Статистика и оценка эффективности работы библиотек




Широкое распространение статистических показателей и их активное использование не означает, что этого достаточно для решения проблемы оценки библиотечной деятельности. Такой оценке характерна ограниченность и односторонность.

Большинство библиотек регулярно собирают статистические данные о своих ресурсах и своей работе. Многие страны имеют национальную библиотечную статистику, в ряде случаев она достаточно детальна и четко определена. Однако существующая статистика отличается от измерения эффективности работы по следующим параметрам:

Библиотечная статистика концентрируется на позитивных данных: она учитывает число книговыдач, пользователей, объем фондов, часы работы. Она не дает информации о людях, не являющихся пользователями библиотеки, о неиспользуемой части фонда, об изданиях, «затерявшихся» на книжных полках.

Статистика регулярно собирается в областях, где легко получить точные данные: ресурсы (персонал, фонды, коллекции), обслуживание (книговыдача, ответы на запросы). Измерение эффективности работы требует дополнительных данных, которые более сложно получить: достаточно ли персонала на справочной службе? Получают ли пользователи релевантные ответы? Соответствует ли создаваемая коллекция потребностям пользователей?

Оценка эффективности позволяет сравнивать данные и преобразовывать их с учетом, например, числа книговыдач на группу студентов или книговыдач по определенной тематике по сравнению с комплектованием (фонды, тома) той же предметной области.

Измерение эффективности работы добавляет «субъективные» данные, в первую очередь, мнение пользователей об обслуживании, к «объективным» данным.

Оно связывает результаты измерений с целями библиотеки.


Заключение

 

Содержание понятия «библиотечная статистика» очень емкое. Это и данные количественных измерений параметров и явлений библиотечной жизни. Это и научная дисциплина, изучающая использование количественных измерителей для познания закономерностей развития библиотечного дела. Это практика статистических наблюдений, сбора и обработки количественных данных.

Библиотечная статистика как область практической деятельности по сбору и обработке количественных данных о библиотечном деле появилась

Многие суждения библиотековедов о библиотечной статистике связаны с попытками найти более эффективные решения. Часто они касаются лишь частных вопросов, иногда затрагивают всю сложившуюся статическую систему.

Можно выявить нескольких основных групп потребителей результатов статистических наблюдений или субъектов, использующих библиотечную статистику в служебных или личных целях.

Статистика необходима ученым как метод более точного отслеживания тенденций развитие библиотечной отрасли, ее внутренних и внешних связей, взаимозависимости отдельных фактов общего процесса развития библиотек.

Статистика нужна библиотекарям-практикам как средство выбора ориентиров совершенствовании работы, в своих требованиях и учреждению по части оплаты труда и прочего ресурсного обеспечения.

Граждане также нуждаются в статистических данных, которые показывают насколько разумно финансовые вложения используются и как учредители реализуют их волю в процессе выполнения управленческих функций.

Но больше всего статистика нужна управленцам, так как без нее управлять библиотеками, принимать решения по оптимизации библиотечных систем, параметров, норм их деятельности, отслеживать выполнение этих решений и оперативно реагировать на отклонения от установленного линии поведения невозможно.

Таким образом, особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, то есть статистика говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всем многообразии ее проявлений. При этом статистику прежде всего интересуют те выводы, которые можно сделать на основе анализа надлежащим образом собранных и обработанных цифровых данных.

Статистика исследует массовые явления библиотечной действительности; она изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

Прогрессивным явлением последних лет стало переосмысление значения, роли, содержания библиотечной статистики в соответствии с решения сегодняшней действительности.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркова, А.А. Роль библиотечной статистики в работе методиста [Электронный ресурс] / А.А. Маркова // Информационный бюллетень РНТБ. - 2004. - №1. - https://vitebsk.rlst.org.by/bulletin104_9.htm

2. Митрофанова, С.В. Учет библиотечных фондов - 2005: Практ. пособие [Текст] / С.В. Митрофанова. - М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2005. - 160 с.

3. Суслова, И. М. Управленческий учет в библиотеке. (Библиотечная статистика: современное состояние, проблемы): Учеб. пособие для вузов и колледжей культуры [Текст] / Суслова И. М., Манилова Т. Л.; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - 2-е изд., дораб. и значит. доп. - М.: Профиздат: Изд-во МГУКИ, 2001. - 121 с. - (Серия «Современная библиотека»: Вып. 7).

4..Вислый, А. И. Задачи библиотечной статистики на современном этапе / А. И. Вислый // Библиотечное дело – XXI век: М., 2002. - № 3. – С. 5-10.

5. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2007. - 1300 с.: ил.

6. Мотульский, С. Р. Библиотечная статистика: проблемы и решения / С. Р. Мотульский // Библиотечное дело – XXI век: М., 2002. - № 3. – С. 28-64.

7. Суслова, И. М. Управленческий учет в библиотеке / И. М. Суслова, И. М. Манилова. – М.: МГУКИ, 200 – 128 с.

8. Фенелов, Е. А, Библиотечная статистика как фактор управления: состояние и проблемы совершенствования / Е. А. Фенелов // Библиотечное дело – XXI век.: М., 2002. - № 3. – С. 10 - 28.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: