Практическое занятие №6
Тема: Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения.
Цель: формирование представлений о техниках и приемах общения.
План работы на занятии:
1. Изучение теоретического материала по теме: работа с учебником, работа с презентацией. Составление опорного информационного конспекта (выписать правила слушания, ведения беседы, убеждения).
2. Выполнение практических заданий на закрепление учебного материала.
Техника общения – это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению и его поведение в ходе общения. Приемы общения – наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения.
Приемы повышения эффективности общения.
Прием «имя собственное» – основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым он общается. Это показывает внимание к личности, способствует утверждению личности, вызывает у него чувство удовлетворения.
Прием «зеркало отношений» – состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица. Возникает чувство защищенности, что образует положительные эмоции и формирует аттракцию.
Прием «золотые слова» – заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Это ведет к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к собеседнику.
Прием «терпеливый слушатель» - вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей – потребности в самоутверждении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к партнеру по общению.
Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимании к хобби, увлечениям людей, что также повышает его вербальную активность.
Техники слушания.
Важнейшее условие продуктивного общения – это умение слушать. Умение слушать не означает простого молчания, это активный и достаточно сложный процесс, призванный повысить эффективность общения.
Можно выделить следующие виды слушания: активное, пассивное, эмпатическое.
Активное слушание предполагает уточняющие вопросы, перефразирование по типу: «Правильно ли я вас понял, что...», причем следует обязательно дождаться ответа.
Эта техника активно применяется в том случае, если собеседники обмениваются информацией.
В тех ситуациях, когда собеседник находится в состоянии эмоционального стресса, сильного эмоционального возбуждения, эффективно пассивное слушание.
Активное слушание бесполезно, так как человек не очень хорошо понимает свои действия и не контролирует эмоции.
Сочувствующий собеседник дает возможность высказаться, демонстрируя свою готовность к поддержке.
Следует не просто молчать, а показывать свою заинтересованность с помощью таких слов: «угу», «да-да», «конечно же» и т. п.
Задача слушающего – поддерживать разговор до тех пор, пока собеседник не выговорится, поэтому можно использовать уточняющие вопросы: «А ты что?», «А ты как ответил?» и т. п.
В случаях, когда в процессе общения решаются проблемы, значимые для личности, эффективно применение эмпатического слушания.
Эту технику следует использовать тогда, когда человек сам готов с вами поделиться своими проблемами.
Эмпатическое слушание предполагает, что отражаются чувства собеседника, его переживания, не допускаются замечания, интерпретирующие его мотивы («так это у тебя потому, что...»).
Итак, техники и приемы общения достаточно разнообразны и зависят от коммуникативных способностей человека, его возраста, профессиональной деятельности, вида общения.
Умение сконцентрироваться на собеседнике | Проявляется в демонстрации заинтересованности в контакте с собеседниками через: поворот тела в его сторону, установление и поддержку зрительного контакта, изменение выражения лица и другие сигналы, которые свидетельствуют о контакте и физическом присутствии. |
Умение «вести» собеседника | Проявляется в неперебивании собеседников, концентрировании их внимания. Ведущий тактично поощряет собеседников посредством высказывания и выражения во время беседы своих чувств, постановку содержательных вопросов, которые требуют более длинных ответов, чем «да» или «нет». Внимание: постоянное задавание вопросов может создать атмосферу экзамена. |
Отражение | Ведущий подталкивает собеседника на разговор, высказывая то, какие на его взгляд чувства испытывает на данный момент собеседник. Например: «Мне кажется, вы хотите добавить еще что-то…» «Мне кажется, что вы очень сердитесь по поводу этого…» |
Перефразирование | Ведущий повторяет то, что сказал собеседник, чтобы убедиться в том, что правильно его понимает. Например: «Если я вас правильно понял, вы считаете, что…» «Ты хочешь мне сказать, что…» |
Концентрация на главном | Ведущий концентрирует участников встречи на главном. Например: «Я знаю, что для вас это очень важно, но мы должны поговорить сегодня о…» |
Практические задания
Задание 1
Просмотр видео по ссылке https://yadi.sk/i/xw4xMiR1L4AUKg
Проанализируйте видеоролик, составьте и запишите перечень основных ошибок, совершаемых в общении с людьми.
Задание 2
Записать в тетради краткие ответы на следующие вопросы:
1. Какие правила общения вы знаете?
2. Что такое приемы общения?
3. Какие приемы способствуют установлению отношений взаимопонимания?
Задание 3
Ответить на вопросы для самопроверки по учебнику (устно).
Домашнее задание
Подготовка презентации по основным вопросам темы.