ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тема 9. Сложносочинённое предложение
Цели: актуализация знаний о синтаксических нормах русского литературного языка. Формирование навыков использования ССП в речи.
Содержание программы в соответствии с целями:
1. Сложносочинённое предложение
2. Смысловыеотношения между частями, входящими в его состав.
3. Классификация сложносочиненных предложений.
4. Пунктуация в сложносочиненном предложении.
Источники информации:
1.Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд.; исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015. – 288 с.
2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник/Н.В.Кузнецова. – 3- изд. – М.: ФОРУМ, 2015. – 368 с. – (Профессиональное образование).
Информационные ресурсы:
1. https://www.gramota.ru
2. https://www.rus-ege.com
3. https://www.gramma.ru
4. https://www.rm.kirov.ru
5. https://www.ruscorpora.ru
6. https://dic.academic.ru
Для проверки полученных знаний курсантам и студентам необходимо ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения:
1. Что такое сложное предложение?
2. Какими бывают сложные предложения?
3. Дайте определение сложносочиненного предложения.
4. Какие знаки препинания используются в ССП.
5. Расскажите о союзах, объединяющих разные типы ССП.
Краткие методические указания к практическому занятию № 9
Набор обучающих средств
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Запятая в конструкциях с союзом И
ставится | не ставится |
1. Между простыми предложениями в составе ССП. Не понравилось ему такое внимание, и он вскоре ушёл. | 1. Между простыми предложениями в составе ССП, если у них есть общее обстоятельство. Весной дни становятся длиннее и с юга прилетают птицы |
2. Между простыми предложениями в составе ССП, если они соединены повторяющимися союзами. Какие-то ребята хотели его избить, и он решил убежать от них, и они разгадали его замысел. | 2. Если оба простых предложения в составе ССП вопросительные. Кто ты такой и что тут делаешь? |
3. Если простым предложениям в составе ССП принадлежит общее вводное слово. Шёл допрос свидетелей и, разумеется, никто не мог предвидеть результатов этого допроса. | |
4. Если простым предложениям в составе ССП принадлежит общее придаточное предложение. После того как ударил ножом, что-то помутилось в его голове и он ничего не смог вспомнить. |
|
ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
3адание 1. Объясните постановку запятой в предложениях с союзом И.
Зачем ядам и револьверу быть у Висновской и зачем ей везти их в общую квартиру? Вы знаете, что и Висновская, и Бартенев давно играли в смерть. Записки, найденные в комнате, где произошло убийство, и сравнение их с записками, написанными Бартеневым, доказывают не насилие, а сговор Бартенева и Висновской к обоюдной смерти. Прежде всего не забудем, что в желудке покойной найден опиум и констатированы следы употребления хлороформа.
Она его терпит и на его робкие речи отвечает бессодержательными и привычными фразами кокетства, благо, они вошли уже в характер, и она довольна тем, что эти фразы утешают гусара. (Ф.Н.Плевако).
3адание 2. Спишите, поставьте, где нужно, запятые. Составьте схемы предложений.
1. Вотин вошёл в палатку оленевода Ойгир и угрожая убийством ограбил старика. 2. Управляющий домом подтвердил что документов о прописке Покотыло ему не сдавала и он их не видел. 3. Нет Баскаковы стремились больше сорвать а где и в качестве кого работать им было безразлично. Сами братья говорят что с ними много беседовали и в клубе и на работе. Юрий покупает бутылку водки и выпивает её где-то в подворотне. После этого братья встречаются дома и у них вновь возникает мысль выпить. 4. Возникла ссора и жена ушла из дома. Овчинников добивался того чтобы его жена Серафима Ивановна стала верующей и ходила в церковь. Она отказалась от этого и он стал её бить. 5. Миронова укрывала преступление и преступников и не сообщала об этом компетентным органам.
|
3адание 3. Исправьте ошибки, связанные с постановкой запятых.
1. Вотин обогнал Плёнкина и повернувшись, в упор убил своего начальника – свидетеля преступления. 2. Из общежития, как неработающему, ему пришлось уйти и он нашёл пристанище у Анны Мироновой. 3. Применение металлического ломика, который использовался для преодоления преград, затрудняющих доступ к материальным ценностям и без применения которого кража не могла быть совершена даёт основание для квалификации указанной кражи, как совершенной с применением технических средств. 4. К Шамшатову подбежал мужчина и они стали драться. 5. Нож изъят, и приобщён к материалам дела и мы его обозрели в судебном заседании. 6. Музафаров изменил свои показания и сообщил что, после удара бутылкой драка продолжалась, и раздался звук упавшего на пол ножа. 7. Он действительно покушался и следовательно, должен отвечать за покушение. 8. Услышав выстрелы она посмотрела в окно, выходящее во двор и увидела Веретенникова который стоял на крыльце, и стрелял из ружья.
3адание 4. Составьте предложения по схемам.
1. [ ], но [ ] и [ ].
2. [ ], однако [ ].
3. [ ], и [ ].
4. [ ] и [ ]?
5. Обст. [ ] и [ ].
6. [ ] и [ ], потому что ().