Не существует двух одинаковых людей. Даже однояйцевые близнецы имеют свои психологические особенности.




Реферат

По предмету

Общая психология, история и методология психологической науки

На тему

Теории личности

Студент: Баскакова Виктория

Тьютер:Полякова Ольга Борисовна

2018г


Оглавление

Введение

2. Психодинамическая теория личности

3. Поведенческая теория личности

4. Деятельностная теория личности

5. Когнитивная теория личности

6. Аналитическая теория личности

7. Диспозициональная теория личности

8. Гуманистическая теория личности

9. Заключение

10. Список используемой литературы


Введение.

Личность как объект психологического изучения – это система внутренних, социально обусловленных психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания.

Человек это носитель сложной внутренней структуры. В неё входят: индивид, личность, субъект деятельности. Он обладает активностью, самодостаточностью и автономностью.

Жизнь его обусловлена влиянием биологических факторов. Но огромную роль играют так же социальные. Понимание, речь, деятельность не передаются по наследству и не могут являться биологическими факторами. Они формируются в процессе освоения человеком продуктов жизнедеятельности предшествующих поколений.(книги, картины и т.д.)

Личность – это определённый человек, представитель общества или социальной группы. Он осознает свое отношение к окружающему и занимает свою ячейку в этом обществе. Имеет индивидуальные особенности.

Личность – более узкое понятие, чем понятие «человек». Если говорить о личности, мы должны отвлечься от биологической природы человека. Личность это социальное понятие. Оно указывает на все что есть неприродного в человеке. Так как человека создает природа. Формирование личности происходит благодаря обществу. Б.Г. Ананьев считает что личность это социальное качество, а не весь человек в целом. У каждого человека есть исходные данные: статус, внутренняя позиция, ценностные ориентации. Они определяются мотивацией и потребностями человека. Из взаимодействия всех этих факторов складывается характер.

Общественная сущность в первую очередь выделяется в личности.Вне общества человек не может стать личностью. Из этого мы можем сделать вывод: что признаками личности является социальность, сознание как форма психической жизни и язык как средство общения.

Нельзя рассматривать личность только как объект общественных отношений, так как у нее присутствует самосознание. Она так же преломляет и изменяет общественные воздействия, так как является активным субъектом деятельности.

Не существует двух одинаковых людей. Даже однояйцевые близнецы имеют свои психологические особенности.

Есть уже много теорий и подходов к пониманию личности. Каждый из которых не раскрывает всю истину об этом явлении. Каждая концепция имеет право на существование, так как раскрывает только какой-то один аспект.

Правильно будет, познакомиться со всеми теориями и рассмотреть психику человека абсолютно разных сторон. Таким образом можно составить наиболее полную картину.


 

2.Психодинамическая теория личности

 

Зигмунд Фрейд стал основоположником данной теории, которую так же именуют «классический психоанализ»

Австрийский ученый утверждал, что у личности нет свободы воли. Сексуальные и агрессивные мотивы полностью определяют поведение.Он назвал такие мотивы ид(оно). Внутренний мир Фрейд считает субъективным. По его теории человек в плену собственного мира, который скрывается за его поведением. И только случайные инстинктивные действия, а также специальные методики могут раскрыть личность человека.

 

3. Поведенческая теория личности

 

Есть два направления – рефлекторное и социальное.А.Банудра и Дж. Роттер представители социального направления. Дж. Уотсона и Б. Скиннера - рефлекторного.

В обоих направлениях, источником развития личности является окружающая среда. Личность - продукт научения. Свойства - социальные нывыки.

Есть три блока. Основной самоэффективность. Состоит из «могу -не могу». Этот блок определяет успешность любого действия и социальных навыков.

Прошлый опыт, самоинструкция, повышенное эмоциональное настроение и подражание поведению других людей - четыре условия, формирующие уверенность в том, что может или не может человек.

4. Деятельностная теория личности

 

В этом подходе популярна модель состоящая из четырех блоков: направленность, способности, характер и самоконтроль.

Направленность – это интересы, идеалы, установки личности. Они задают основные направления поведения.

Способности – индивидуальные свойства, которые обеспечивают успешность.

Характер – морально-нравственные и волевые свойства.

Самоконтроль – свойства регулирующие все качества. Связаны с осознанием личности самой себя.

5. Когнитивная теория личности

 

Американский психолог ДЖ. Келли является родоначальником этого подхода. Единственное что хочет знать человек это его прошлое и будущее.

Основным источником развития является окружающая среда. Способности интеллекта очень сильно влияют в этой теории.

6. Аналитическая теория личности

 

Юнг считал врожденные психологические факторы источником развития личности. Главным источником развития личности ученый считал врожденные психологические факторы. Он учил что человек наследует от родителей готовые первичные факторы - «архетипы». Цель жизни человека - наполнить эти архетипы конкретным содержанием.

В структуре личности доминирует совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. В данной теории внутренний мир субъективен. Раскрыть его можно только через отношение к культуре и искусству. Так же не мало важную роль играют сновидения.

Свойства определенных реализованных архетипов являются основными элементами личности. Эти свойства часто называют чертами характера. Например, свойства архетипа «персона» – все что мы показываем окружающим; свойства архетипа «тень» - это все наши чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» – желание быть твердым и мужественным; свойства архетипа «анима» – нежность и мягкость.

Целостность личности получается благодаря архетипу «самость». Достигается благодаря тому, что «самость» является организатором всех структур и объединяет их в уникальность каждого человека. Есть две установки: интроверсия и экстроверсия. Они обе есть во всех людях. Однако в каждом преобладание какой-то из них может быть различной.

В аналитической теории, личность – это сочетание врожденных и реализованных архетипов. Структура личности определяется соотношением отдельных блоков сознательного и бессознательного, а также экстравертией и интровертией.

 

7. Диспозициональная теория личности

 

Согласно этому подходу, основным двигателем развития является генно-средовые факторы. При этом мнения ученых делятся на два типа: одни обращают свое внимание в основном на генетику, другие подчёркивают влияние среды. Один из яркий представителей данной теории Г.Оллопорт.

Выделется три разновидности черт:

1.Кардинальная черта. Такая черта выделяет человека из окружающих людей. Большинство поступков можно вывести из этой определённой черты.

2. Общие черты имеет большая часть людей в конкретной культуре. Это такие черты как пунктуальность, честность, миролюбивость и.т.д. Человек не может обладать более чем десятью такими качествами.

3. Неустойчивые черты. Это может быть еда, одежда и т.д.

Представители средового направления основой считают четыре фактора:

1) эргичность – уровень психического напряжения, выносливость;

2) пластичность – смена сфер в зависимости от обстаятельств

3) скорость – темп поведения каждого индивидуума;

4) эмоциональный порог – чувствительность в случае несовпадения планов и реальности.

8. Гуманистическая теория личности

 

Согласно К.Роджерсу, цель жизни - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть человеком, который полостью использует все свои способности и таланты, следуя своей истинной природе.

Два типа потребностей лежащих в основе развития личности выделил А. Маслоу: те которые прекращаются после их удовлетворения и те которые только усиливаются после реализации. Всего, по его мнению, существует пять уровней мотивации.

Основной концепцией гуманистической теории являются:

1) мысли, чувства и переживания в данный момент

2) мысли, чувства и переживания котрые человек хотел бы иметь

3) потребности, при чем врожденные, которые определяют рост и развитие

Первое и второе относится к высокой самооценке. При низкой появляется тревожность и депрессии.


Заключение

Итак, какими бы ни были формальные несовершенства и недостатки различных теоретических направлений, представленных в этой работе, мы полагаем что темы, находки и исследовательские открытия, содержащиеся в них, будут иметь заметное влияние на концепции поведения человека в обозримом будущем. Прогресс в области изучения личности будет основываться на достижениях ученых прошлого и настоящего. Мы не должны критиковать существующие теории методы и подходы. Мы должны надеяться на то что эту дисциплину будут продолжать развивать дальше. При этом сколько людей, столько и будет мнений и столько альтернативных концепций возможно. Нет никакого предела разнообразию направлений теоретических моделей личности. Я думаю, что в будущем будет появляться еще много вариантов теоретических направлений, так как проблема личности привлекает постоянное внимание.

Главная проблема заключается в том, что бы перенести все эти теории на практику. Так как в зависимости от типа личности будет меняться и субъективное отношение психолога к конкретному человеку. Самое сложное в этом, по-моему мнению, объединить все эти теории в единую практическую последовательность. Достичь этого можно в случае хорошей взаимосвязи психологов теоретиков с психологами практиками.

10.Список используемой литературы

1. Алиев Б.Г. Методология социально-психологического исследования. Баку, «Ренессанс», 1999.

2. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970

3. Немов Р.С. Психология. М., 1998.

4. Маяерс Д. Психология. Минск, 2001

5. Мамедова Г.К. Проблемы типологии личности в психологии и художественной литературе. Баку, 2003

6. Мамедова Г.К. Проблемы типологии личности в психологии и художественной литературе. Баку, 2003

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

8. Психология. Учебник для экономических вузов / Под. общ. ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: