.

 

И ведь Пророк (салля Ллаху алейхи уа салам) сказал: «Не преуспеет народ, который поставил управлять своими делами женщину».

 

И также потому, что судья приходит на собрания судящихся, и нуждается в полновесной рассудительности и разумности и бдительности, а женщина имеет в этом недостаток, и не имеет права приходить на собрания мужчин.

 

И она не годится для того, чтобы быть верховным правителем, или руководителем региона, и поэтому Пророк (салля Ллаху алейхи уа салам) и праведные халифы и правители после них не назначали женщину судьей, или руководителем региона.

 

А если бы это было разрешено – это, сделал бы Пророк (салля Ллаху алейхи уа салам) или кто-то из его праведных халифов – чтобы объяснить дозволенность этого».

Источник: «Ат Танбих аля мушкилят аль хидая», 4/479.

 

__________________________

 

☑️ Сообщается, что Абу Бакрат (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стало известно, что персы вручили власть над собой дочери хосроя, он сказал: «Не преуспеют люди, вручившие власть над собой женщине»”.

аль-Бухари 4425, 7099.

 

☑️ В другой версии хадиса сказано: “Когда умер хосрой, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Кого они избрали после него?» Ему ответили: “Его дочь”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не преуспеют люди, вручившие власть над собой женщине». ан-Насаи 5388, ат-Тирмизи 2262.

 

✏️ Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе указание на то, что женщина не назначается на правление и судейство”. См. “аль-А’лям” 3/1787.

 

✏️ Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе довод на то, что женщина не из числа тех, кто может занимать власть, и не дозволено людям избирать ее правителем, ибо избегать такого деяния, которое лишено успеха, является обязательным”. См. “Найлюль-аутар” 8/274.

 

✏️ Ибн Хазм сказал: “Если кто-то скажет: «Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не преуспеет народ, который вверил свое дело женщине», то мы скажем: Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал это относительно всеобщего дела, которое является халифатом! И довод этому другие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Женщина является пастырем за имущество своего мужа, и она будет спрошена за свою паству». Маликиты считали дозволенным, чтобы женщина становилась исполнителем завещания и попечителем, и не пришел ни один текст (Корана и Сунны), который запрещал бы женщинам брать управление на себя в некоторых делах”.

См. “аль-Мухалля” 4/80.

 

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству! Правитель является пастырем для своих подданных. Мужчина является пастырем для своей семьи. И женщина является пастырем в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству и за его детей. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству!» аль-Бухари 5200, 7138.

 

Яхья ибн АбиСулейм рассказывал: “Я видел Самру бинт Нухайк (да будет доволен ею Аллах), которая застала пророка (мир ему и благословение Аллаха), на которой была плотная рубаха и плотный платок. У нее в руках был кнут, которым она воспитывала людей, повелевая одобряемое и запрещая порицаемое”.

аль-Халляль в “аль-Амрбиль-ма’руф” 62, Абу Ну’айм в “Ма’рифа ас-сахаба” 6/3369, ат-Табарани в “аль-Кабир” 24/311. Имам аль-Хайсами назвал всех передатчиков надежными, а шейх аль-Альбани назвал иснад этого сообщения хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 9/64, “ар-Радд аль-муфхим” 155.

 

Однако некоторые ученые конкретизировали ее веление именно делами женщин.

 

Так, аль-Каттани сказал: “Наместничество Самры бинт Нухайк было в частном деле, связанным с женщинами”. См. “ат-Таратиб аль-идария” 1/286.

 

✏️ Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Основа состоит в том, что совершеннолетние мужчины и женщины одинаковы в законоположениях, кроме тех случаев, на исключение которых пришел довод, как например всеобщее правление (имара), судейство (къада) и тому подобное, что является исключительно обязанностью мужчин. Однако, женщина может быть главой в чем-то определенном, как скажем группа женщин отправились в путь и одна из них была избрана их амиром в пути, или как директор школы, и тому подобное”. См. «Шарх аль-мумти’» 3/218.

 

 

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: