Тема: Виды паркетных покрытий




МДК.04.01 «Технология выполнение работ по устройству паркетных полов»

ЛЕКЦИЯ

Тема: Виды паркетных покрытий

План:

1. Штучный.

2. Наборный паркет (или мозаичный).

3. Щитовой.

4. Дворцовый паркет (или художественный).

5. Массивный.

6. Паркетная доска

Вопрос 1. Штучный

Советский энциклопедический словарь дает такое определение паркета: паркет (франц. parquet), небольшие древесные, строганные планки (клепки) для покрытия пола. Паркет изготавливают преимущественно из твердых пород дерева, для художественного паркета используют ценные породы. Различают несколько видов паркета: штучный, наборный (мозаичный), щитовой, паркетные доски.

Другие определения:

Паркетом будем называть такое покрытие плоскости правильными многоугольниками, при котором два многоугольника имеют либо общую сторону, либо общую вершину или совсем не имеют общих точек.

Также паркетом называют замощение плоскости многоугольниками, при котором вся плоскость оказывается покрытой ими.

Паркет (из словаря С. И. Ожегова) - настил на полу из дощечек, уложенный так, что они образуют какой-нибудь рисунок.В последние годы увеличилось применение для покрытия полов штучного, мозаичного паркета, паркетных досок, паркетных щитов в частном строительстве (коттеджи, особняки, дачи) и по заказам при ремонте полов в эксплуатирующихся зданиях. В серийном строительстве паркет применяется мало из—за дороговизны и трудоемкости работ. Паркетные полы обычно настилаются в жилых помещениях, общественных зданиях, вспомогательных помещениях промышленных предприятий.

История паркета очень длинная. Она берет начало с древних времен, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами. Древесина легко поддавалась обработке. Конечно, среди пород древесины были редкие по своим качествам, следовательно, дорогостоящие и элитарные сорта. Если сосна или дуб годились для простого настила из бревен или "кирпичей", то породы типа клена, ясеня, яблони, ольхи (не говоря уже о ценных сортах красного, черного дерева) требовали более изысканной обработки. Из редких сортов дерева стали изготовлять изящные паркетные плитки.

Само слово "паркет" имеет благородное французское происхождение. Однако в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя - предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции. В европейских барочных замках, выполненных в стиле рококо, паркетные полы стали частью интерьера, так же искусно выполненной, как настенные гобелены, лепные потолки, изящная резная мебель. Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол назывался "косящатым". Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название "художественный". В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привез целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. Их клали на известковую основу, а между деталями кладки заливали известь, смешанную со смолой. В Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве времен Ивана Грозного был именно такой дубовый пол. Вскоре исконно русское искусство резьбы по дереву нашло применение в изготовлении модных на Западе паркетных плиток, и полы в русских постройках, начиная со времен Петра, приобрели иной, художественный, вид. Лучшие русские резчики по дереву и металлу в ту пору работали в Оружейной палате московского Кремля. В 1711 г. Петр I издал указ о закрытии мастерских Оружейной палаты, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями. Во дворце московской усадьбы Останкино, Китайском дворце г. Ломоносова сохранились памятники паркетного искусства XVIII века.

Архивные документы свидетельствуют, что из "столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца" (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209/643, дело № 38. 1761г.)

Для дворцовых паркетных в 1749г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилового карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей - об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета, увеличился, и наряду с местными отечественными породами: березой, орехом, сосной, лиственницей, кленом, дубом, буком, грабом, ясенем, вязом, грушей, яблоней, ольхой, можжевельником, карагачем и кизилем — стали все более и более применять редкие и дорогостоящие сорта привозных «заморских» деревьев, причем среди них были также и бразильские породы: якаранда (вид палисандра), жикитиба (шелковица), цебра, чефраз и другие. Из дорогих пород следует указать на черное эбеновое дерево (называемое заморской черной березой), фиолетовое — палисандр, розовое — амарант, желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, лимонное — цитронное, или померанцевое, карагач, атласное, или сатиновое дерево, пальмгоут, оливковое, железное, фернебуковое, тисс, чинару, белый и красный кипарис, тую, литьтерн, красный магон, самшит, пальму и разные сорта бразильского сахардана. Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетов. В зависимости от употребляемых материалов и паркеты носили различные названия: цветные (т. е. набранные из привозных деревьев), полуцветные, штучные (набранные из местных пород) и дубовые. Все они изготовлялись отдельными щитами, поэтому и самый паркет получил название щитового паркета.

Замечательный сосновый щитовой паркет имеется в усадьбе Мураново (ныне музей Тютчева), в проходных галереях Останкинского дворца-музея и в Кусковском музее. Он набран исключительно из сосны, обложенной узкими дубовыми рейками и только изредка и весьма скупо интарсирован на обкладках черным мореным дубом. Когда смотришь на эту игру света и тени сосновых паркетов, выложенных слоями перпендикулярно друг к другу, тогда начинаешь чувствовать всю удивительную прелесть этих пород, часто превосходящих качества ранее импортировавшихся деревьев.

Массовое производство паркетных щитов стало применяться только со времени изобретения в 70-х годах XIX века специальной машины. Русский паркет, насчитывающий несколько сот лет своего существования и имевший самые разнообразные формы, прошел длительный путь своего развития. В истории русского декоративного искусства он занимает значительное место. Особенно необходимо знакомство с паркетом при изучении интерьера, ибо понять и оценить его без учета той роли, которую играет рисунок паркета, невозможно.

В XVIII веке композиционное построение паркета имело неразрывную связь с композиционным решением плафона, а иногда и с основными орнаментальными мотивами стены. Рисунок паркета нередко должен был подчеркнуть общий композиционный замысел всего интерьера, что особенно наглядно можно видеть в Китайском дворце гор. Ломоносова.

В наше время, когда создаются большие общественные здания, выполняемые на высоком художественном уровне, необходимо использовать и это богатое национальное наследие декоративного искусства.

В XIX веке знаменитые образцы художественного паркета выкладываются в Государственном Русском музее и Зимнем дворце. И в этом же столетии искусство художественного паркета переживает свой закат. К последней четверти века существует изрядное количество фабрик, специализирующихся на массовом производстве паркета. Так, в Петербурге было целых три фабрики, изготовлявшие паркет. В Москве - восемь. Постепенно количество фабрик увеличивалось, и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве.

В XX веке фабричный паркет находит широкое применение в строительстве жилых домов, художественный же практически полностью исчезает примерно до середины столетия. Мастера художественного паркета работают над реставрацией памятников искусства, а работы по созданию нового паркета возрождаются только в связи со строительством московских "сталинских" высоток.

Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-рестовраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд. Ее использование способствует увеличению точности вырезания деталей, но есть и контраргументы: многие считают, что лазер повреждает древесину. Фабричный паркет изготовляется из недорогостоящих пород древесины, таких как ель, сосна, дуб, и укладывается "в елочку", "палубным" настилом или "вьетнамкой" ("плетенкой"). По краю, чтобы сгладить неровности, обычно делается бордюр, а сверху паркет покрывается лаком или натирается мастикой.

Штучный паркет представляет собой планки из древесины дуба и тропических пород (марки А), а также бука, вяза, ясеня, остролистого клена, каштана, граба, лиственницы (марки Б). Марка А соответствует высшей категории, а марка Б – первой. Мозаичный паркет изготавливается в виде щитов, подразделяющихся на два типа (по способу крепления планок на основание):

1) П1 – планки наклеены лицевой стороной на бумагу, которую снимают после настилки паркета;

2) П2 – планки наклеены обратной стороной на эластичный (теплозвукоизоляционный) биостойкий материал, который остается в конструкции пола после настила паркета. Такой вид паркета также подразделяется на марки А и Б в зависимости от категории качества, породы древесины и обработки планок. Толщина планок мозаичного паркета из древесины лиственных пород – 8 мм, из хвойных пород – 10 мм. Длина планок паркета – от 100 мм до 230 мм, ширина – от 20 до 30 мм.

Напольное покрытие из штучного паркета состоит из планок (еще их называют клёпками, плашками), изготовленных из древесины ценных и благородных пород. Каждая паркетная планка снабжена пазом на одной кромке и гребнем на другой. Они обеспечивают надежное сцепление плашек между собой. Различают правые и левые планки. Если при взгляде на лицевую сторону плашки вы видите гребни на правой торцевой и передней («смотрит» на вас) продольной кромках, то это правая планка.

Слой планки от лицевого поверхности до верхней части гребня (или паза) называют слоем износа. От толщины слоя износа зависит срок службы паркетного пола, т.к. при очередной реставрации пола во время ремонта квартиры (примерно каждые 8-10 лет) снимается загрязненный и поврежденный слой паркета. Качественный штучный паркет выдерживает до десяти циклевок и шлифовок. Из этого следует, что срок службы качественного паркета с достаточным слоем износа может достигать 80 лет. Размеры паркетных клёпок бывают в пределах 40-70 х 250-490 мм при толщине 13 — 22 мм. Наиболее часто используют штучный паркет толщиной 15 мм.

В соответствии с Российскими стандартами штучный паркет делится на следующие сорта:
— радиальный — высокосортный паркет — категория А; получают путем радиального распила ствола; характеризуется ровной текстурой, наличием сердцевинных лучей, отсутствием дефектов и пороков древесины;
— радиальный Селект — тот же радиальный паркет, но отборный, подобран по рисунку древесины; сочетает радиальный и тангенциальный распилы; не допустимы пороки и повреждения древесины;
— тангенциальный — высокосортный паркет, необычная текстура которого образуется благодаря тангенциальному распилу; характеризуется отсутствием заболони, дефектов и повреждений древесины, практически незаметными сердцевинными лучами.
— стандарт — высокосортный паркет, не отобранный по распилу — категория А; характеризуется отсутствием заболони, сучков и повреждений механического характера;
— натуральный — не отобранный по распилу паркет; имеет естественный рисунок древесины; верхняя часть может содержать не более 25% заболони, не более 3 штук сучков и глазков с диаметром не более 3 мм; характеризуется отсутствием повреждений, наличием прожилок и наклонных волокон;
— рустикал — самый пестрый паркет — категория Б; допускается наличие нескольких сучков диаметром до 10 мм, заболони, различный наклон волокон, неглубокие (до 1,5 мм) повреждения, трещины в нижнем слое плашки.

Приобретая паркет, обращайте особое внимание на качество товара, на соблюдение стандарта распила, ровность поверхности и кромок планки, качество замковой системы. Если кромки не будут ровными, плашки при укладке не будут смыкаться, образуются большие зазоры, а соединение гребней и пазов не будет качественным. Полы из штучного паркета — самое красивое, но и самое дорогостоящее и трудоёмкое напольное покрытие. Это объясняется тем, что, во-первых, штучный паркет изготавливается из древесины ценных пород. Расходы на сам штучный паркет составляет примерно 30% от общих затрат на напольное покрытие. До 70% стоимости нового пола составит работа по укладке паркета, его отделка и расходные материалы.

Следует заметить, что паркет — капризный материал. Он не терпит высокой влажности и больших температурных перепадов. Паркетный пол требует особого ухода: мыть его нельзя, только протирать мягкой влажной тряпкой. В противном случае древесина будет впитывать излишнюю влагу, и паркетный пол после нескольких таких мокрых уборок «вздуется» или при недостаточной вентиляции может покрыться плесенью. Укладка штучного паркета требует качественной предварительной подготовительной работы, которая должна быть завершена полной очисткой помещения.

Такой вид паркета имеет свои положительные качества, которые отличают и выделяют его среди остальных видов напольного покрытия:

Штучный паркет долговечен;

Подвергается многократному ремонту;

Укладка с разными рисунками.

 

Вопрос 2. Наборный паркет (или мозаичный).

Такое название паркет получил из-за того, что щитки размерами 40х40 или 60х60 см вмещают в себе набор разных планок с разными оттенками. Толщина таких планок 8-12мм. В полном сборе такой вид напольного покрытия будет представлять собой достаточно интересную и особенную мозаику (так же есть возможность выкладывать рисунки). Тыльная сторона мозаичного паркета защищена специальной бумагой, которую необходимо снять после того, как все покрытие уложено. К нижней стороне такого паркета допустимо приклеивать звукоизоляцию.

 

Так же данный вид паркета делят по профилю кромок и способу крепления на четыре типа:

Клепка с фальцем. С любой стороны планки есть косые фальцы, служат они для того, чтобы скрепить паркет мастикой или же горячим битумом. Такой тип паркета служит очень долгое время.

Клепка с косым пазом (кромкой). Весь периметр планки оснащен косыми пазами, которые усиливают крепёж.

Крепление на твердую рейку. Такие планки прибиваются гвоздями к основанию, это и придает прочности такому паркету. С двух сторон планка имеет грубни, с других сторон – пазы.

Крепление на мягкую рейку. Весь периметр планки оснащен пазами. Для того чтобы планки не расходились, в стык пазов вставляют рейку.

Вопрос 3. Щитовой

Для устройства паркетных полов применяются часто паркетные щиты, которые состоят из основания, на которое наклеивают паркетные планки по определенному рисунку. На кромках паркетных щитов выполняют пазы для их соединения при помощи шпонок.

Наборный паркет, уложенный на основание из деревянных брусьев, часто называют щитовым пар­кетом. Он изготавливается в виде щитов, состоя­щих из основания (фундамента) и наклейных на него паркетин-облицовки. Паркетные щиты представляют собой квадратные элементы покры­тия двух типов: с пазами, с пазом и гребнем. Нижний слой щита-основания (фундамент) состоит из квад­ратной рамы (обвязки) толщиной 22 мм. Обвязка за­полнена одним рядом досок той же толщины. Для соединения обвязки и заполнения используют водо­стойкие синтетические клеи. Щит первого типа име­ет по всем четырем кромкам обвязки пазы глуби­ной 14 мм и шириной 8 мм, не доходящие до углов на 100 мм. Сплачивание настила осуществляется на вкладных шипах. Щит второго типа на двух смеж­ных кромках имеет пазы, а на двух противополож­ных — гребни. Лицевое покрытие щитов обоих типов одинаково и состоит из прямоугольных паркет­ных планок, плотно наклеенных на основание. Разме­ры планок те же, что и у мозаичного паркета. Общая толщина щита — 30 мм, размеры полного квадрат­ного щита 800x800 мм, половинного — 400x400 мм.

х зданий.

Рисунок паркета художественного выбирается в соответствии с назначением и интерьером помещения. По конструкции щиты паркетные художественные состоят из основания и верхнего лицевого покрытия.

Основание представляет собой двухслойный щит, склеенный из реек хвойных пород, со взаимно перпендикулярным расположением волокон, Толщина основания 25 мм. Планки лицевого покрытия создают рисунок художественного паркета и изготавливаются из древесины твёрдых пород: дуба, бука, красного дерева, клена, ясеня, граба, морённого дуба и др., Толщина лицевого покрытия 15 мм. Щиты соединяются между собой шпонками. Размеры щитов: длина 600 (400) мм, ширина 600 (400) мм, толщина 40 (20) мм.

Кромки щитов паркетных имеют пазы, предназначенные для крепления щитов к полу и соединения щитов между собой посредством шипов, или четверти для крепления щитов к полу и укладки доборов Кроме щитов паркетных художественных, изготовляются пристенные фризовые щиты для заполнения рисунка пола вдоль стен.

Размеры фриза: длина 600 мм, толщина 40 мм.

Ширина определяется заказчиком в зависимости от размера помещения, в котором укладывается щитовой художественный паркет.

Основным рисунком на таком паркете является квадрат или его производные. Так же можно заказать другой рисунок на ваш взгляд. Основание щитового паркета делят на несколько типов:

Рамочное основание. Такой тип состоит из рамок, которые представляют собой обвязку с угловым соединением на клею и на щипах. Рейки в средине такой обвязки крепятся на прямой несквозной шип;

Реечное основание; Основание из ДСП иди ЦСП; Двухреечное основание. Рейки соединяются под прямым углом.

Так же существует несколько типов покрытия тыльной стороны щитового паркета, такие как: Паркетные планки; Квадратный строганый (пущенный) шпон; Фанерная облицовочная плита.

Вопрос 4. Дворцовый паркет (или художественный)

В последние годы для отделки полов в VIP – салонах, офисах, коттеджах, особняках, виллах применяется художественный паркет – как разновидность щитового.

Такой паркет является одним из дорогих видов напольного покрытия. Такой паркет совмещает в себе большое количество изгибов и различных переплетений, и в сборе такой паркет представляет не просто рисунок, а произведение искусства. Чаще всего такой вид паркета приобретают состоятельные люди, у которых имеется большая жилая площадь. Для того чтобы изготовить напольное покрытие из художественного паркета по заказу владельца дома, необходимо совершить все замеры, которые только возможны.

 

При изготовлении данного вида паркета используют большое количество разных пород деревьев, а это придает паркету уникальности. Для такого паркета необходимо очень точно и с умом выбирать породу дерева, для того чтобы любые перепады влажности и температуры влияющие на каждую породу дерева не мешали другим.

Художественный паркет изготавливается двумя основными способами: «маркетри» – когда рисунок набирают из отдельных планок, различных по цвету и текстуре, плотно пригоняемых одна к другой; «интарсия» (инкрустация) – в основной фон лицевого слоя древесины вставляют отдельные фрагменты древесины других пород с различной текстурой и цветовой гаммой.

Вопрос 5. М ассивный.

Такой паркет изготавливается исключительно из цельного дерева, а это придает ценности такому паркету, вследствие цена больше. Такой вид паркета считают старшим братом штучного вида напольного покрытия. Отличаются они лишь размерами: ширина массивного паркета от 8 см, длина может быть до нескольких метров, а толщина 15мм.

 

Вопрос 6. Паркетная доска

Паркетные полы иногда выполняются из паркетных досок, которые в зависимости от конструкции основания подразделяются на три типа:

1) ПД1 – с однослойным основанием из реек, набранных в квадраты или прямоугольники, расположенные взаимно перпендикулярно;

2) ПД2 – с однослойным основанием из реек, набранных в направлении продольной оси паркетной доски;

3) ПД3 – с двухслойным основанием из двух склеенных между собой слоев реек или реек и шпона, уложенных во взаимно перпендикулярном направлении.

Еще паркетную доску называют трехслойной, а все, потому что она состоит из трех разных кусков натурального дерева. Паркетная доска, благодаря тому, что волокна слоев поперечны друг другу, легко переносит перепады температуры и влажность. Нижние слои паркетных досок состоят из древесин хвойных пород, а верхний слой состоит из прочного дерева. Так же, верхний слой досок может быть целым, а может и состоять из трех четырех планок, что позволяет создать мозаичный оттенок. Длина досок 120 – 127см, ширины от 13 до 21 мм, толщина от 7 до 23 мм. При производстве данная паркетная доска покрывается лаком. Паркетные доски состоят из основания в виде реек и покрытия из паркетных планок или шпона.

В эксплуатации (при загрязнении паркетных полов, покрытых мастиками) нужно мыть полы специальными жидкостями для мытья паркетных полов. После мытья полы вновь натираются безводными мастиками.

Запрещается мыть художественный паркет бензином, ацетоном, уайт-спиритом и другими едкими растворителями! Применение едких растворителей может привести к растворению синтетического клея и к порче художественного паркета. Лаковое покрытие паркетных полов ремонтируется каждые 3-4 года, в зависимости от интенсивности износа лака. Ремонтируется или вся поверхность, или отдельные износившиеся места. шлифуется шлифовальной шкуркой и после обеспыливания снова покрывается лаком. При повседневном уходе лакированные или тертые полы хорошо очищаются от пыли влажной тряпкой, щеткой или пылесосом. Не допускается попадание на пол воды в больших количествах. Это может привести к набуханию древесины, вздутию паркета, а после удаления влаги - к его рассыханию. Срок службы паркетного пола зависит прежде всего от соблюдения постоянного температурного и влажностного режима помещения на протяжении всего года.

Влажность воздуха в помещении должна превышать 60%, а температура должна держаться в пределах + 10° + 25°С. Тщательный регулярный уход, своевременный ремонт лакового покрытия удлиняют срок годности щитов художественного паркета, он долго сохраняет первоначальный вид. При соблюдении всех требований пол из щитового художественного паркета может служить более 50 лет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: