Ответить на этот вопрос нелегко. Прямого указания на дату этого события, которое египтяне называли «уничтожением человечества», у нас нет. Кроме того, на эти воспоминания неизбежно наслаивалась память о других катастрофах, местного характера. Такой местной катастрофой, оставившей, однако, глубокий след в преданиях народов, был, например, прорыв вод Атлантического океана в Средиземное море. Произошло это около 1500 года до н. э. Обширнейшие районы, бывшие прежде сушей, оказались под водой.
Почему Баб-эль-Мандебский пролив, что в переводе означает «Ворота слез», называется именно так? Предание гласит, что это имя дано ему в память о великом землетрясении, в результате которого произошел отрыв Азии от Африки и образовалось Красное море.
Другие местные катастрофы произошли в более близкое нам время.
В 1815 году в одной из провинций Индонезии началось неожиданное и очень сильное извержение вулкана. Из двенадцати тысяч человек, живших в провинции, осталось только двадцать шесть.
Среди безбрежного Индийского океана находился крохотный остров Мартиника.
Однажды в 1902 году жители его столицы услышали странный глухой гул. Подняв головы, они увидели легкое облачко над вершиной ближайшей горы — потухшего вулкана. Это было последнее, что они видели. Облако раскаленных газов обрушилось на столицу острова. Все тридцать тысяч жителей погибли почти мгновенно.
Во многих европейских газетах того времени печатался любопытный рассказ о единственном человеке, который спасся. По иронии судьбы это был заключенный, приговоренный к казни! Толстые стены камеры смертника спасли его.
Однако по косвенным следам, которые оставила всемирная катастрофа, мы можем все-таки с той или иной степенью уверенности назвать ее дату.
|
По геологическим слоям, которые можно довольно точно датировать, резкое изменение климата в Европе произошло в период между XIII и Х тысячелетиями до н. э.
Удалось также установить, что появление Ниагарского водопада, возникшего в результате резких геологических сдвигов, происшедших в этом районе, также относится к XVIII— XIII тысячелетиям до н. э.
К югу от теперешней столицы Мексики находится залитое лавой плато. Анализ лавы показал, что это краткое, но чрезвычайно интенсивное извержение произошло в период между XIII и VII тысячелетиями ДО н. э.
Возраст находки мексиканского ученого Гарсиа Пайона (две хижины, бывшие некогда на берегу моря и оказавшиеся высоко в горах) также более десяти тысяч лет.
Дата внезапной активизации вулканической деятельности в этом районе подтверждается и другими находками. В 1898 году французский корабль, занимавшийся ремонтом кабеля, проложенного по дну Атлантического океана, случайно поднял на поверхность кусок скалы вулканического происхождения.
Находкой заинтересовались ученые. Оказалось, подобная стекловидная лава, взятая со дна океана, могла образоваться только при атмосферном давлении, то есть на поверхности! Анализ лавы показал, кроме того, что в океан она погрузилась сразу же после отвердения. Произошло это также примерно 13000 лет до н. э.
Есть гипотеза известного атлантолога X. Беллами о более точной дате катастрофы. Речь идет о странном совпадении исходных дат различных календарей.
Египетский солнечный цикл насчитывал 1460 лет. Известна дата завершения одного из этих циклов (1322 год до н. э.). Если от этого года отсчитать семь циклов по 1460 лет, это даст нам дату 11542 год до н. э.
|
Ассирийский календарь состоял из лунных циклов по 1805 лет каждый. Конец одного из таких циклов приходился на 712 год до н. э. Оказывается, нужно отсчитать ровно шесть циклов, чтобы получить эту же дату— 11542 год до н. э. Это не может быть случайным совпадением.
Событием, которое легло в основу летоисчисления этих народов, могла быть только катастрофа. Это подтверждается сопоставлением и двух других календарей — майя и древних индусов, между которыми также имеется поразительное тождество.
Исходной датой лунно-солнечного индийского календаря был 11 652 год до н. э. А календарь майя, состоявший из циклов по 2760 лет каждый, также дает нам дату 11 653 год до н. э,
Разница в один год между началом индийского календаря и майя не говорит ни о чем, так как это должно было произойти и в том случае, если бы оба календаря были начаты в один год, но в различные месяцы.
Разрыв же в 110 лет между 11 652 и 11 542 годом — это, очевидно, время между началом катастрофы и ее окончательным завершением. Дело в том, что хаос после катастрофы прекратился не сразу. Память народов рассказывает об этом времени как об эпохе резкого похолодания, когда верхние слои атмосферы, загрязненные газами и пеплом, не пропускали солнечного света. Целые поколения людей жили и умирали, так и не увидев солнца. Когда же наконец прорвалась тяжелая пелена вечно свинцового неба и появилось Солнце, это было знаком того, что эпоха катаклизмов завершилась. Это появление Солнца после долгого периода холода и мрака послужило, по нашему мнению, также поводом к возникновению солнечных культов.
|
Но, если катастрофа произошла так давно, разве могла бы человеческая память, память народов, которые не имели письменности, так долго хранить все ее подробности? Например, индейцы, живущие в тропических лесах Амазонки, или бушмены и готтентоты на юге Африки из уст в уста, из поколения в поколение передавали повествование об этом тринадцать тысяч лет!
Возможно ли это? Оказывается, да.
Два примера из истории животного мира нашей Земли говорят о том, насколько цепко хранит память поколений события самого отдаленного прошлого.
Североамериканские племена имеют много легенд о некоем старинном животном. У него «только одна рука, которая выходит прямо из плеча», оно «поражало своих врагов длинным носом» и оставляло на снегу большие круглые следы. Ученые были очень удивлены, узнав в этих описаниях мамонта. Зверь этот, говорили легенды, «огромный, как движущийся холм, лишенный растительности». Индейцы рассказывали, что это животное имело длинные, выступающие вперед зубы (клыки) и «было таким большим, что, когда ложилось, уже не могло встать».
Сейчас скелеты мамонтов обнаружены и в Северной и в Южной Америке (в Эквадоре нашли даже кости мастодонта, животного третичного периода, «дедушки» нашего слона. Считалось же, что мастодонты вымерли до появления человека). Последний мамонт в Америке исчез около десяти тысяч лет назад.
Значит, народная память по крайней мере сто веков хранила представления об этом животном с клыками-зубами и длинным носом, которым оно поражало врагов!
Другим примером того, как живуча память народа, является воспоминание о единороге. Упоминание об этом животном мы можем найти и у древних авторов, и в религиозных книгах, и в народных преданиях, а его изображение — на многих гербах.
Герб Великобритании, например, украшен единорогом. Древние охотничьи песни тунгусов рассказывают об этом огромном черном быке—единороге. Он был так велик, что требовались специальные сани, чтобы везти его единственный рог.
Долгое время считали, что все сообщения об этом животном — плод народной фантазии. Когда же палеонтологи нашли все-таки скелет единорога, оказалось, что описания его не страдают преувеличением: это было существа в 5 метров 30 сантиметров высотой!
Но все ископаемые носороги внезапно вымерли сотни тысяч лет назад. Правда, некоторые ученые считают, что их сибирский родич дожил до появления человека и был им уничтожен.
Сколько же тысячелетий хранил и передавал народ эти воспоминания об огромном однорогом быке, воспоминания, доставшиеся ему еще от первобытных охотников!
Нет поэтому ничего удивительного и в том, что и от бесписьменных народов узнаем мы о таких отдаленных событиях, как всемирная катастрофа и потоп.
Итак, катастрофа произошла уже на памяти человечества. воспоминания о ней дошли до нас и в устном и в письменном виде.
Именно эта катастрофа, а также последовавшее за ней опускание суши прекратили связь между Европой и Америкой. Если впоследствии были какие-то контакты, то, по всей вероятности, одиночные, случайные путешествия через океан. Исключение составляют более поздние колонии норманнов и кельтов в Северной Америке.
У нас имеются основания утверждать, что до катастрофы на земле существовали какие-то высокие цивилизации, отдельные представители которых пережили катаклизм. О существовании таких цивилизаций узнаем мы, в частности, из многочисленных преданий о предвестниках катастрофы.
ПРЕДВЕСТНИКИ БЕДСТВИЯ
Мы говорили уже, что многие источники утверждают, что катастрофы цикличны и что их можно, следовательно, предсказать заранее. Очевидно, на основании предыдущего опыта или астрономических наблюдений какой-то народ, значительно опередивший в своем развитии остальные, заранее узнал о предстоящей катастрофе. Желая предупредить человечество о грозящей опасности, он разослал своих посланцев по всему миру.
Эти предвестники беды сохранились в памяти народов. Летописи Бирмы говорят о человеке, «явившемся из высшей обители. Волосы его были взлохмачены, лицо печально. Одетый в черное, он ходил по улицам, всюду, где собирался народ, и скорбным голосом предупреждал людей о том, что должно произойти».
В своих преданиях народы часто обожествляют мудрецов и героев. Поэтому вполне естественно, что в библии, как и в других источниках, образ такого посланца от более цивилизованного и осведомленного народа сливается с образом самого бога. Бог предупредил Поя о потопе и посоветовал ему сделать ковчег и взять с собой людей и животных.
В вавилонском эпосе человека предупреждает о предстоящем потопе бог Эа.
«Сын Убара Туту, — сказал он, — разрушь свой дом и построй вместо него корабль. Не заботься о своем имуществе, радуйся, если спасешь свою жизнь. Но возьми с собой на корабль разные живые существа».
То же самое примерно говорит бог в ацтекском кодексе: «Не делай больше вина из агавы, а начни долбить ствол большого кипариса и войди в него, когда в месяце Тозонтли вода достигнет небес».
Подобно христианскому богу и богу Эа, индийский бог Вишну советует человеку взять с собою в ковчег живые существа и семена растений.
«В прежние времена отец племен, — рассказывают индейцы — жил в той стороне, где встает солнце. Во сне он получил предупреждение, что на землю обрушится потоп. Он построил плот, на котором спас себя, свою семью и всех животных».
На островах Тихого океана также имеются предания о каких-то пришельцах, предупреждавших о катастрофе.
Предания индейцев Мексики и теперешней Венесуэлы повествуют о бегстве людей, перед тем как вдруг наступила страшная ночь и солнце померкло.Помимо ковчегов, люди, пытаясь спастись, сооружали укрепления на высоких горах и возвышенностях.
Индейцы Аризоны и Мексики рассказывают, что перед катастрофой великий человек, которого они называют Монтецума, прибыл к ним на корабле. Чтобы спастись от потопа, он воздвиг высокую башню, но бог катастрофы разрушил ее,
Племена Сьерра-Невады тоже помнят о пришельцах, которые выстроили высокие каменные башни. Но начался потоп, и никто из них не успел спастись.
На Гавайях до сих пор существуют пирамидальные постройки, так называемые «места спасения», где далекие предки гавайцев пытались укрыться от потопа.
«Веды» рассказывают, что вождь ариев Иима также был предупрежден о катастрофе и о последующем наступлении холодов: «На землю падут губительные зимы, они принесут с собою сильные, лютые морозы... Принесут снег на 14 пальцев глубиною даже на высочайшие горные вершины. И все три рода животных погибнут: и те, что живут в лесах и степях, и те, что живут на высоких горах, и те, что живут в глубоких долинах. Поэтому сделай Вара о четырех углах и большой длины по каждой стороне. И туда собери всех: и овец, и коров, и птиц, и собак, и красный пылающий огонь».
ПОПЫТКИ СПАСТИ ЗНАНИЯ
Очевидно, люди, предупреждавшие об опасности, пытались спасти знания, которыми обладало человечество в то время. Когда один из правителей Вавилона, Ксисутрос, был предупрежден о предстоящей катастрофе, он повелел написать «Историю начала течения и завершения всех вещей» и зарыть эту историю в городе Солнца — Сиппаре.
После потопа, во время которого сам Ксисутрос спасся на построенном им ковчеге, он приказал отыскать оставленную запись и сообщить ее содержание уцелевшим людям. Обо всем этом рассказывает вавилонский жрец и историк Бероз, живший в III веке до н. э.
Возможно, вы читали некоторые романы Л. Фейхтвангера, героем которых является Иосиф Флавий. Этот действительно существовавший некогда человек был крупнейшим историком и ученым.
Он писал, что в древних рукописях и книгах (не дошедших до нас) имеется сообщение о том, что люди, заранее узнав о надвигавшейся катастрофе, соорудили две колонны и нанесли на них знания, которыми они обладали.
«Одна колонна была кирпичная, другая каменная, для того чтобы, если кирпичная колонна не сможет устоять и ее размоют воды потопа, каменная сохранится и сообщит людям все, что начертано на ней».
Индийская мифология гласит, что бог бездны Хаягрива затем только и затеял потоп, чтобы отнять у людей их священные книги знаний — «Веды». Однако Ману, спасаясь во время потопа в чреве рыбы, предусмотрительно захватил «Веды» с собой.
Известный арабский ученый Абу Балкхи (IX—Х века п. э.) писал, что мудрецы, «предвидя приговор неба», построили в Нижнем Египте огромные пирамиды. В этих пирамидах они хотели спасти свои удивительные знания.
Подобные же сообщения можно найти и у финикийских, и у других историков древности.
Катастрофа, пронесшаяся над обширнейшими районами земного шара, истребила население огромных территорий. Немногие оставшиеся в живых сотни лет скитались в поисках места, пригодного для жилья.
Секст Юлиус Африканский, один из крупнейших ученых раннего христианства, писал, что, после того как потоп уничтожил население Греции, она была безлюдна и необитаема около трехсот лет.