Понятие личности в психологии




Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии.

 

Психология (термин 18в. Христиан Вольф) как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (наука о душе).

Предмет – мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Под психологическими фактами подразумевается широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений).

Задачи: уяснение природы психического; учение законов психической деятельности в ее развитии. Прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. (различный службы психологич. помощи, «горячие линии» телефонной психологич. помощи, психологические центры, психологич. службы в различн. организациях). Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.

Структура: Современная психология представляет развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют: социальную, возрастную, педагогическую психологии. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда, инженерная, юридическая, военная, космическая, авиационная психологии. Также выделяют экспериментальную психологию как область психологии, которая занимается проблемами эмпирических исследований, общими для всех психологических направлений.

 

Мозг и психика. Функции психики.

Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Основой функционирования психики является деятельность центральной нервной системы.

Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Головной мозг состоит из мозгового ствола, мозжечка и двух полушарий, в которые входят кора и подкорковые структуры (обонятельный мозг и базальные ганглии).

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

3. Классификация методов исследования.

Методы: наблюдение, эксперимент (естественный и лабораторный), беседа, тесты, анкетирование, опросники и вспомогательные методы (математические, графические, биохимические).

Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:

 

1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие

 

2. Субъекта и объекта исследования.

 

3. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования).

 

4. Интерпретация и описание, при которых субъект “внешне” взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

 

Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.

 

Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественноязыковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

 

Наконец, интерпретационно-описательные методы – это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

 

Понятие личности в психологии

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: