Программа организации межвузовского научного исследования
«Современное детство. Штрихи к автопортрету»
Институт детства РГПУ им. А.И. Герцена инициирует проведение межрегионального исследования «Современное детство. Штрихи к автопортрету».
Цель исследования – получение актуальных данных об особенностяхсамоидентификации, ценностных ориентаций, представлений о себе и мире современного ребенка в возрасте от 5 до 15 лет.
Общий замысел исследования обусловлен следующими идеями:
1. В современном пространстве науки и практики образования существует явный дефицит актуального знания о том, каким образом идентифицирует себя в окружающем мире современный ребенок. Получение данных «одномоментного» лонгитюда позволит начать составлять «портрет» современного ребенка в развитии, получить данные об особенностях представлений и ценностных ориентаций детей в разные возрастные периоды.
2. Выделение в методике исследования ряда одинаковых вопросов, которые будут задаваться детям разных возрастов, может позволить получить данные о том, какова динамика развития современного ребенка, какое влияние оказывают социокультурные и образовательные условия на его развитие. Участие в исследовании детей из разных городов и стран позволит также получить данные об общем и особенном в представлениях детей, живущих в разных регионах
3. Качество подготовки современных специалистов для системы образования, специалистов по работе с современным Детством несомненно определяется тем, насколько полно данные проблемы представлены в содержании их подготовки.
4. Научно-исследовательская составляющая – важнейшая часть современных моделей подготовки будущих специалистов. В связи с этим включение студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантов во временные исследовательские группы для проведения коллективного исследования может рассматриваться как инновационная форма наращивания профессиональных компетенций. Совместное обсуждение полученных результатов может расширить профессиональный кругозор и студентов и преподавателей новыми знаниями о современном Детстве в непрерывности его развития.
Участники исследования: студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты, выпускники – молодые педагоги и психологи, преподаватели, практики образования.
Вузы – участники исследования:
- РГПУ им. А.И. Герцена - БГПУ им. М. Танка (Беларусь) - МПГУ (Москва) - МГППУ (Москва) - УлГПУ (Ульяновск) - МГПИ им. М. Евсевьева (Саранск, Мордовия) | - НГПУ (Новосибирск) - ЧГПУ (Чебоксары, Чувашия) - УрГПУ (Екатеринбург)? - КФУ (Елабуга, Татарстан)? - ЕГУ им. И.Бунина (Елец)? |
Процедура исследования:
· В исследовании могут принять участие все желающие студенты, преподаватели, практики образования.
· Исследование проводится с детьми от 5 до 15 лет.
· Обязательное условие интервьюирования – организация реальной ситуация общения с ребенком участником исследования (не допускаются интернет-опросы и запись ответов ребенка с чужих слов).
· Обязательное условие интервьюирования – беседа с детьми, на посещающими группу/класс, в котором участник исследования работает как педагог.
· Со студентами магистратуры исследования может проведено в рамках выполнения программы НИР или НИП.
· Все желающие студенты могут принять участие в исследовании в рамках работы СНО.
· Каждый участник исследования проводит опрос не менее 5 детей. Для удобства обработки результатов рекомендуется объединение участников во временные исследовательские подгруппы, изучающие ответы детей одного возраста. Таким образом, выделяются группы детей для опроса:
- С 5 до 6 лет (старшая группа ДОО)
- С 6 до 7 лет (подготовительная группа ДОО)
- Первый класс
- Второй класс
- Третий класс
- Четвертый класс
- 10 – 15 лет (подростки)
· По результатам проведенного исследования каждый участник готовит пакет материалов, которые включают: записи бесед с детьми, результаты контент-анализа (в т.ч. с элементами монографического описания по каждому ребенку). Каждая исследовательская подгруппа составляет обобщенную характеристику….
Нужна методика обработки данных!!!
Этапы и сроки проведения исследования
Этапы | Примерные сроки |
Организационный этап | 7 – 10 сентября |
Полевой этап | 11 сентября – 1 октября 2017 |
Этап обработки и обобщения результатов | 2 октября – 2 ноября 2017 |
Этап обсуждения результатов | 3 ноября – 22 ноября 2017 |
Проведение межрегиональной конференции по обсуждению результатов | 23 ноября 2017 |
Этап оформления результатов, подготовка серии публикаций |
1. Получение первичной информации о ребенке | Имя, пол, точный возраст,….. | ||
Направленность вопроса | Вопросы | ||
Самоидентификация | ‒ В вашу группу (класс) пришел новый мальчик (девочка). Что ты расскажешь о себе? Какой ты? ‒ Что у тебя получается лучше всего? Чем ты любишь заниматься? ‒ Что ты больше всего на свете любишь? | ||
Ценностные ориентации | К тебе в руки попала волшебная палочка. Она может выполнить три твоих заветных желания. Что бы ты попросил? | Направленность – для кого просит? Что просит? | |
Отношение к образовательной организации | Как ты думаешь, зачем дети ходят в детский сад /школу? | ||
Отношение к педагогу (воспитателю, учителю) | Представь, что у тебя есть друг…., который не ходит в детский сад / школу. Если бы он пошел в детский сад /школу, ты бы хотел, чтобы у него был (а) такой (такая) же воспитательница / учительница, как у тебя? Почему? | ||
Беседа с каждым ребенок оформляется протоколом (важность оформления протокола определяется замыслом фактологического обобщения общего массива полученных данных)