Конституция РФ: общая характеристика.




Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий основы конституционного сторя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, федеративное устройство, организацию и взаимоотношения высших органов государственной власти, основы местного самоуправления. Это фундамент конституционного права и часть его.

Конституционное право – совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.

Предмет КП:

1) охрана прав и свобод человека (взаимоотношения между человеком и государством) – но это регулируется и другими отраслями – особенность: понимание права как меры свободы.

2) устройство государства и государственной власти (объём полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти + местного самоуправления).

3) закрепляет некоторые общественные устои – но государство не может их навязывать (напр. социализм или капитализм) – государственная политика же может иметь определённую направленность.

Особенности конституционно-правовых норм:

- некоторые их них – это нормы-декларации

- большинство содержит конкретные общеобязательные правила и предполагается / прямо указывается возможность их принудительного обеспечения

- во многих нет санкции

- в некоторых нет и гипотезы

Правовой институт – группа норм, объединённых общностью конкретной цели или сферы регулирования – в конституционном праве следущие:

- основы конституционного строя

- права и свободы человека и гражданина

- федеративное устройство

- избирательная система (право)

- президентская власть

- законодательная власть

- исполнительная власть

- судебная власть

- государственная власть в субъектах РФ

- местное самоуправление

- порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Правоотношения – воздействие права на общественные отношения, через них право реализуется.! Не все нормы конституционного права могут породить правоотношения –есть декларативные нормы. Но большинство конститцуионно-правовых норм порождает конкретные правоотношения Þ есть субъекты этих правоотношений.

Субъекты:

- человек (не обязательно в статусе гражданина) – главный субъект данных правоотношений: вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы – он постоянно находится в этих правоотношениях (его правосубъектность); человек может быть субъектом правоотношений не только индив идуально, но и через объединения (партии, общественные организации).

- народ (всеобщее голосование, при формулировании источника принятия конституции) – таких правоотношений немного – государство вступает в прямые правоотношения с народом

- государства: РФ, республики РФ + иные субъекты РФ; главы государств (федерации и республик), главы правительств, парламенты, суды всех уровней, органы местного самоуправления.

Субъекты (лекция) – стороны, между которыми в результате гражданских актов возникают правоотношения.

- государство и его составные части (гос. органы)

- народ (социально-национальные общности)

- нация

- общественные объединения, коллективы

- граждане

- особые субъекты (лица без гражданства и тп).

 

Структура конституции – принятый порядок группировки конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения:

1) состоит из преамбулы и 2-х разделов

2) раздел 1 - 9 глав:

- Основы конституционного стороя (качественно заменили характеристику строя с «основы общественного сторя и политики» на «конституционный»)

- Права и свободы человека и гражданина (затем проведён принцип разделения властей)

- Федеративное устройство

- Президент РФ (им открывается перечень глав про гос. органы – подчёркивает его статус как главы гос-ва)

- ФС (зафиксирован переход на парламентскую систему)

- Правительство РФ

- Судебная власть

- Местное самоуправление

- Конституционные поправки и пересмотр конституции

3) раздел 2 «Заключительные и переходные положения»

ФКЗ – отсылки в Конституции:

- о судебной системе (5): «О Конституционном суде РФ» 1994г., «Об Арбитражных судах в РФ» 1995г., «О судебной системе РФ» 1996г., «О военных судах РФ» 1999г., «О судах общей юрисдикции в РФ» 2011г.

- фкз о государственной символике (3 в одном; 2000г.): «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ».

- о чп и о введении военного положения: «О чрезвычайном положении» 2001г., «О военном положении» 2002г.

- о статусе субъекта (+5 эпизодов об укрупнении субъектов – оформляются как фкз, но он не самостоятельный): «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» 2001г. + несамостоятельные: 1) объединение Пермской области и Коми-пермяцкого АО; 2) объединение Краснодарского края, Таймырского АО и Эвенкийского АО; 3) объединение Камчатской области и Корякского АО; 4) объединение Иркутской области и Усть-ордынского бурятского АО; 5) объединение Читинской области и Агинского бурятского АО

- «О Конституционном Собрании» (не принят)

- «О референдуме РФ» 1995г.

- «О правительстве РФ» 1997г.

- «Об уполномоченном по правам человека в РФ» 1997г.

Конституционно-правовые нормы по характеру предписания:

а) императивные: нет свободы выбора

б) диспозитивные: воспользоваться или не воспользоваться правом / выбрать одно из действий

 

Правовой институт – группа норм, объединённых общностью конкретной цели или сферы регулирования:

- основы конституционного строя

- права и свободы человека и гражданина

- федеративное устройство

- избирательная система (право)

- президентская власть

- законодательная власть

- исполнительная власть

- судебная власть

- государственная власть в субъектах РФ

- местное самоуправление

- порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

 

Конституционный строй – порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а гос-во действует в соответствии с конституцией.

Основы конституционного строя: определены принципы организации гос-ва в соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти нормы-принципы делятся на 4 группы:

- гуманистические основы (ведущая роль граждан в государственном строительстве и обязанность гос-ва охранять общественные устои

- основные характеристики государства

- экономические и политические основы конституционного строя

- основы организации гос. власти

Гуманистические основы:

 

1) человек, его права и свободы – высшая ценность: признание (закрепление в конституции всего объёма прав и свобод, предусмотренных международныи и вообще естественным правом), соблюдение (гос-во воздерживается от нарушений прав и свобод + создаёт условия для их реализации) и защита (действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенных прав и свобод); государство создано для человека, а не наоборот – в этом гуманистическая сущность. Также это проявляется в институте гражданства (правовая связь гражданина с конкретным гос-вом со взаимными правами и обязанностями) + принцип равного гражданства.

2) суверенитет народа: СТ.3 многонациональный народ – носитель суверенитета: народ – единый и неделимый источник права: непосредственное (референдум, свободные выборы) или опосредованное (через органы гос. власти и органы местного самоуправления) выражение власти.

Основные характеристики государства:

1) демократическое гос-во: деятельность гос-ва соответствует воле народа + реальная представительная демократия + обеспечение прав и совобод человека и гражданина.

2) федеративное гос-во: гос-во состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из них (республики) называются государствами + независимыми не являются. Сейчас 83 субъекта: 46 областей, 21 республика, 9 краёв, 2 города федерального значения, 4 автономных округа, 1 автономная область. Республики имеют конституции и законодательство, остальные – устав и законодательство. Разграничение предметов ведения между Федерацией и субъектами.

3) правовое гос -во: высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, независимость суда (СТ. 120), верховенство конституции (СТ.17), приоритет международного права.

4) социальное гос -во (СТ.7): обязанность гос-ва заботиться о социальной справедливости, благополучии граждан. Это: охрана труда и здоровья людей, гарантированный мин. размер оплаты труда, гос. поддержка семьи, развитие системы социальных служб, гос. пенсии и пособия + иные гарантии.

5) светское гос -во: гос-во и религиозные объединения отделены друг от друга. СТ. 14: никакая религия не может быть гос. обязательной, религиозные объединения отделены от гос-ва и равны.

6) республиканская форма правления: выборность главы гос-ва. У нас полупрезидентская, но конституция прямо не определяет тип республики.

7) суверенитет РФ: верховенство и независимость гос. власти как внутри страны, так и в отношении других стран. Распространяется на всю территорию, конституция и ap v верховенство, РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

8) разделение властей:

9) органы государственной власти: федеральную гос. власть осуществляют: 1) Президент, 2) ФС, 3) Правительство, 4) суды. Не допускается создание других органов. Система органо гос. власти субъектов устанавливается ими самостоятельно.

10) местное самоуправление – не входит в систему органов гос. власти, но это часть публичной власти.

Экономические и политические основы конституционного строя:

1) гос-во охраняет основные принципы рыночной экономики, но термина «рыночная экономика» в конституции нет. Свобода экономической деятельности людей и их объединений. Но гос-во полностью от управления экономикой не отстраняется- есть широкий спектр гос. экономич. политики (экономика смешанная).

2) единство экономического пространства: общность правового регулирования и основных правил поведения людей в экономической сфере на всей территории гос-ва – «установление правовых основ единого рынка».

3) свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств – нет таможенных барьеров, пропусков, разрешений. Указ Президента «О едином экономическом пространстве»: любые акты органов власти и решения должностных лиц об ограничении этого недействительны.

4) идеологическое и политическое многообразие. Свобода выражать взгляды, участвовать в политической деятельности.

5) общественные объединения – политические партии и общественные организации. Право граждан создавать их и свобода их деятельности, гос-во не вмешивается в их внутреннюю деятельность. Но в СТ.13 говорится про запрещённую деятельность (подрыв основ, нарушение целостности, вооружённые формирования, разжигание розни). ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Общественная палата – общественное объединение особого рода – ФЗ «Об Общественной палате РФ»: 1/3 enверждается президентом, 2/3 – общественными олбъединениями. ФЗ «О политических партиях» в ред.2012г. – мин. 500 членов не мtyttчем в половине субъектов рф. Парламентская партия – которая допущена к распределению мандатов в ГД.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: