Владимир Семеныч Маканин




Очередной ленинградский писатель. Скучный

Романы:

Предтеча или не роман, а даже повесть скорее.

Андерграунд или герой нашего времени

Когда говорят о Маканине, появляется термин самотечность. Для Маканини это не так уж и плохо, каждый рано или поздно пускается в самотечность — плыть по течению, не сопротивляться.

В одном рассказе смирны Толик (Антилидер) выпивши начинает бунтовать против инертности существования, стагнации.

Маканинская проза сформировалась где-то в начале 70-х годов, когда сломал позвоночник, начал самоидентифицироваться, так как больше делать было нечего.

Ключарев и Алимушкин, Антилидер

 

Андерграунд или герой нашего времени

Главный герой вырыл нору и в ней живет (буквально андерграунд) — квартирой проблемы, хотя вроде как интеллигент. Лаз там куда-то прорыть пытается.

А Маканина часто что-нибудь роют, лазы, норы, тоннели.

Того, который в норе, зовут Петровичем. Бомжом стал намерено. Все живут в своих хрущёвочках.

Пародия на андерграундную культуру. Хороший роман, но очень, конечно, странный.

Еще есть роман Прямая линия.

 

Аксенов

 

Апельсины из Марокко, Ожог, Изюм...

 

Умер в 2009, родился в 30-е.

Закончил Первый мед.

Работал врачом на Крайнем Севере.

А потом резко начал писать.

61 год роман Звездный билет

62 год — Апельсины из Марокко

66 год 5 марта — участвовал в демонстрации против реабилитации Сталина.

Переписали, диссидентов защищал, выговор с занесением в личное дело.

Стал одним из основателем бесцензурного альманаха Метрополь.

Демонстративно вышел из Союза писателей.

Скажи изюм — роман с ключом, реальные люди с непрямо указанными именами.

Уехал в США, жил там до 2004 года, был профессором русской литературы в крупнейших университетах Америки.

Много чего написал, Московская сага — сериал такой есть.

Таинственная страсть: роман о шестидесятниках — шикарная вещь.

 

Поэтика

Социально-психологический гротеск — ирония над социумом и психологией людей.

Всегда есть восторженный и романтический герой, в Ожоге это не так. Сам не творит, но есть потенциал. Вынужден сталкиваться со всякими бяками. Комично выглядит на фоне грубой действительности, и они на него фоне тоже бяки.

Ожог — очень тяжелый роман, крах и исход, никаких надежд, в стране все остановилось. Все пьют и оргии. Пир во время чумы — атмосфера романа.

 

Остров Крым — постмодернистический роман, выстраивает новую историю России. Гражданская война, сражение в Крыму, побеждают белые. В Крыму развивается отдельная от остальной России цивилизация. Главный герой хочет пробраться из России и присоединить Крым к России, чтобы всем плохо было. Кончается все плохо, война там.

Павел Курсанов (современный) — Укус ангела — тоже антиистория России.

Остров Крым — антиутопия, уничтожил Крым ради родины, в жертву принес.

Постмодернизм

 

Постмодернист — это метод деконструкции, на обломках что-то нового, и игра с читателем на уровне повествования.

Принципы — отвержение предыдущих традиций, не полное отвержение, а очень творческое осмысливание предыдущего опыта.

Нет никаких правил, никаких догм. Не работаю антитезы: высокое — низкое...

Обман читательского ожидания.

Очень сильная фрагментарность.

Любят играть симулякрами — подобие, которому нет подлинника.

Повышенная цитатность, игра с цитатами.

Плюрализм, парадокс, сосуществования в тексте двух идей, взаимоисключающих понятий.

Любят поиграть в смерть автора.

Автор рассказывает о том, как он пишет текст.

Игра ради игры, не несет никакой смысловой нагрузки, просто, чтобы посмеяться над читателем — ты тут сидишь и ждешь сюжета, а фига тебе!

Учебник Лидермана и Липовецкого Современная русская литература — замечательный такой.

Постмодернизм как движение возникает на западе в конце 60-х и в него много чего входит: любые идеи подвергаются критики, внимание уделяется маргинальным культурным практикам, акцент смещается на вторичное, высокое уходит на второй план, децентрализация культуры. Постмодернистский текст не скрывает своей цитатности, здесь явно идут кавычки. Это цитатная природа текста.

Американцы — Борхес, Имя Розы, Фаулз, Маркес, Лолита Набокова.

Жак Деррига философия деконструкции — философия ПМ.

«Археология здания» - Мишель Фуко.

Бодрийяр — симулякры.

 

В советской — Бенедикт Ерофеев, Андрей Битов, Саша Соколов, Иосиф Бродский.

Что сейчас происходит в России?

Оттепель в России, Хрущев. Оттепель — очищение коммунистической утопии от грехов сталинизма. Ничего не вышло, началась анархия с высадкой кукурузы в Мурманске.

Испугались и начались процессы над диссидентами. Бродского сажали в психушку и обкалывали лекарствами.

Началось полное тотальное разочарование, строили-строили и нифига не построили. Жан Франсуа Леотар — в основе ПМ лежит полное разочарование в основных ценностях, все обесценилось и получилась каша-малаша, высокое-низкое, элитарное-маргинальное.

Саша Соколов

 

Александр Всеволодович Соколов. Родом из Сибири и где-то в Москве что-то там закончил. Всю жизнь пытался удрать из России. Был одиночка, ни с кем из литераторов не общался.

Задержали при попытке пересечь советско-иранскую границу, посадили. Женился на Австрийке, но выехал не сразу, написал Школу для дураков, она вывезла ее заграницу, напечатали там. Потом выехал и сам, там и живет.

Писал стихи, которые никому не интересны.

Романы:

Школа для дураков

Между собакой и волком

Полисандрия

Казибо

 

Школа для дураков

У мальчика шизофрения, не может отделить вчера от сегодня, когда увидит что-нибудь красивое. Его за город не отпускают, чтобы на природу не любовался.

Набоков: обаятельная трагическая трогательная книга.

У ребенка есть учитель, которого зовут Павел (от апостол Павел, Савел).

Есть безличный повествователь, голос главного героя, мама там еще есть.

Один из самых сложных текстов русского ПМ и при этом один из самых сложных.

Сюжет пересказать сложно — время там скачет.

Иванушка-дурачок умнее всех остальных оказывается.

Это метафора жизни в России.

Учится в школе для отсталых детей — прямое школа для дураков.

Сама структура для повествования моделирует шизофреническое повествование, нет целостность. Формируется образ мира с взаимоисключающими мотивами.

Мотив насилия, унижения, власти.

Образ смерит постоянно повторяется.

Павла-апостола-наставника выгоняют из школы.

Стратегия диалога с хаосом.

 

Между собакой и волком

 

там тоже всякие метаморфозы и ладно, фиг с ним.

Пелевин

 

Родился в 62 году в семье военного, закончил в Москве что-то сложное, написал диссертацию по теме оборудования трамваев асинхронным двигателем.

Поступил в Литинститут, но не закончил, но много где работал, редактором там и еще кем. Переводами занимался.

Был поклонником Борхеса и прочих.

Пишет сборник рассказов Синий фонарь.

Омон Ра — это супер!

Жизнь насекомых

Чапаев и Пустота

Поколение П

Эссе Джон Фаулз и трагедия русского либерализма (Фаулз — Башня черного дерева и Волхв — это вооще!(преподавательница о Фаулзе))

Получил огромное количество премий.

А живет в Чертаново, плохой район Москвы.

Дмитрий Быков писал о Пелевине.

Александр Генис тоже о нем писал.

Кортнев еще о нем писал, статья Столкновение пустот.

Курицын еще про него писал, «Русский литературный постмодернизм».

 

ПМ — гротеск показывает абсурд. Русский постмодернизм наиболее социальноориентированный, чем на Западе.

 

Бродский

Особенность поэзии

Анжамбан или стык с французского — это когда строка делится как-то не так. Нужен, чтобы подчеркнуть отдельные слова.

 

Из устойчивого выражение убирается слово, как правило, самое главное.

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но не важно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях.
Я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь
от тебя, чем от них обоих.
Далеко, поздно ночью, в долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне,
как не сказано ниже, по крайней мере,
я взбиваю подушку мычащим "ты",
за горами, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты
как безумное зеркало повторяя.

 

Стихи тут https://www.stihi-rus.ru/1/br/

 

Автобиографическое эссе Полторы комнаты.

 

Концептуалисты

Модернисты в поэзии

 

Дмитрий Пригов

Лев Рубинштейн

Сергей Гондалевский

Кивиров

 

Концептуализм — система языковых жестов, которые относятся к советской идеологии и массового сознания человеческого общества. Берут оттуда и доводят до абсурда. Обнажают разрыв между знаком и тем, что он символизирует, остается голый концепт.

Сами назывании соцартом. На Западе попарт, у нас — соцарт.

 

Все, не можу больше.

 

Лев Рубинштейн

Более жесткая версия концепции концептуализма. Он начинает экспериментировать не только со стихом, но и со способом подачи. На карточках стихи, на каждой странице — одна фраза, какой бы короткой она не была, в рамочках строки печатали.

Даша Суховей — как бы поэтесса.

Чертой концептуалисткой поэзии являются цитаты и реминисценции.

 

Кивиров

Центон

Пелевин: Кевиров, увы, не Пушкин.

Сонеты писал.

Смешной такой. Хоть ты тресни — все ничто!

 

Билеты

1. Военная проза — из лекций и к этому билету я прочитал то-то.

2. Деревенская проза

3. Лагерная проза (Солженицын, Шаламов)

4. Сергей Довлатов

5. Битов

6. Постмодернизм

7. Поэзия

8. Бродский

9. Городская проза — Аксенов

Приготовить список — я прочитала...

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: