О системе социально-эмоционального обучения
Вопросы:
1. Сущность социально-эмоционального обучения (SEL)
2. Методы формирования социально-эмоциональных компетенций:
3. Основные составляющие SEL
4. Задание по лекции
Сущность социально-эмоционального обучения (SEL)
Главная задача любого обучения (и в школе и в семье) – воспитывать счастливых детей, которые легко адаптируются к изменениям, чувствуют себя успешными и реализуют свой потенциал. Однако традиционная система образования делает большой акцент на академических знаниях, не уделяя достаточно внимания эмоциональному интеллекту и навыкам XXI века.
Поэтому в мире набирает популярность подход «социально-эмоционального обучения» (SEL), который ориентирован на то, чтобы, в первую очередь, научить детей чувствовать себя комфортно в социальной среде и учиться легко и с удовольствием.
Что означает социально-эмоциональное обучение?
Социально-эмоциональным обучением (SEL) принято называть приобретение учениками навыков распознавания и управления эмоциями, развития сопереживания и заботы о других, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и эффективного решения возникающих сложных жизненных ситуаций,
Если коротко, это касается формирования навыков управления собой, позитивного отношения к другим и принятия ответственных решений.
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Один из создателей SEL Давиде Антоньяцца выделяет набор когнитивных, аффективных и поведенческих компетенций:
Самосознание | Идентификация и распознавание эмоций Точное самовосприятие Признавая сильные стороны, потребности и ценности Самоэффективность Духовность |
Общественное признание | Перспектива Сопереживание Признание разнообразия Уважение к другим |
Самоуправление | Управление собственным поведением и эмоциями |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫСОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
|
Обычно рассматриваются четыре ключевых принципа.
Принцип 1: Основополагающие ценности лежат в основе данной технологии, поскольку они формируют линию поведения ученика. Разработка комплекса действий без обоснования ценностей приведет к несогласованности по назначению и поведению, действиям.
Принцип 2. Социальные и эмоциональные навыки должны преподаваться учащимся, чтобы они умели ими адекватно распоряжаться. Эти навыки помогут им решать будущие задачи. Пять ключевых областей навыков:
· самосознание,
· социальная осведомленность,
· самоуправление,
· управление взаимоотношениями
· ответственное принятие решений.
Обучение учеников социальным и эмоциональным навыкам может быть явным, путём специальных уроков и бесед, или скрытым — через обучаемые моменты, моделирование поведенческих, нравственных и проблемных, ситуаций.
Принцип 3: Школы играют важную роль в обучении социальным и эмоциональным навыкам, потому что руководители школ и учителя могут и должны являться серьёзными образцами для подражания. Кроме того, школьная среда является важным средством обучения учеников, площадкой формирования социальных и эмоциональных навыков.
Принцип 4: Дети, обладающие социальными и эмоциональными навыками, привязанные к разумным ценностям, смогут продемонстрировать хороший, сформированный характер и чётко выраженную гражданскую позицию.
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫSEL
Через технологию социально-эмоционального обучения ученики приобретают навыки, знания и линию поведения, чтобы эффективно управлять собой. Ученики готовы к формированию адекватных отношений с другими и принимать ответственные решения, необходимые для личного и социального благополучия. Исследования показывают прочную связь между результатами SEL и учениками в области интеллекта, развития, формирования характера, успеваемости в школе, успехе в карьере и гражданской ответственности.
SEL — важная часть воспитания и обучения, чтобы подготовить учеников к жизни и подготовке к взрослой жизни в 21 веке.
SEL И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Технология SEL более продуктивна в контексте безопасной комфортной обучающей среды. Ключевым фактором такой среды является доверительные отношения между учителем и учеником. Там, где существуют такие отношения со своими учителями, ученики видят и понимают, что их уважают, поддерживают и ценят их как личности.
Безусловно, позитивные отношения между учителем и учеником способствуют качеству обучения, социальному и эмоциональному развитию и поведенческой компетентности.
Формирование социальной и эмоциональной компетентности вместе с позитивными и поддерживающими отношениями в школьном сообществе, способствуют поддержке со стороны учителя и повышению мотивации учащихся и успехов в школе.
Исследования, проведенные в начальных школах Локарно (Швейцария), показали, что такие социально-эмоциональные навыки, как распознавание собственных эмоций и учет их влияния на поведение, помогают ученикам добиться успеха даже в математике. Волнение, «математическая тревога» негативно влияют на когнитивные стратегии и рабочую память. Ученики боятся совершить ошибку, воспринимают задачу как более сложную. Спокойствие ведет к медленному прогрессу. А за учительским поощрением следует эмоциональная активация класса.
|
В основе системы социально-эмоционального обучения (SEL), лежит признание того факта, что наш мозг работает как в рациональном (когнитивном), так и в эмоциональном ключе. Для процесса познания важны оба направления. И оба следует активно использовать в образовании.
Пока в школах акцент делается лишь на рациональном, но, по данным международной научно-практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект», среди эффектов от программ по развитию ЭИ можно назвать улучшение атмосферы в классе, спад заболеваемости, улучшение отношений между родителями и детьми, социально-эмоциональных навыков, отношения к себе, к другим, к школе, хорошее поведение в классе, 11-процентное повышение успеваемости по результатам стандартизированных тестов. Кроме того, риск эмоционального истощения и выгорания снижается.
Но как оценить ЭИ? Объективность такого рода измерений — главная проблема. Сегодня тест IE-ACCME позволяет измерить метаэмоциональный интеллект подростков (феномен, объединяющий когнитивные способности к переработке информации, полученной от эмоций, и самооценку этих способностей). Методика создана на основе модели Мэйера и Сэловея (1997 год) и может быть использована в качестве как отчета о самооценке, так и показателя уровня эмоционального интеллекта.
Тест показывает высокую степень надежности, но необходимо учитывать возрастные и гендерные различия в баллах при измерении ЭИ. При этом уже само проведение такой работы положит начало плодотворному обсуждению с подростками того, как они воспринимают, используют, понимают и контролируют эмоции.