Контроль в государственном управлении




Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контро­лю. Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средст­вом укрепления дисциплины и законности, воспитания у работ­ников органов исполнительной власти чувства ответственности.

Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач. Он называется государственным, т.к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Конт­роль является составной частью государственного управления, одной из функций, методом реализации управленческой компе­тенции.

Органы исполнительной власти, осуществляя управление сфе­рами и отраслями жизнедеятельности, широко пользуются предо­ставленными им контрольными полномочиями. Они руководят деятельностью подчиненных им звеньев управления, контролиру­ют выполнение ими поставленных задач, проверяют исполнение решений вышестоящих органов.

Государственный контроль подразделяется на два вида: об­щий и специальный.

Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (скажем, проверка исполнения конкретного управленче­ского решения).

Контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными сила­ми министерства, ведомства, учреждения.

В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля, осуществляемые органами: — представительной власти;

— исполнительной власти (общей, межотраслевой и отрасле­вой (внутриведомственной) компетенции).

Контроль, осуществляемый органами представительной вла­сти. Органы представительной (законодательной) власти (Федераль­ное Собрание — Парламент Российской Федерации), законодательные органы субъектов федерации, соответственно, осу­ществляют контроль за исполнением федерального бюджета, бюдже­тов субъектов федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государст­венная Дума образуют Счетные палаты. Государственная Дума рас­сматривает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Она же решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Важными контрольными полномочиями обладает Президент Россий­ской Федерации. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функцио­нирование и взаимодействие органов государственной власти. Прези­дент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обяза­тельствам России или нарушения прав и свобод человека и гражда­нина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Контроль от имени и по поручению Президента Российской Федерации осуществляют Контрольное управление Президента Рос­сийской Федерации и его территориальные подразделения (окруж­ные инспекции). Основной задачей данного Управления является подготовка для Президента информации о деятельности:

—федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц по исполнению Конституции, указов и распо­ряжений Президента России;

— Администрации Президента Российской Федерации, Пра­вительства России, федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по исполнению поручений Президента;

— федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, а также предпри­ятий, учреждений и организаций по реализации социально-эко­номической политики;

— дипломатических, торговых представительств и других учреждений России за рубежом.

Для выполнения указанных задач Контрольное управление Президента Российской Федерации наделено соответствующими полномочиями, которые указаны в Положении о нем.

Субъектом рассматриваемого контроля является также Прави­тельство Российской Федерации. Оно осуществляет систематиче­ский контроль за деятельностью подведомственных ему органов — министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Рос­сийской Федерации. Правительство заслушивает на своих заседа­ниях отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денеж­ной системы, развитии отраслей государственного управления и др. Правительство может привлекать руководителей федеральных ор­ганов и служб к дисциплинарной ответственности.

Соответствующими контрольными полномочиями в управле­нии обладают представительные и исполнительные органы субъ­ектов федерации.

Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществля­ется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Межотраслевые государственные комитеты и иные федеральные ведомства Рос­сии и их региональные органы осуществляют надведомственный контроль, координируют и регулируют по тем или иным сферам управления деятельность отраслевых органов управления, орга­низационно им не подчиненных.

Органы, осуществляющие надведомственный контроль, наде­лены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаружен­ных нарушений. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природ­ных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике и др.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляет­ся органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой системати­ческую проверку разными методами — руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, кон­трольно-ревизионной службой) деятельности подчиненных дан­ному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.

Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предпри­ятий и организаций. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров. методов руководства и др.

Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержа­ния подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения, предприятия, организации) и специальный (проверка отдельного направления работы ука­занных объектов контроля). Контрольные полномочия соответст­вующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. Внутриве­домственный контроль — неотъемлемаЯ часть руководства. Он связан с государственно-властными полномочиями лиц, органи­зовавших проверку или непосредственно осуществляющих ее. поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления проверяемого органа, учреждения и т.п. (или иного действия) решается в ходе проверки.

4. Административный надзор. Контрольные и надзорные функции органов внутренних дел

Важную роль в достижении целей, поставленных перед ап­паратом управления, играет контроль за соблюдением правовых норм. т.е. надзор. Надзорная деятельность— составная часть государственного управления. Административный надзор — спе­циальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. По существу административный надзор тесно связан с контролем, ибо при его осуществлении контролируется деятельность органов предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению нормативных актов, регулирующих специальные вопросы.

Контроль включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, ее оценку с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-техниче­ских. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения всех их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов вла­сти ограничиваются — им предоставляется возможность осуще­ствлять только надзор. В тех же случаях, когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчинен­ности, сведение контроля к надзору необходимо для предотвра­щения вмешательства в оперативную деятельность субъектов власти, не несущих ответственности за ее последствия.

Различаются две организационные формы надзора в сфере управления. Первая форма — это надзорная деятельность ру­ководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляе­мая эпизодически, чаще всего не по инициативе субъекта управления, а на основе поступивших к нему заявлений, жа­лоб, дел. Это прежде всего проверка законности формирования и деятельности предприятий, коммерческих банков, коопера­тивов.

Вторая форма управленческого надзора — административ­ный надзор. Он осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является важ­нейшей и даже главной. Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит надведомственный характер, он распространяется как на государственные, так и на общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением административного принуждения.

Существует большое число государственных структур, занима­ющихся общим административным надзором. Среди них немало специализированных. Это — системы государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, по антимонопольной пол­итике и поддержке новых экономических структур, системы тамо­женного контроля. Во многих ведомственных системах имеются специализированные надзорные службы, большинство которых

называется государственными инспекциями, а некоторые носят на­звания регистров, служб, управлений (в их числе — автомобильная, торговая, охотничья инспекция, государственная налоговая служба). Государственные инспекции и иные органы государственного управ­ления, осуществляющие административный надзор, имеют право не только фиксировать факты нарушений правил и норм, но и давать обязательные указания соответствующим органам и лицам об их устранении и совершении необходимых действий по предупрежде­нию нарушений впредь, разрешать или запрещать отдельные дейст­вия. Они имеют право приостанавливать деятельность предприятий, учреждений и организаций, запрещать выполнение определенных работ, если нарушаются установленные правила их проведения, применять к виновным меры административного взыскания.

Правовое положение субъектов административного надзора — государственных инспекций и иных органов — определяется соот­ветствующими положениями о них.

Выделяются два вида государственных надзорных органов: ор­ганизационно-самостоятельные и являющиеся структурными под­разделениями других органов. К органам, самостоятельно функционирующим, относятся Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор Рос­сии по ядерной и радиационной безопасности и др.

Вместе с тем ряд инспекций, осуществляющих административ­ный надзор и контроль, действуют в системе того или иного министерства и являются его структурными подразделениями. Так, Государственная автомобильная инспекция и Государственная про­тивопожарная служба входят в систему МВД России и т.д.

Контрольные и надзорные функции органов внутренних дел. В соответствии с действующим законодательством органы внут­ренних дел (милиция) осуществляют надзор за исполнением должностными лицами и гражданами актов органов законода­тельной и исполнительной власти по вопросам охраны обще­ственного порядка и обеспечения общественной безопасности. Они обеспечивают в установленном порядке соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрыв­чатых материалов и других предметов и веществ по перечню, определяемому законодательством. Органы внутренних дел кон­тролируют соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации, осуществляют контрольные функции за частной детективной и охранной деятельностью.

Широкими надзорно-контрольными полномочиями обладает Госу­дарственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), которая осуществ­ляет контроль за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных актов, устанавливающих права и обязанность участ­ников дорожного движения; правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; нормативных ак­тов, устанавливающих требования безопасности движения при перевозках тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов. ГИБДД организует и проводит государственный технический осмотр авто-мототранспортных средств и прицепов к ним, выполняет и другие контрольно-надзорные функции согласно Положению о Государст­венной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Государственная противопожарная служба МВД России осу­ществляет государственный пожарный надзор за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями. учреждениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства в области пожарной безопасности, обязатель­ных для исполнения требований стандартов, норм и правил в области пожарной безопасности.

Органы внутренних дел осуществляют надзор за поведением лиц, условно осужденных и осужденных, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено. Особым видом административного надзора является надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: