Сущность и происхождение государства




 

Понятие и признаки государства

 

Говоря о том, что же такое «понятие и признаки государства», стоит разобраться, в общем определении государства. Государство представляет исторически выделенный из общества особый институт, олицетворяемый в особом аппарате управления общественными процессами, действующими в пределах определенной территории в порядке осуществления суверенной государственной власти, издания всеобщих законов и других различных нормативных правовых актов, рассчитанных на упорядочение общественных отношений. Государство, как организация власти политической, с помощью права и государственного аппарата управляет делами всего общества[14].

Государство, как институт, обладает собственными признаками и функциями. Прежде всего, стоит упомянуть об основных признаках государства: 1) Ведется управление общественными делами на основании его многообразных интересов. Государство представляет интересы общества и согласовывает их; 2) Право является источником государственной власти, юридически оформляет ее и, таким образом, делает легитимной. Право же определяет различные формы осуществления власти в государстве, ставит юридические рамки; 3) Управление в государстве осуществляется исключительно при помощи специально созданных органов, находящихся в иерархической зависимости друг от друга; 4) В государстве объединяются люди различных национальностей и вероисповеданий; 5) Наличие суверенитета, трактуемого как независимость и верховенство власти; 6) Право законотворчества и требование исполнения законов. В противном случае могут быть применены различные меры ответственности; 7) Распоряжение национальными ресурсами, материальный фундамент; 8) Установленные порядки взимания налогов и сборов с населения; 9) Символы: герб, гимн, флаг[15].

Понятие и признаки государства не ограничиваются вышеперечисленными, но данные являются основными.

Функции государства – это деятельность и ее направления, в которых выражается его назначение в жизни общества и вся основная сущность. В функциях же отражается и механизм воздействия государства на все процессы, происходящие внутри него.

Основные функции государства: 1) Охрана правопорядка и законности, свобод и прав граждан; 2) Политическая (народовластие и суверенитет); 3) Экономическая (контроль над государственным бюджетом, системой налогообложения, ценовой политикой и т.д.); 4) Социальная (система здравоохранения, пенсионное обеспечение и пр.); 5) Идеологическая (воспитание поколения в духе официальной идеологии, пропаганда ценностей и идей); 6) Экологическая (охрана окружающей среды, восстановление природных богатств); 7) Защита граждан от угрозы с внешней стороны; 8) Взаимодействие с международными организациями и другими государствами[16].

В основном различают организационные, а также правовые формы осуществления государственных функций. К правовым относятся: правотворческая, правоохранительная, правоприменительная. К организационным формам относят регламентирующую, идеологическую и хозяйственную. Функции государства имеют различные классификации и собственные признаки.

Также существует такое понятие как «цели государства». К основным государственным целям относятся: формирование условий для развития экономики и поддержание социальной стабильности в обществе. Все остальные цели вытекают из данных.

Также непосредственным воплощением целей являются задачи государственного регулирования. Все задачи осуществляются через функции[17].

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что государство является особенной формой организации общества и занимает основное место в структуре политической системы.

 

Общие положения о происхождении государства

 

Государством называют определенный метод организации конкретного общества, а также публичной политической власти, которая распространяется на весь данный социум. Эта власть является официальным представителем общества.

Происхождение государства как социального института принято начинать изучать с такого понятия, как "форма государства". Исследование таковой предусматривает изучение строения, основных компонентов, главных методов реализации власти, внутренней структуры всей системы[18].

Сегодня существует достаточно много теорий, подходов, используемых при определении содержания и понятия формы государства. Не существует общепризнанного учения, которое однозначно раскрывало бы это понятие. Вместе с этим считается неверным отрицание всех научных теорий, знаний и концепций, сформулированных ранее и признанных сегодня не до конца отражающими все общественные взаимоотношения и характер участвующих в них субъектов.

В разных странах системы власти имеют свои характерные признаки, особенности. Все эти черты в процессе развития общества дополняются, обогащаются во взаимодействии и взаимосвязях. Вместе с тем, формы многих государств современности имеют общие признаки. Эти схожие черты позволяют определить каждый элемент в структуре[19].

Происхождение государства исследуется в соответствии с различными факторами. Сегодня имеет место достаточно много взглядов и мнений по этому вопросу. Вместе с этим, существуют основные концепции происхождения государства, выработанные современной юридической наукой.

Процесс формирования системы власти связан с "неолитической революцией". Началась она приблизительно десять-двенадцать тысяч лет назад. Неолитической революцией называют процесс перехода от присваивающей экономики (рыболовства, охоты, собирательства) к производящей.

Предпосылки возникновения государства во многом, по мнению специалистов, связаны с появлением частной собственности. На определенном этапе развития общества произошло масштабное разделение труда. Сформировались такие сферы деятельности, как скотоводство, земледелие, ремесло. С совершенствованием орудий труда, повышением производительности, человек начинает изготавливать (производить) больше продукта, чем ему это требуется. Так образуются излишки. В связи с этим начинается внутриродовой обмен продукцией, полученной при совершении хозяйственной деятельности. Впоследствии этот процесс выходит за пределы одного клана, начинается торговля между кланами[20].

В связи с изменением экономически условий начинает развиваться неравенство как экономическое, так и социальное. Выделяются впоследствии классы бедных и богатых. Изменение структуры власти при этом является процессом естественным в связи с тем, что власть первобытная рассчитана на регулирование отношений в равноправном обществе, в котором отсутствуют противоречия интересов. В итоге для нового социума требуется другая структура власти[21].

В отечественной науке происхождение государства рассматривалось как следствие классового противоборства. При этом считалось, что происходило формирование только рабовладельческих систем.

Положения, объясняющие происхождение государства, достаточно четко отражены в марксистско-ленинской доктрине.

Однако в соответствии с данными современной науки, установлено, что первые государственные образования возникли не как следствие распада общества на классы, а как естественный процесс совершенствования первобытнообщинного строя. При этом в качестве ведущего фактора выступает процедура объединения родоплеменных формирований для осуществления совместной хозяйственной деятельности. В результате определяется группа людей, наделенных управленческими полномочиями. Вместе с этим формируется и слой управляемых людей. Начинает формироваться организационно-управленческая система. Таким образом, возникает прототип государства[22].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: