Урок 27. Жизнь в пресных водах. организационная структура (сценарий) урока




Урок 27. Жизнь в пресных водах

Цели деятельности учителя создать условия для ознакомления с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; формулирования правил поведения, направленных на охрану обитателей водоема; определение границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни пресного водоема; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока построение системы знаний (общеметодологической направленности)
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; плакат «Пресный водоем»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема
Основные понятия Водоем, растения водоема, животные водоема, цепи питания

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Читает стихотворение: Лежит кувшинка на листке, Как на плоту упругом, И поплыла бы по реке К приветливым подругам, Да вот беда: привязан плот – Он никуда не поплывет. –О каком природном сообществе рассказывается в этом стихотворении? Где мы только что побывали? –Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животного и растительного мира пресного водоема. Узнаем, как они связаны друг с другом слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Личностные: понимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями Устные ответы, организация рабочего места
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Кроссворд – Чем луг отличается от леса? – Какие живые существа встречаются на лугу? – Почему луг называют природным сообществом? – Приведите примеры экологических связей луга. предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова Отвечают на вопросы.     Отгадывают кроссворд Фронтальная, коллективная Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классифика- Устные ответы

Продолжение табл.

             
III. Изучение нового материала Рассказ учителя.   Работа со схемами.     Загадки. –Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга? Почему луга нуждаются в защите? Почему нельзя поджигать старую траву? На доске: плакат «Пресный водоем». –Сегодня мы отправляемся на берег пресного водоема. Какие водоемы называют пресными? – Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа (показывает фотографии). открывает на доске схему, рассказывает о растениях водоема . – В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. К ним относятся: рдест, элодея (показывает фотографии). – Какую роль выполняют растения в водоеме?
растения водоемов → дают кислород; → пища для животных; → дом для животных.

– Как уже говорилось, живут в мелких водоемах и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые.

Предлагает по теме урока отгадать загадки .

Отгадки сопровождаются показом картинок с изображением этих животных.

Внимательно слушают учителя. Решают на вопросы.     составляют схему о роли растений в водоеме, записывают в тетрадь. Отгадывают загадки. Фронтальная, коллективная цию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации Устные ответы, записи в тетради

Продолжение табл.

             
  Работа по учебнику   предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» в учебнике (с. 192–193) и найти, каких животных еще не назвали. –Кто такие головастики? –Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву. Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб. – Назовите, какие хищники обитают в водоемах. –Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» в учебнике (с. 196–198). Какие беды принес человек водоему? –Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме? Отвечают на вопросы учителя.   Внимательно слушают.     Читают статью в учебнике, отвечают на вопросы   речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием  
IV. Практическая деятельность Составление цепей питания. Сценка. Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания: 1. растения → карась → щука. 2. растения → головастики → утки. Автор. Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. Задергался поплавок у одного, дер- Составляют цепи питания.   Разыгрывают сценку: Фронтальная, индивидуальная, групповая Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; устанавливают причин- Устные ответы, записи в тетради, выпол-

Продолжение табл.

             
    Игра «Плюс – минус».     нул он удочку и выловил старый башмак. 1-й рыбак. Вот так-так! Автор. Задергался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока. 2-й рыбак.Вот это – да-а! Автор. Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку. 3-й рыбак.Ух, ты! Автор. Жалко стало ему рыбку, решил отпустить ее. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом. Рыбка.Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в озере!.. – Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – ее родной дом! – Прочитайте высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»? 1. Мусорить на берегах. 2. В водоемы не бросать отходы. 3. Не мыть машины в водоемах. 4. Не сбрасывать промышленные отходы. 5. Вырубать леса по берегам водоемов. 6. Ограничить вылов рыбы. 7. Не рыбачить сетями и во время нереста. 8. Разрешить неограниченную рыбалку. 9. Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес. сидят трое учеников с удочками…     Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы.   но-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волеую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации. ненные задания

Окончание табл.

             
  Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации Выполняют задания   Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;осознают ответственность за общее дело  
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – С каким настроением вы уходите с урока? – Дополните предложения: «Теперь я знаю…», «Теперь я умею…» (предложения записаны на доске). – Над какой темой работали? – Что нового узнали? – Какие задания вызвали у вас затруднения при их выполнении? – Какие задания не вызвали у вас затруднения при их выполнении? Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке Устные ответы
VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, с. 191–200. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Ответить на вопрос: надо ли охранять болота? Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач  

Ресурсный материал

Кроссворд

1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (Бабочка.)

2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве. (Кузнечик.)

3. Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель.)

4. Эта птица звонко поет «пить-полоть». (Перепел.)

5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком. (Трясогузка.)

6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый. (Василек.)

7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)

8. Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах! – удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)

9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)

10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)

11. Земноводное, которое можно встретить на лугу. (Лягушка.)

12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)

Ключевые слова: Берегите луга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: