Понятие социально-культурной деятельности.
На сегодняшний день нет необходимой ясности в понятии социально-культурна деятельность.
Понятно лишь, что базируется это понятие на понятиях культурно-просветительской работы и культурно-досуговой деятельности (ее преемницы)
Понятие СКД очень обширно. Такая деятельность находит применение себе на базе учреждений КДтипа и частично включает в себя некоторые учреждения социального типа.
Включает в себя множество средств, форм и методов.
-является формой человеческой активности с позитивной энергией созидания, направленной на обновление.
-по содержанию представляет собой действие всех субъектов
-имеет мотив и задуманную цель
-реализуется через специальные средства, формы и методы
-процесс действия требует творчества
-результат носит преобразующий характер
Объект – формирование и развитие личности в условиях досуга(население,человек)
Субъект – активно действующая личность профессионала учреждения СК и КД типа
Формы: массовые, групповые и индивидуальные
Цели: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов личности, а также социума в целом.
СКД признана научной дисциплиной, предмет теория,методика и организация СКД
В основе лежат знания о культурных ценностях: эстетика, нравственность.
Социально-культурная деятельность – это процесс и результат включения личности в общественные отношения.
СКД – целостная система знаний, умений и опыта целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в человеческой практике при сохранении динамического единства старого, современного и нового. Это свободное творение культуры нового в социуме по принципу преемственности.
|
Парадигма СКД: педагогическое регулирование развития личности.
Несущей задачей скд является формирование практико-ориентированной и объективно –истинной теории.
СКД – сложное общественное явление,вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения.
СКД можно считать основанием для объяснения возникновения и трансформации духовных ценностей общества. Она вырабатывает алгоритмы осмысления того, почему те лили иные ценности господствуют в определенный исторический период, позволяет раскрыть и описать совокупность традиционных и исторических ценностей, дает научное обоснование выработке решений по их отбору, хранению, систематизации у разных наций и народов, упорядочивает процесс использования этого достояния для развития культуры и формирования личности.
Принципы социально-культурной деятельности.
В теории СКД принципы – устоявшиеся и проверенные практикой устоявшиеся
общественные ориентиры, закономерные связи,
взаимосвязи и взаимозависимости
в виде теоретического обобщения.
Принципы СКД включают в себя философские,политические, нравственные установки общества, отражающие коренные устои его образа жизни.
О принципах СКД подробно изложено в учебниках Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова(учебник 2005 г. «Социально-культурная деятельность»), но А.Д. ЖарковВ учебнике «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» расширяет и уточняет список принципов СКД, которых необходимо придерживаться в современных условиях.
|
Принципы:
1.Принцип правдивости,
2.Принцип возвышенности,
3.Целостности,
4.Гармонии,
5.Принцип коллективизма,
6.Гуманистический принцип,
7.Принцип развития самодеятельных начал в жизни общества,
8.Принцип эстетизации,
9.Принцип стимулирования,
10.Принцип оптимизации,
11.Дифференцированного подхода,
12.Последовательности и систематичности,
13.Принцип наглядности,
14.Принцип доступности.
1.Правдивости – целевая направленность содержания и организации СКД способствует формированию мировозрения личности, состояния ее воли и стремлений. Это чувство должно формироваться на внутреннем ощущении правдивости и справедливости. Данный принцип-формирует отношение личности не только к настоящему, оно и к прошлому и ожидаемому будущему, он скрепляет воедино духовный мир людей.Каждыйфакт,процесс,явление должно подчиняться принципу правдивости.
2.Возвышенность – Патриотическое воспитание не только выражает социальные и духовные идеалы народа,но и пребывает в самых возвышенных сферах человеческого бытия,в самых глубинных кладезях ее личности,ее самопознания. В основе принципа лежит воспитание на высоком.
3.Целостность – такое теоретическое,методологическое и организационное взаимодействие всех видов,форм,средств,приемов,которое в органическом взаимодействии и во взаимодействии людей в учреждениях КД и СК типов обеспечивает единство результатов воспитания и обучения.
Принцип целостности в СКД отражает объективное требование органического единства личности.
4.Принцип гармонии – Гармония интеллектуально-эмоционального,эмоционально-волевого и действенно-практического процессов. Основная цель сегодня- воспитание личности и различных слоев населения в нестабильных условиях современности.
|
5.Коллективизм – Специалисты учр. КД и СК типов не способны организовать деятельность без широкого актива.(без коллектива)
6.Гуманистический принцип-Данный принцип имеет глубокое социально-политическое,идеалогическое и психолого-педагогическое обоснование.Людям необходимо овладение навыками:солидарности,взаимопонимания,взаимоконтроля,взаимотребовательности,взаимопомощи. РАБОТА В КОЛЛЕКТИВЕ.Уважение и требовательность к участникам любительских объединений воспитывает в них чувство собственного достоинства,формирует представления о единственно возможном гуманистическом человеческом отношении.В уважительности к личности выражается полное признание ее творческих возможностей,человеческих и гражданских прав.
7.Развитие самодеятельных начал в жизни общества – В самодеятельности и желании участвовать выражается ответственность человека перед обществом.
8.Этетизация – Формирование эстетического отношения к действительности позволяет развить у людей высокий художественно-эстетический вкус, дает им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.
9.Стимулирование – проявляется за счет активизации нравственно-волевых сил с развитием непосредственного желания и интереса к творчеству. Результата добиваются путем преодаления собственных барьеров. Путем включения личность в деятельность стимулов: преодалениялени,включения активности воли,преодалениясебя,пробеждения интереса.
10.Оптимизация-задача специалистов СКД состоит в том,чтобы в свете новых общественных требований проанализировать историческое наследие культуры и органически включить его в сложившуюся систему новых технологий.
11.Принцип дифференцированного подхода.
12.Принцип последовательности и систематичности-обусловлен практичностью применения.(четкость структуры каждого звена в подготовке и проведениициклапрограмми занятий в коллективе)
13.Принцип наглядности-не только родовые методы КДД,но и художественный подход.
14.Доступность – обусловлен материальными возможностями семьи,личности,отдаленностью учреждения КД или СК типа от социума, наличием профессиональных кадров.
Принципы преподнесения информации для соблюдения принципа доступности: от простого к сложному,от известного к неизвестному,от близкого к далекому.