МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
Минск
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ
Мотивационная характеристика темы
Здоровье населения является условием устойчивого социально-экономического развития общества. В связи с этим перед государством и его институтами возникает необходимость в охране здоровья граждан.
Усвоение принципов и механизма процесса управления здоровьем населения создаёт базовые знания, формирует основы умений и навыков будущего врача.
Цель занятия: изучить стратегию международного сообщества, государства по охране и укреплению здоровья населения.
Задачи занятия:
- изучить законодательные основы социальной политики государства в области здравоохранения;
- изучить национальную модель социальной защиты населения в Республике Беларусь;
- познакомиться с целями и задачами «Декларации тысячелетия» ООН (2000 г.);
- изучить действующие государственные программы профилактики Республики Беларусь
- изучить направления государственной политики Республики Беларусь по формированию здорового образа жизни.
Контрольные вопросы по теме занятия:
1. Обоснование необходимости управления здоровьем населения.
2. Основы государственной политики в области здравоохранения, провозглашённые Всемирной Организацией Здравоохранения.
3. Принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения.
4. Полномочия государственных органов в области управления здоровьем граждан.
|
5. Законодательные документы Республики Беларусь в области социальной политики.
6. Государственные гарантии социальной защиты в области охраны здоровья.
7. Документы международных организаций по достижению здоровья для всех в 3-ем тысячелетии и 21-ом столетии.
8. Направления государственной политики по формированию здорового образа жизни.
9. Государственные программы профилактики.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Социальная политика государства
Здоровье является не только предпосылкой успешного развития личности, но и показателем общественного благосостояния, ключевым фактором роста общественного производства. Прогресс всё в большей степени обеспечивается не темпами роста производства продукции, а качеством жизни населения, которое в значительной мере обусловлено состоянием здоровья.
Поэтому здоровье населения выступает необходимым условием реализации потенциальных возможностей страны, залогом обеспечения национальной и демографической безопасности, что делает его одним из важнейших приоритетов в государственной социальной политике.
Социальная политика – это деятельность государства, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда населения. Она занимает приоритетное место в Белорусской модели социально-экономического развития. В основу модели положена социальная защищённость гражданина.
Социальная политика связана с решением таких задач, как реализация программ занятости населения, помощь отдельным социальным группам населения, обеспечение доступности и равных возможностей граждан в социальной сфере (образовании, здравоохранении, культуре), социального страхования.
|
В связи с этим перед государством и обществом возникает необходимость в управлении здоровьем.
Управление здоровьем населения – это процесс, включающий политические, правовые, экономические, социально-культурные и медицинские меры, осуществляемый обществом и его институтами по сохранению и укреплению здоровья населения. Таким образом, мы ассоциируем управление здоровьем с охраной здоровья населения.
Ассамблея ВОЗ в 1970 году приняла резолюцию, призвавшую лидеров государств к осуществлению государственной политики в области здравоохранения:
1. Провозглашение ответственности государства, общества за охрану здоровья.
2. Организация рациональной подготовки национальных кадров здравоохранения и осознание всеми медицинскими работниками своей высокой социальной ответственности перед обществом.
3. Развитие здравоохранения в первую очередь на основе широкого проведения мер, направленных на развитие общественной и индивидуальной профилактики.
4. Обеспечение всему населению страны наивысшего возможного уровня квалифицированной, общедоступной профилактической и лечебной помощи.
5. Широкое использование достижений мировой медицинской науки и практики здравоохранения.
6. Санитарное просвещение и привлечение к участию в проведении всех программ широких кругов населения.
С момента образования Республики Беларусь как суверенного государства (1991 г.) в основу социального направления государственной политики положен принцип обеспечения конституционных прав и свобод.Для обеспечения их реализации в области охраны здоровья создана система правового обеспечения (законы, кодексы, указы Президента).
|
Ст. 2 Конституции РБ гласит: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей целью государства и общества». В ст.45 провозглашена цель государственной политики в области здравоохранения - создание условий, позволяющих каждому человеку реализовать своё право на охрану здоровья. Также гарантировано право на бесплатную медицинскую помощь в государственных организациях здравоохранения.
В соответствии со статьёй 3 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» основными принципами государственной политики в области здравоохранения являются:
· создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
· обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;
· приоритетность мер профилактической направленности;
· приоритетность развития первичной медицинской помощи;
· приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительном периоде после родов, инвалидов и ветеранов;
· обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений;
· формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;
· ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;
· ответственность нанимателей за состояние здоровья работников.
В управлении здоровьем населения Республики Беларусь участвуют органы государственной власти всех уровней. Глава 2 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» определила полномочия каждого из них.
В соответствии с законом Президент Республики Беларусь определяет государственную политику в области охраны здоровья граждан.
Правительство страны обеспечивает проведение единой государственной политики: осуществляет меры по охране окружающей среды, оздоровлению населения, развитию физкультуры и спорта, разрабатывает, утверждает и финансирует национальные программы профилактики. Не менее 1 раза в год оно отчитывается перед Президентом о деятельности в области здравоохранения.
Ведомства осуществляют государственную политику в области охраны здоровья граждан в пределах своей компетенции. Так, Министерство здравоохранения Республики Беларусь организует медицинскую помощь населению, лекарственное обеспечение, мероприятия по санитарно-эпидемическому благополучию населения.
Местные органы исполнительной власти составляют региональные программы по сохранению и укреплению здоровья населения, финансируют и контролируют деятельность организаций здравоохранения.
2. Национальная модель социальной защиты населения
Государство обеспечивает социальную защищённость граждан исходя из своих экономических возможностей и законодательно утверждённой социальной политики.Социальная защита населения является элементом социальной политики РБ.
Социальная защита населения - это комплекс экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определённого уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.
Субъектами социальной защиты выступают: государство, профсоюзы, служба социальной защиты населения.
Объекты социальной защиты:
- первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;
- вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;
- третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети- инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;
- четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;
- пятая группа - иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Меры социальной защиты населения можно подразделить на активные и пассивные. К первым относятся подготовка и переподготовка персонала, создание новых рабочих мест, сохранение имеющихся и др. Вторые включают выплату пособий и дотаций.
Пассивные меры социальной защиты в Республике реализуются посредством с оциальной помощи - забота о гражданах, нуждающихся в поддержке, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточным уровнем личного дохода на основе адресной помощи. Она предоставляется в виде денежных или натуральных выплат (бесплатные обеды, жильё, одежда, услуги).
Социальное страхование – это система материального обеспечения при возникновении факторов социального риска. Основными видами социальных страховых рисков являются: временная нетрудоспособность, трудовое увечье, инвалидность, материнство, наступление старости, потеря кормильца, смерть, безработица и др.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определённый вид страхового обеспечения - пособие по временной нетрудоспособности, пособие по инвалидности, пенсия по старости, пособие по беременности и родам и т. д.
В составе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь функционируют фонды, осуществляющие страховые выплаты населению. К ним относятся:
1. Фонд социальной защиты - выплата пособий в случае утраты здоровья по временной нетрудоспособности, инвалидности, обеспечение пенсиями.
2. Фонд оздоровления и санаторно-курортного лечения – оплата (полная или частичная в соответствии с законодательными актами) путёвок для работающего населения и членов их семей, инвалидов и некоторых других категорий.
3. Фонд содействия занятости – выплата пособий по безработице оплата переобучения граждан, потерявших работу по специальности.
Средства фондов образуются из взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей, иных поступлений.
Социальная защита населения в Республике Беларусь включает социальные гарантии. К ним относятся:
· право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;
· минимальный размер оплаты труда;
· минимальный размер пенсии;
· пособия на детей;
· минимальный размер пособия по безработице;
· минимальный размер стипендии;
· право на жилище;
· право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
· право на образование.
Для обеспечения реализации конституционных прав граждан внедрена система государственных социальных стандартов, которая определила минимальный уровень гарантий для жителей Республики Беларусь во всех социально значимых сферах (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное обслуживание, пенсионное обеспечение и др.). Социальные стандарты определяют гарантии, которые государство в состоянии обеспечить населению бесплатно.
Правовой основой для реализации социальных стандартов стал закон «О государственных минимальных социальных стандартах» (1999 г.). В Республике Беларусь граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных организациях здравоохранения в пределах государственных минимальных социальных стандартов, утверждаемыми правительством в соответствии с законом. Дополнительные медицинские услуги осуществляются государственными организациями на платной основе в пределах утверждённого правительством перечня. Развивающаяся альтернативная негосударственная система оказания медицинской помощи и фармацевтического обеспечения существенно расширяет права граждан в сфере медицинского обслуживания.
Многим группам населения в нашей стране предоставляются льготы по протезированию, санаторно-курортному лечению, лекарственному обеспечению. Так лекарства на бесплатной основе получают дети до 3-х летнего возраста, дети-инвалиды, отдельные категории пациентов с наследственными и хроническими заболеваниями. Инвалиды старше 18-летнего возраста обеспечиваются лекарственными средствами на льготной основе. Бесплатную санаторную помощь получают дети-инвалиды, взрослые неработающие инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС. Продукты питания отечественного производства на бесплатной основе получают дети до 2-х летнего возраста из малообеспеченных семей. При госпитализации детей в возрасте до 5-летнего возраста родителям предоставлено право ухода за ребёнком с обеспечением условий пребывания в больнице и оплатой пособия по временной нетрудоспособности. А родители ребёнка до 3-х летнего возраста кроме того обеспечиваются в больнице питанием за счёт государственного бюджета.
При направлении пациентов на лечение за рубеж, в случае отсутствия возможности получения медицинской помощи в республике, из средств республиканского бюджета оплачивается лечение и проезд.
В системе здравоохранения оказываются социально-медицинские услуги – действия по предотвращению и облегчению страданий, восстановлению и укреплению здоровья граждан, оказанию моральной помощи. Для этого предназначены больницы сестринского ухода, хосписы, отделения медико-социальной и паллиативной помощи больничных учреждений.