ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2015 - 2016 гг.
I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП. ИСТОРИЯ. 6 КЛАСС.
Критерии
Максимальный балл – 100 баллов
Уважаемые участники I (школьного) тура всероссийской олимпиады школьников по истории!
Вам предлагается выполнить 6 заданий. Прежде чем приступить к работе, внимательно прочтите задание. При выполнении работы учитывайте, что за неверный ответ штрафные баллы не начисляются. Любыми дополнительными материалами, техническими устройствами пользоваться запрещается.
Желаем успеха!
Задание I. Соотнесите правителей и названия государств, которыми они правили. К каждой позиции из первого столбца подберите соответствие из второго столбца. Ответ занесите в таблицу (по 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14).
Государство | Правитель | ||
Афины | А | Дарий | |
Древний Египет | Б | Хлодвиг | |
Королевство франков | В | Леонид | |
Вавилонское царство | Г | Гай Юлий Цезарь | |
Спарта | Д | Перикл | |
Древний Рим | Е | Тутмос | |
Персия | Ж | Хаммурапи |
Д | Е | Б | Ж | В | Г | А |
Задание II. Установите последовательность событий, внеся их правильный порядок в таблицу (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12)
А. Основание Кёнигсберга
Б. Падение Западной Римской империи
В. Верденский раздел
Г. Военная реформа Карла Мартелла
Б | Г | В | А |
Задание III. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова (по 3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 18).
Блестящий круг ученых, философов, поэтов, литераторов, сложившийся при дворе Карла Великого получил название «Дворцовая академия ». В нее входили один из авторитетнейших ученых того времени англосаксонский ученый Алкуин, автор жизнеописания императора Эйнгард, создатель «Истории лангобардов» Павел Диакон. При Карле Великом начался подъем культуры, который получил название – Каролингское возрождение. Строились дворцы и церкви. До наших дней сохранилась лишь капелла в городе Ахене.
|
Задание IV. Лингвистический конструктор. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор можно добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. (до 7 баллов (5 баллов за каждое правильно составленное определение, 2 балла за каждое правильно названное понятие) максимально – 14 баллов).
1.Служба, по, земельное, военная, наследство, владение, за, конная, нести, передавать - земельное владение, передаваемое по наследству, за которое надо было нести конную военную службу - феод _____________
2.Красная, в, заглавная, украшать, строка, буква, начало, затейливо – затейливо украшенная заглавная буква в начале красной строки - инициал _______________
Задание V.По какому принципу образованы ряды, и какое слово в данном перечне лишнее? (максимально – 18 баллов, по 1 баллу за правильно указанное лишнее слово, 2 балла за пояснение к нему, 3 балла за объяснение принципа образования ряда).
1.Когорта, легион, манипула, фаланга – лишнее – фаланга, воинское подразделение в Древней Греции и Македонии, остальные - воинские подразделения ДревнегоРима.
|
2.Немейский лев, керинейская лань, критский бык, стимфалийские птицы – лишнее - критский бык, имеет отношение к мифу о Минотавре; остальные – связаны с подвигами Геракла.
3. Хлодвиг, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл Великий - лишнее - Карл Мартелл, майордом королей франков), остальные – короли франков, (если учащиеся укажут, что лишний Хлодвиг, так как Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл Великий родственники: дед, сын, внук – ответ принять).
Задание VI. Верны ли следующие суждения? («Да» - «Нет»). Ответы занесите в таблицу (по 3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 18).
1.Падение западной Римской империи принято считать рубежом, отделяющим историю Древнего мира от истории Средних веков.
2.Распад империи Карла Великого можно было предотвратить.
3.Зависимые крестьяне не входили в феодальную лестницу.
4.Петр I посетил Кёнигсберг с Великим посольством.
5.Александр Невский получил прозвище за победу в Ледовом побоище.
6.Дюрандаль – меч Роланда.
Да | Нет | Да | Да | Нет | Да |
Задание VII. Рассмотрите иллюстрацию. Почему в Средневековье книги приковывали цепями и вешали замки? Дайте развернутое объяснение (6 баллов).
![]() | Книг было мало, и стоили они очень дорого (2 балла). Потому что книга изготавливалась из дорогого пергамена (2 балла). Над рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей (2 балла). |