Владимирская (Ильинская) церковь




Ульяновск 2017


ББК 86.372-505

С24

Святой благовест несохранившихся храмов Симбирской земли: путеводитель / сост. Н.А. Карпова, Э.Р. Теймурбулатова; ответ. за выпуск О.М. Слепова. – Ульяновск, 2017. – 31 с.

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система»

 


Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система»

Центральная городская специализированная библиотека

Им. И.А. Гончарова

Святой благовест несохранившихся храмов Симбирской земли

Путеводитель

Ульяновск 2017

 


О проекте

Проект «Святой благовест несохранившихся храмов Симбирской земли» в 2017 г. стал победителем Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

В рамках проекта созданы: фотовыставка, пазлы с изображением разрушенных храмов, туристическая аудиоэкскурсия и мультипликационный фильм.

Созданные культурные продукты предоставят возможность жителям города более глубоко узнать и осмыслить историю своего края, научить подрастающие поколение уважительному и бережному отношению к имеющимся и вновь возведенным храмам, а также приобщить к культурному, историческому и православному наследию Симбирского края детей и молодежь.

В основу фотовыставки «Святой благовест несохранившихся храмов Симбирской земли» вошел цикл работ молодых архитекторов ульяновской мастерской «Симбирскпроект».

Дети вместе со священником и библиотекарями создали мультипликационный фильм, посвященный жизни Пресвятой Богородицы.

Проект также рассчитан на людей с ограниченными возможностями по зрению и слуху.

 


   

Наградой общей, лучшей самой

Нам будет одоленье зла,,

Когда разрушенного храма

Вновь запоют колокола.

Елена Кувшинникова

 

История нашего города славна и значима именами видных деятелей науки, литературы и искусства и вобрала в себя много важных событий и страниц из российской истории.

Симбирская губерния есть только малая частица великой России, места, где мы родились и живем, строим то, что достанется нашим потомкам.

Будущее определяется прошлым. Созидание нового невозможно без знания истории России, уроков прошлого, без обращения к истокам и духовному наследию.

Храмы Симбирска… В дореволюционный период Симбирск был богат церквями. С душевной болью следует признать, что большинство из них со временем уничтожены. Наша общая задача – помочь сохранить в памяти драгоценные реликвии и бессмертные творения прошлого.

Всехсвятская церковь
 

 

 

 

 

 

 


Всехсвятская церковь

Храм располагался на территории перед зданием Дворца Культуры им. Чкалова по улице Крымова (бывшая Ярмарочная площадь).

Церковь во имя Всех Святых была одной из старейших в Симбирске, что ставило ее в число уникальных памятников города.

История создания и функционирования этой церкви делится на два периода.

В первый период с 17 века до 80-х годов 19 века церковь представляла собой каменное сооружение с одним алтарем. Церковь находилась на городском погосте и являлась кладбищенской.

Во второй период с 80-х годов 19 века церковь начала постепенно перестраиваться. В 1874 году кладбище было закрыто, и Всехсвятская церковь преобразовывается из кладбищенской в приходскую. Прихожанами состояли купцы, мещане, крестьяне и нижние военные чины города.

В связи с изменением статуса в 1889-1891 годах по проекту архитектора Виктора Людвиговича Ивановского храм был реконструирован – построены новая трёхъярусная высотой 43 метра колокольня и трапезная. Длина храма составляла 45 метров, ширина - 19 метров. Новая кирпичная кладка стен производилась широко известным в Симбирске мастером, крестьянином Нижегородской губернии Макаром Александровичем Шапошниковым.

Всехсвятская церковь среди симбирских храмов имела самое большое количество колоколов, их было 18. Летом 1930 года все они были сняты и изъяты, в 1932 году храм разобрали.

 
Историко-мемориальное и архитектурно-градостроительное значения церкви Всех Святых заключалось в том, что в течение 18-19 веков она была единственным культовым сооружением города, расположенным за речкой Симбиркой.

Владимирская (Ильинская) церковь
 


Владимирская (Ильинская) церковь

Церковь располагалась на улице Спасская (улица Советская), между современными зданиями Мемориального центра и гостиницы «Венец».

Каменная двухпрестольная церковь с главным (холодным) приделом во имя Владимирской иконы Божьей Матери и теплым – во имя пророка Божия Илии (отсюда двойное название церкви) была построена в 1725 году на месте старой деревянной.

По преданию, эта церковь была построена прихожанами, кирпичными заводчиками. До 1832 года церковь была небольшой, каменной, состоящей из теплой и холодной частей. В 1832 году храм перестраивался, тогда же появилась новая трехъярусная колокольня,

Владимирская (Ильинская) церковь
которая соединялась с церковью крытым надземным в виде арки переходом через улицу Спасскую.

В 1866 году церковь была восстановлена после пожара 1864 года, в 80-х годах 19 века полностью перестроена основная часть храма.

В первой половине 30-х годов 20 века церковь закрыли.

Остатки храма разобрали в 1968 году в связи со строительством здания Ленинского мемориального центра. В настоящее время в Ленинском мемориальном центре на одной из диорам, посвященных старому Симбирску, изображена эта церковь.

Историко-мемориальное и архитектурно-градостроительное значения Владимирской церкви заключались в том, что она была связана с ранней историей города Симбирска.

Смоленская церковь
 


 

 


Смоленская церковь

Церковь находилась на бывшем Смоленском спуске, сейчас это территория садовых участков на спуске от конца улицы Рылеева до берега реки Волги.

Построена церковь была во второй половине 17 столетия.

Историко – мемориальное значение Смоленской церкви связано, во-первых, с основанием Симбирска, во-вторых, с событиями крестьянской войны под предводительством Степана Разина и, в-третьих, с периодом проживания в Симбирске в 1869-1887 годах семьи Ульяновых.

Еще до основания города на берегу Волги возникла рыбная слободка, называвшаяся Симбирской. К середине 17 века православное население этой слободки уже имело у себя Соборную церковь Смоленской Богородицы. Церковь размещалась на Смоленском спуске к Волге и была очень красивой, белой, каменной, построенной в виде корабля.

В первое время, после основания города церковь была скитскою, или пустынскою, и принадлежала Успенскому мужскому монастырю.

Во время осады войсками Степана Разина городской крепости в 1670 году Смоленская церковь уцелела.

В 1674 году церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери стала приходской. Церковь неоднократно перестраивалась. Во второй половине 18 века была возведена каменная трёхъярусная колокольня. Длина церкви составляла 43 метра, ширина – 9 метров, высота до креста – 32 метра.

В сентябрьские дни 1833 года во время своего посещения Симбирска в ожидании переправы через Волгу Александр Сергеевич Пушкин сделал набросок Смоленской церкви и косогора с домом Карамзиных.

В 1913 году церковь сильно пострадала во время оползня, в конце 20-х годов из-за аварийного состояния ее закрыли, окончательно она была разобрана после 1932 года.

 

 


Тихвинская церковь
 


Тихвинская церковь

Храм занимал северный угол перекрестка улицы Плеханова (бывшая Тихвинская улица) и Спуска Халтурина (Тихвинский спуск), часть современной территории гостиницы «Октябрьская».

Каменная двухпрестольная церковь с главным престолом во имя Тихвинской иконы Божьей Матери по одним источникам была построена в конце 17 века, по другим – в 1749 году, перестраивалась в середине 19 века. Храм пострадал во время пожара 1864 года, но вскоре был восстановлен. В 1882 году церковь имела трехъярусную колокольню. Размеры церкви были небольшие: в длину порядка 23 метров, в ширину – 17 метров.

Летом 1930 года были сняты колокола, в 1936 году церковь полностью разобрали.

Историко-мемориальное и градостроительное значение Тихвинской церкви связано с формированием высотного силуэта города в 70-80 годы 19 века.

Петропавловская церковь
 
 


Петропавловская церковь

Церковь находилась в районе современного спуска Степана Разина.

Возникновение Петропавловской церкви относится к началу 18 века и связывается с именем Петра Великого. По преданию, Петропавловская церковь служила памятником избавления Государя Петра Великого от потопления на реке Волге во время пути его в Астрахань.

Говорят, когда Император плыл по Волге к Симбирску, поднялась сильная буря, от которой нужно было высадиться на берег. Император остановился в Симбирске. Неизвестно, был ли Государь на горе. Но предание свидетельствует, что он был в подгорье. Здесь была раскинута для Императора палатка. На месте этой палатки в скором времени была выстроена церковь во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в память избавления царского судна от потопления и в ознаменование посещения города Императором.

