Структура тренинга
Вступление направлено на привлечение внимания слушателей.
6 шагов вступления:
- Установите зрительный контакт с аудиторией
- Зачин – прием, позволяющий завладеть первичным вниманием аудитории
- Завязка – обозначение проблемы, которая будет раскрыта, чтобы максимально захватить внимание слушателей
- Представление себя
- Правила
- Представление слушателей (не делаем)
Зрительный контакт с аудиторией - это факто усиления речевого воздействия на аудиторию, направленный на установление и поддержание внимания слушателей.
Правила:
- Смотреть на всех слушателей попеременно/в большой аудитории переводить взгляд с одного сектора на другой
- Переводить взгляд медленно
- Смотреть дружелюбно
- Смотреть в лицо, а не в глаза
- Поддерживать зрительный контакт на протяжении всего выступления; не смотреть в пространство и не посторонние предметы; отводить взгляд от аудитории лишь ненадолго.
6 классических вступлений-зачинов
1. Использование сенсационного факта
2. Занимательная история, имеющая отношение к предмету, или пример
3. Комплимент, сочувствие
4. Вопрос с целью возбуждения любопытства
5. Ссылка
6. Демонстрация какого-либо предмета
Завязка в тренинге - то ответ на вопрос о цели тренинга и его значении для участников.
Должна быть четкой и понятной.
Тематический блок
• Вовлечение (проблематизация)
• Дидактика (мини-лекция)
• Отработка (упражнения, комплексные действия, обратная связь)
Вовлечение (проблематизация)
• Энерджайзеры: «Я история», притча, метафора, статистика, демонстрация, провокация, решение задачи, проблематизирующий вопрос.
• Фасилитация - структурированный и интенсивный сбор мнений участников по определенному локальному вопросу. (Среднее время фасилитации - 5 минут). Цель: вовлечение слушателей в новую тему. (Например, «что для вас означает быть эффективным продавцом», «приведите пример, когда вам удалось преодолеть несогласие и сопротивление»)
Технология фасилитации:
- Вопрос – Пауза
- Опрос участников тренинга. Обращение к конкретному участнику если группа небольшая, и выборочно – если группа большая
- «Что вы думаете по этому вопросу?»
- «Ирина …»
- «Пожалуйста …»
3. Повторение сказанного («Эхо», парафраз» с использованием ключевых слов) после каждого высказывания
4. Общий вывод, связанный с темой мини-лекции. Переход к мини-лекции.
Структурированная информация, которая является основой для практических действий.
Мини-лекция Не должна превышать 10-15 минут. Далее вступает в силу закон прогрессирующего нетерпения. Для нас 5-7 минут
Правила мини-лекции
• По ходу мини-лекции тренер задает вопросы участникам
• Основные пункты представлены в последовательно открывающихся пунктах слайдов
• В конце тренер просит участников повторить услышанное
Использование наглядных средств
Запоминаем 80% того, что видим и только 15% того, сто слышим
Типы наглядных средств
- Раздаточные материалы
- Флип-чарты
- Мульти-медийные презентации
Результат мини-лекции
· Информирование
· Смена установки
· Мотивирование слушателей
Отработка (виды активностей при отработке навыков)
- Выполнение заданий индивидуально (то, что мы берем)
- Ролевые игры
- Деловые игры
- Анализ кейсов
- Мозговой штурм
- Практические задания в мини-группах
- Учебные проекты с презентацией
- Анализ видео-записи
- «Выход за рамки класса»
- Тестирование, викторина
Инструкция для разработки ролевой игры.
- Придумать тему
- Написать роли
- Проиграть роли
- Дать обратную связь
Пример:
Вы - Мария - руководитель отдела. Руководство организации возложило на ваш отдел новые функции. Вам надо решить, кому поручить эту работу. В вашем отделе работает Николай. Он добросовестный и квалифицированный работник. Вы решили дать Николаю новое поручение. Николай ведет серьезный участок работы и никогда вас не подводил. Вы уверены, что Николай справиться с поручением. Вы вызываете Николая к себе для беседы.
Вы – Николай - подчиненный Марии. Вы – ответственный и результативный работник. У вас много обязанностей с которыми вы эффективно справляетесь. Вы не хотите брать на себя новые поручения, т.к. уверены, что кто везет на том и едут. Ваш руководитель вызывает вас к себе для беседы.
Инструкция для разработки деловой игры:
1. Разбить группу на команды
2. Поставить цель перед каждой командой. Дать каждой команде задание и инструкции.
3. Выполнение задания командами
4. Обратная связь
4. Завершение тренинга
Цели:
• Помочь участникам объединить весь объем информации в единую комплексную систему.
• Мотивировать участников на применение знаний на практике.
• Выявить отношение участников к тренингу.
• Проанализировать «полезный выход» для участников.