ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема 9. Сложносочинённое предложение

 

Цели: актуализация знаний о синтаксических нормах русского литературного языка. Формирование навыков использования ССП в речи.

 

Содержание программы в соответствии с целями:

1. Сложносочинённое предложение

2. Смысловыеотношения между частями, входящими в его состав.

3. Классификация сложносочиненных предложений.

4. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

 

 

Источники информации:

1.Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд.; исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015. – 288 с.

2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник/Н.В.Кузнецова. – 3- изд. – М.: ФОРУМ, 2015. – 368 с. – (Профессиональное образование).

Информационные ресурсы:

1. https://www.gramota.ru

2. https://www.rus-ege.com

3. https://www.gramma.ru

4. https://www.rm.kirov.ru

5. https://www.ruscorpora.ru

6. https://dic.academic.ru

 

Для проверки полученных знаний курсантам и студентам необходимо ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения:

1. Что такое сложное предложение?

2. Какими бывают сложные предложения?

3. Дайте определение сложносочиненного предложения.

4. Какие знаки препинания используются в ССП.

5. Расскажите о союзах, объединяющих разные типы ССП.

 

Краткие методические указания к практическому занятию № 9

Набор обучающих средств

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Запятая в конструкциях с союзом И

ставится не ставится
1. Между простыми предложениями в составе ССП. Не понравилось ему такое внимание, и он вскоре ушёл. 1. Между простыми предложениями в составе ССП, если у них есть общее обстоятельство. Весной дни становятся длиннее и с юга прилетают птицы
2. Между простыми предложениями в составе ССП, если они соединены повторяющимися союзами. Какие-то ребята хотели его избить, и он решил убежать от них, и они разгадали его замысел. 2. Если оба простых предложения в составе ССП вопросительные. Кто ты такой и что тут делаешь?
  3. Если простым предложениям в составе ССП принадлежит общее вводное слово. Шёл допрос свидетелей и, разумеется, никто не мог предвидеть результатов этого допроса.
  4. Если простым предложениям в составе ССП принадлежит общее придаточное предложение. После того как ударил ножом, что-то помутилось в его голове и он ничего не смог вспомнить.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

3адание 1. Объясните постановку запятой в предложениях с союзом И.

Зачем ядам и револьверу быть у Висновской и зачем ей везти их в общую квартиру? Вы знаете, что и Висновская, и Бартенев давно играли в смерть. Записки, найденные в комнате, где произошло убийство, и сравнение их с записками, написанными Бартеневым, доказывают не насилие, а сговор Бартенева и Висновской к обоюдной смерти. Прежде всего не забудем, что в желудке покойной найден опиум и констатированы следы употребления хлороформа.

Она его терпит и на его робкие речи отвечает бессодержательными и привычными фразами кокетства, благо, они вошли уже в характер, и она довольна тем, что эти фразы утешают гусара. (Ф.Н.Плевако).

 

3адание 2. Спишите, поставьте, где нужно, запятые. Составьте схемы предложений.

 

1. Вотин вошёл в палатку оленевода Ойгир и угрожая убийством ограбил старика. 2. Управляющий домом подтвердил что документов о прописке Покотыло ему не сдавала и он их не видел. 3. Нет Баскаковы стремились больше сорвать а где и в качестве кого работать им было безразлично. Сами братья говорят что с ними много беседовали и в клубе и на работе. Юрий покупает бутылку водки и выпивает её где-то в подворотне. После этого братья встречаются дома и у них вновь возникает мысль выпить. 4. Возникла ссора и жена ушла из дома. Овчинников добивался того чтобы его жена Серафима Ивановна стала верующей и ходила в церковь. Она отказалась от этого и он стал её бить. 5. Миронова укрывала преступление и преступников и не сообщала об этом компетентным органам.

 

3адание 3. Исправьте ошибки, связанные с постановкой запятых.

1. Вотин обогнал Плёнкина и повернувшись, в упор убил своего начальника – свидетеля преступления. 2. Из общежития, как неработающему, ему пришлось уйти и он нашёл пристанище у Анны Мироновой. 3. Применение металлического ломика, который использовался для преодоления преград, затрудняющих доступ к материальным ценностям и без применения которого кража не могла быть совершена даёт основание для квалификации указанной кражи, как совершенной с применением технических средств. 4. К Шамшатову подбежал мужчина и они стали драться. 5. Нож изъят, и приобщён к материалам дела и мы его обозрели в судебном заседании. 6. Музафаров изменил свои показания и сообщил что, после удара бутылкой драка продолжалась, и раздался звук упавшего на пол ножа. 7. Он действительно покушался и следовательно, должен отвечать за покушение. 8. Услышав выстрелы она посмотрела в окно, выходящее во двор и увидела Веретенникова который стоял на крыльце, и стрелял из ружья.

 

3адание 4. Составьте предложения по схемам.

1. [ ], но [ ] и [ ].

 

2. [ ], однако [ ].

 

3. [ ], и [ ].

 

4. [ ] и [ ]?

 

5. Обст. [ ] и [ ].

 

6. [ ] и [ ], потому что ().

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: