Урок 24. Земля – кормилица
Цели деятельности учителя | создать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; введения понятия «круговорот веществ»; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карта края; схема «Типы почв»; материал для опытов; схема «Состав почвы» |
Основные понятия | Полезные ископаемые, плодородие |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Читает стихотворение: И ветер меня обдувает, И ливень порой поливает, И норку во мне прорывает Проворная мышь полевая. И солнце все крепче и крепче Меня обнимает и шепчет: – Готовься к страде-урожаю. – Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди называют землю «кормилицей» | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Акту- ализация опорных знаний | Проверка домашнего задания. | Проверяет подготовленные дома учащимися карточки с условными обозначениями полезных ископаемых. По знакам условным Найдешь, если надо, | демонстрируют подготовленные дома карточки. | Фронтальная, индиви- дуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравне- | Устные ответы, выполненные |
Продолжение табл.
Игра «Узнай меня». Работа с картой. | На карте любые Подземные клады. Проводит дидактическую игру. – Найдите на карте России месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа. На карте нашего края покажите, где добывают полезные ископаемые на территории нашей области. План: 1) название; 2) свойства; 3) способ добычи; 4) применение, значение в народном хозяйстве. | слушают описание свойств полезного ископаемого и поднимают карточку с условным изображением этого полезного ископаемого. показывают месторождения на карте и дают краткую характеристику полезным ископаемым по плану. | Коллективная. фронтальная. | ние, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | письменные задания |
Продолжение табл.
Работа на доске и в тетрадях. Работа по ин- дивидуальным карточкам | – Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства:
– Напишите названия полезных ископаемых | выполняют задания | Индивидуальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах сво- | ||||
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя | Читает рассказ: Чудесная кладовая Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. | Внимательно слушают. | Фронтальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, конечно, догадались, как она называется. (М. Ильин.) –Что же издавна делает земля-матушка? –Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. Давайте выясним, от чего зависит урожай. – Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения. Верхний слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором растут растения, – это почвенный слой, почва | Отвечают на вопросы | его успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к предмету | ||||
IV. Практическая деятельность | Проектная работа: проведение опытов. | – Рассмотрите образцы почвы. Что вы видите? –Какого цвета почва? –вспомним, что еще входит в состав почвы. Предлагает выполнить практическую работу . –Почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и воздух, необходимые для жизни растений. Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? – В разных странах почва разного цвета: она то бурая, то красная, то темная, почти черная. Да и в нашей стране почвы тоже очень разнообразны. (Показ разных образцов почвы.) | Отвечают на вопросы, делают выводы. заполняют схему. Внимательно слушают. Рассматривают образцы почвы. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моде- | Устные ответы, записи в тетради, выполненные задания |
Продолжение табл.
Работа по учебнику. Объяснение учителя. | – В природе существуют разные типы почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите несколько основных типов почв в учебнике (с. 171). Изучением почв занимаются ученые- почвоведы. Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? – Особенно плодородны черноземные почвы. Черноземы – одно из богатств нашей Родины. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке на них можно получить высокий урожай. Плодородие – основное свойство почвы. Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. – А какие почвы в нашем крае? Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. | лируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно |
Продолжение табл.
Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. открывает схему (на доске) «Кто участвует в образовании почвы» . –Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Позже в почве селятся различные животные: черви, личинки, кроты и др. Они повышают плодородие почвы. Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием различных микроорганизмов: микробов, бактерий, грибов, насекомых, личинок – превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются полезные вещества. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе. Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образует- | Рассматривают схему на доске. | используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за |
Продолжение табл.
Задания из электронного приложения к учебнику | ся в природе медленно (за 250–300 лет «нарастает» всего 1 см), а разрушается быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Для защиты почвы от выдувания и смыва закладывают лесные полосы. В этой полезной работе участвуют и школьники: собирают семена, помогают при посеве, прополке, высадке и поливе молодых саженцев. А там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Ведь чем выше урожаи, тем богаче наша Родина. предлагает прочитать статью «Охрана почвы» в учебнике (с. 172–174). –Что необходимо делать для защиты почвы? Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Читают текст. Отвечают на вопросы. Выполняют задания | Индивидуальная | общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. | – Что называют почвой? –Из чего состоит почва? предлагает решить кроссворд рм. –Нарисуйте в тетради схему круговорота веществ в природе. | Отвечают на вопросы Решают крос- сворд. Составляют схему | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Устные ответы, выполненные задания |
Окончание табл.
Кроссворд. Составление схемы | на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний | |||||
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 171–174. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание «Подумай». Подобрать стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Индивидуальные карточки
№ 1. Чаще всего он бывает серого или розового цвета. Состоит из множества заметных зерен. Очень прочен. Хорошо полируется. (Гранит.)
№ 2. Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. (Глина.)
№ 3. Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит. (Каменный уголь.)
№ 4. Бесцветный газ. Легче воздуха. Хорошо горит. (Водород.)
№ 5. Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов. (Мел.)
Практическая работа
О п ы т 1.
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чем это говорит?
О п ы т 2.
– Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?
О п ы т 3.
– Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой сделаем вывод?
О п ы т 4.
– Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?
– Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой сделаем вывод?
О п ы т 5.
– Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагрею стекло над огнем. Что вы видите? Что это такое?
– Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Значит, в почве есть соли.