Каменная церковь во имя святых Петра и Павла в Подгорье (на спуске к реке Волге) возводилась в период с 1722 по 1729 годы. В 1891 году вокруг церкви построили новую каменную ограду, стены облицевали кирпичом и оштукатурили внутри и снаружи, сделали асфальтовые полы, заменили дверные и оконные рамы. Вся церковь стала теплой. Был перестроен купол храма и поставлен новый крест. Длина церкви без колокольни и алтаря составляла внутри - 19 метров.

В результате частых оползней храм неоднократно ремонтировался, к 1915 году здание церкви было признано аварийным, восстановительные работы больше не проводились. В 1930 году Петропавловская церковь была закрыта, в 1932 году окончательно разобрана.

Николаевский кафедральный собор
 


 

 

 


Николаевский кафедральный собор

 

Храм располагался на территории современной площади Ленина (бывшая Соборная), в начале эспланады.

История Николаевского собора уходит своими корнями к возникновению города. В 1648 году одновременно с основанием Симбирска на территории деревянной крепости на средства «государевой казны» была построена деревянная однопрестольная соборная Свято-Троицкая церковь.

В год постройки первого деревянного храма - Свято-Троицкого собора царь Алексей Михайлович прислал в Симбирск позолоченный, украшенный жемчугом и драгоценными камнями серебряный напрестольный крест, содержащий мощи и части риз 43 святых. Позднее сюда поступали и другие царские дары.

Во время осады Симбирска Степаном Разиным в 1670 году служители храма возглавили крестный ход вокруг осажденного города, совершавшийся под обстрелом разбойников. Тогда вслед за хоругвями несли крест с мощами святых, и пуля, выпущенная из лагеря Разина, оставила на кресте глубокий след. Вскоре непобедимый атаман бежал прочь от города. Крест же, как свидетель той памятной обороны, хранился в соборе до времени его закрытия.

В 1694 году в результате пожара церковь сгорела. В 1702-1712 годах на этом месте взамен сгоревшей церкви был построен каменный Свято-Троицкий кафедральный собор. В разное время его посещали Екатерина II,Александр I,Николай I, Александр II.

До 1844 года этот собор считался главным и именовался Свято-Троицким. После возведения рядом нового летнего Свято-Троицкого собора главный престол старого собора по указу Святейшего Синода был переименован во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и с тех пор назывался уже Николаевским (Никольским) собором.

Вначале собор не имел колокольни, а лишь небольшую деревянную звонницу, вместо которой только в 1857 году построили высокую четырехярусную колокольню. Сначала она стояла отдельно от собора и только впоследствии была соединена с ним.

В Николаевском соборе были погребены второй, третий и пятый епископы Симбирской епархии (преосвященный Феодотий - Феодор Андрианович Озеров; преосвященный Евгений - Макарий Дмитриевич Сахаров; преосвященный Варсонофий – Иаков Охотин)

В конце 1927 года Николаевский собор внесли в список памятников архитектуры. Несмотря на это, в 1930 году были сняты и изъяты все 10 колоколов, весной 1932 года храм взорвали и в 1936 году окончательно разобрали.

Троицкий собор
 


 

Троицкий собор
 


Троицкий собор

Храм располагался на территории современной площади Ленина (бывшая Соборная).

Храм был посвящен имени Святого Александра Невского с двумя приделами: одного для сохранения имени существующего храма Святой Живоначальной Троицы, а второго в честь святого Иоанна Воина.

Троицкий кафедральный (летний) собор был построен в честь победы русской армии в войне 1812 года на центральной городской площади – Соборной (ныне площадь Ленина). Закладка храма была приурочена к посещению Симбирска императором Александром I и состоялась при его участии 7 сентября 1824 года. Автор проекта - архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов)

К строительству приступили в знаменательный юбилей – день рождения императора Николая I - 25июня 1827 года. Наружную отделку закончили в 1832 году, окончательно строительство завершили в 1841 году. Освящение храма было совершено в 1841 году, а в 1844 году его переименовали, вместо собора Святого Александра Невского он становится Троицким главным кафедральным собором города.

Торжественное освящение собора 15 сентября 1841 года провел архиепископ Анатолий. В разное время собор посещали императоры Александр II, Александр III, цесаревич Николай Александрович. В 1868 году храм был восстановлен после пожара 1864 года.

В 1894 году здесь отслужил литургию Иоанн Кронштадтский, в 1896-1898 годах служил дьякон Константин Васильевич Розов.

В 1920-х годах Троицкий собор был включен в перечень охраняемых государством памятников архитектуры города Ульяновска, некоторое время здесь размещался архив. В мае 1933 года собор горел, в 1934 году постановлением горсовета было принято решение «считать возможной передачу на снос бывшего летнего кафедрального собора как строительного материала железнодорожной кооперации», в 1936 году храм был снесен окончательно.

Троицкий кафедральный собор Симбирска - отец двух храмов России – собора Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

 

 

Богоявленская церковь
 


 


Богоявленская церковь

Церковь занимала угол перекрестка улиц Московской (ныне улица Ленина) и Богоявленского переулка (ныне участок улицы 12 Сентября).

Богоявленской церкви принадлежит особое место в летописи Симбирска-Ульяновска. С этим храмом связан один из самых дорогих памятников 365- летней истории города - Евангелие напрестольное.

364 года назад, в пятый год со дня основания Симбирска, царь Алексей Михайлович совершил вклад в одну из первых церквей города, заложенного по его именному указу. «В 1653 году в 10-й день февраля Государь и Великий князь Всея Руси Алексей Михайлович пожаловал сию книгу Евангелие напрестольное в Конную Свияжскую слободу к церкве Богоявлению Господню».

Евангелие, пожалованное царем Алексеем Михайловичем в 1653 году, было передано для дальнейшего его хранения в Музей Симбирской Губернской Ученой Архивной Комиссии, откуда оно впоследствии поступило в отдел редких книг Дворца книги, где хранится сегодня.

Каменная однопрестольная церковь во имя Богоявления Господня была построена в Свияжской Конной слободе за городской чертой («за валом») до 1653 года и считалась одной из самых древних церквей в Симбирске.

В 1734 году на средства купца Ивана Ивановича Воронцова был пристроен большой каменный придел, освященный во имя Богоявления Господня, который стал главным престолом. Прежняя церковь стала малым приделом, освящена в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, так появилось второе наименование – церковь во имя святого Иоанна Предтечи. Приход Богоявленской церкви был одним из самых многочисленных.

Богоявленской церкви принадлежит особое место в симбирской истории. Она первой встречала всех, кто приезжал в Симбирск с запада. И последней, которую видели отъезжающие.

Колокольню Богоявленской церкви издали видели Николай Михайлович Карамзин и его родители, подъезжая к храму, крестились, как было тогда принято. Богоявленская церковь была свидетельницей всех визитов особ императорского дома.

Здесь не раз проезжал полководец Александр Суворов, направленный в опустошенный пугачевским бунтом край, чтобы «возобновлять разрушенные города и крепости».

В Богоявленской церкви происходило прощание Марии Александровны и детей с Ильей Николаевичем Ульяновым, скончавшимся в январе 1886 года.

Весной 1930 года храм закрыли, летом этого же года сняли и изъяли колокола, в 1933 году – окончательно разобрали.

Николаевская (Казанская церковь)
 
 


Николаевская

(Казанская церковь)

Церковь занимала юго-восточный угол современной территории Карамзинского сквера при пересечении улиц Гимова и эспланады.

В середине 17 столетия в Стрелецкой слободе была построена деревянная однопрестольная Казанская церковь.

В 1708 году Петром I в Симбирск был направлен стрелецкий полк, который разместился на Стрелецкой улице и был «прикомандирован» к стоящей здесь Казанской церкви. Стрельцы пожертвовали этой церкви икону святителя Николая. В честь этого события к Казанской церкви пристраивается придел, посвященной святителю Николаю.

В конце 18 века Казанская церковь ветшает и в 1792-1796 годах заменяется новой, в 1801 году сооружается Николаевская церковь. Таким образом, сооружение состояло из двух церквей, расположенных на одной линии и соединенных широким проходом.

В 1866 году обгоревшие во время общегородского пожара 1864 года церковные здания были восстановлены. На колокольне церкви было 9 колоколов, главный из них весил 138 пудов или более 2тонн.

В 1836 году в этом храме на Божественной литургии присутствовал император Николай I, в 1870 году – крещен Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Во все времена Николаевская церковь считалась самой красивой в Симбирске.

Еще в апреле 1930 года церковь функционировала, закрыли ее в 1931 году, и, несмотря на то, что храм входил в число охраняемых государством памятников архитектуры Ульяновска, в мае 1932 года Николаевская церковь была разобрана.

 


Благовещенская церковь Покровского мужского монастыря
 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: