Ромео и Отелло, и с кем из них Джульетта?




Классика от нас уходит. Уходит, и ничего с этим не поделаешь. Ничего не поделаешь? Когда я говорю о нас, я вообще-то имею в виду и не себя вовсе, а поколение молодых людей, которым эти страсти-мордасти с постоянным и непременным закалыванием кого-то кажутся отчаянно устаревшими, а персонажи какими-то ходульными и схематичными. Ну, скажите, с чего это вдруг Отелло, ежели он в здравом уме и твердой памяти, так разъярился из-за какого-то платка? Почему, если он такой доверчивый, как полагал А.С. Пушкин, он сразу поверил Яго и не верил ни одному слову и даже клятве Дездемоны? Вообще-то, доверчивые мужчины последними узнают, что они уже того, рогаты. Почему Ромео был так неистов, так страстен в своей любви? Почему их роман так ужасно, так трагически закончился? Надо сказать, что еще в юности я смотрела фильм Сергея Бондарчука «Отелло» и не понимала и поражалась той бури, которую неотразимый красавец-актер поднял вокруг какого-то платка. Когда я наслаждалась игрой Алисы Фрейндлих в театре Ленсовета в роли Джульетты, я как-то благополучно пропускала мимо ушей мудрые замечания брата Лоренцо и Меркуцио. Мне казалась любовь Ромео и Джульетты той любовью, которая сделает людей счастливыми на всю жизнь,- и жили они долго и счастливо и умерли в один день. Но когда я повзрослела, поумнела, я задала себе вопрос: как жили бы неистовые влюбленные, как сумели бы ужиться хотя бы лет десять или девять месяцев?

Поэтому мне сегодня хотелось бы оживить героев пьес Шекспира, вытащив их из книг, и посмотрев на них как на людей живших и живых. И может быть, сумев понять героев пьес, мы с вами будем лучше понимать героев нашей жизни?

А ведь я, когда смотрела фильм и спектакль по пьесам Шекспира (Шекспира ли?) как-то не очень въезжала в их проблемы и представления о жизни и о любви. Ну, например, так для меня и оставалось загадкой: чего это Отелло так привязался к какому-то платку? А платок-то этот не простой, он с магическими свойствами - соткан из нитей, которые крутила Сивилла, прожившая на свете 200 лет. Платок этот был оберегом супружеской любви. И для суеверного уроженца Мавритании, если жена отдала бы такой платок другому, это был бы не просто конец брака, это был бы крах брака, крах любви. И он предупреждал Дездемону, чтобы берегла платок заботливее, чем зеницу ока. Потому что пропажа платка будет такой бедой, с которой ничто другое не сравнится. Венецианке Дездемоне это непонятно; ей хочется говорить с Отелло о важном, о Кассио, то есть о человеке, - а тут муж, привязался с каким-то платком. Поэтому она очень вяло откликается на страстные монологи Отелло о платке. И даже если потеряла платок, ну что тогда? Дездемона как европейская девушка разумно полагает, что разговоры о платке отговорки, чтобы о Кассио не говорить. Диалог их в этот момент представляет диалог двух глухих. Отелло требует: «Так принеси платок». Дездемона же о своем, о Кассио: «Послушай, ты никого достойней не найдешь». Если бы мы читали классику, если бы нам в школе или дома показали бы на классических примерах, как трудно людям разных культур услышать и понять друг друга, то… Но этого «если» не было.

Хочу вместе с вами сейчас обратиться к фильму 55-го года, который поставил Сергей Бондарчук и конечно играл Сергей Бондарчук и его любовь Ирина Скобцева. Актеры произносили текст Шекспира, но драмы Шекспира там не было! И для меня это фильм был сплошными непонятками. Ну, во-первых, красавец-обольститель Бондарчук. Ясно дело, что против него не может устоять никакая женщина. Дездемона, зрелая женщина, чувственная, познавшая прелести плотской любви. И ничего этого в трагедии Шекспира нет! Отелло у Шекспира негр с синегальской внешностью. Недаром отец Дездемоны был уверен, что его дочь опоили отравой, околдовали, потому что Дездемона: «влюбилась в то, на что смотреть нельзя». Да и Отелло оценивает себя весьма адекватно: «Я черен. Языком узоров не плету, как эти франты. Я постарел». Назвать Отелло человеком образованным, конечно, было нельзя. Он начал службу мальчиком семи лет. И как сам говорил, кроме разговоров о боях поддерживать беседу ни о чем не умел. Дездемона же была человеком образованным. Барышни того времени - англичанки, француженки, венецианки были гораздо образование наших выпускниц средних школ. Их учили языкам, они знали греческую мифологию, хорошо знали живопись, архитектуру. В обязательном порядке предполагалось музыкальное образование. Не могу удержаться от горечи замечания, что в нашей школе учат только тому, что никогда в жизни не пригодится. И если ты хочешь быть образованным человеком, то у нас как в Советском Союзе, так и в России единственный путь, - это самообразование. Дездемона же была: «красива, остроумна, хлебосольна, умеет общество занять, поет и пляшет». При этом внешне: «венец творения, ангел, совершенство, не передать ни кистью, ни пером». Венецианки, флорентийки в то время славились на весь мир своей необычной красотой. Когда хоронили во Флоренции Симонетту Виспуччи 23-х лет - натурщицу Боттичелли и других художников, её несли в открытом гробу, чтобы весь город мог увидеть насколько она была прекрасна. Век женщин в то время был очень недолог, поэтому выходили замуж они рано. Дездемоне скорее всего было лет 15. Поэтому, конечно, она ждала от Отелло другого отношения, даже если бы она была неправа. Она жалуется: «Взрослые с детьми должны быть ласковыми и простыми. Он мог меня помягче пожурить: в сравненье с ним ведь я еще ребенок».

И сейчас мне хотелось бы с вами приступить к самому непонятному для окружающих моменту и для нас, кстати, тоже. Почему Дездемона полюбила Отелло и была ли это любовь? Конечно, когда смотришь фильм с Бондарчуком и Скобцевой там все понятно, но это не Шекспир. Это роман красавицы Ирины Скобцевой и красавца Сергея Бондарчука. Их чувственное взаимное влечение в каждом жесте, в каждом взгляде. Еще раз повторю: но это не Шекспир. Венецианке Дездемоне было не более 15-ти лет. Девушку могли выдать замуж в 12 лет, но чаще всего брак заключался в 15. Анонимный поэт того времени отразил это в довольно циничном стишке: «Одиннадцать стукнет, мечтаешь о браке. В 12-ть огнем загоришься; В 13-ть вся воспламенишься. Девичья головка безумно кружится, захочешь тайком с пареньком подружиться. А минет 15-ть, тогда уж плутовка, совсем потеряешь девичью головку».

Как вы помните, Джульетте не было еще и 14-ти, а её мама ей сказала, что родила она дочку, когда была еще моложе.

И теперь мы с вами переходим к самому главному вопросу, какова была любовь Дездемоны к Отелло? Почему нам важно это понять? Потому что это ключ к открытию тайны безумной, да просто до ужаса глупой, ревности Отелло. Почему он так легко поверил? И сейчас мы с вами это поймем. А понять нам это нужно, потому что, в какие бы века не происходило действие, люди всегда остаются людьми, и как говорил Кант, есть прогресс человечества, но нет прогресса человека. Мы можем создавать нанотрубки, прояснять природу черных дыр вадронном коллайдере, но нам все также трудно понять близкого человека и разобраться в себе. Чтобы понять себя и других, наших близких, но иногда таких далеких, - для этой цели и создаются великие произведения. Классика. Кто нам поможет понять Дездемону? Есть такая героиня, наша, русская девочка Соня – Софья из Грибоедовского «Горя от ума». Софья чуть постарше Дездемоны, но они схожи внутренним своим миром больше, чем близнецы. Такие девочки были во все времена и во все времена будут.

И самый разнузданный цинизм в их чистые души проникнуть не сможет. Вы знаете таких девочек, может это ваша дочь или ученица подбирает брошенных котят на улице, жалеет птичек, любит весь мир. Из мужчин, когда придет время, обязательно выберет того, ради которого можно будет принести себя в жертву. Она романтическая, героическая, самоотверженная. Живет наша девочка в придуманном ею мире, любит придуманного ею героя, придуманной ею любовью. Как Софья любила Молчалина, так и Дездемона любит Отелло. Конечно, это не настоящая любовь. И вот тут мы с вами подбираемся к разгадке – почему Отелло так легко поверил в измену! А потому, что он чувствовал, что любовь его жены не реальная, так, роман один. Дездемона, как любая в душе героическая девочка пожертвовала своей репутацией, пошла против воли отца, но это не от любви. Она жалела своего мужа, но он вряд ли ей нравился. Любить человека, который тебе не нравится, то есть внешне для тебя непривлекателен, на мой взгляд, невозможно. Это понимали сказочники. Поэтому в сказке «Аленький цветочек» чудище в конце сказки превращается в прекрасного принца, а уродливая лягушка из сказки «Царевна-лягушка», подобравшая стрелу, оборачивается царевной. Можно пожалеть чудище и даже поцеловать его и даже жить с ним, но любить его любовью, которая сделает тебя и его счастливым, нельзя.

Положение отягощалось еще и тем, что Отелло не был глупцом. Он понимал, что его шансы очаровать молоденькую венецианку практически равны нулю. Он был некрасив, но это бы еще ладно, он не был светским человеком. И как он сам признается, единственной темой в его разговорах была военная служба. Эдакий генерал Скалозуб только с той разницей, что мог себя оценить адекватно.

Если бы кто-нибудь на сцене театра или в школьных постановках сумел бы представить нам закомплексованного, неуклюжего в общении, некрасивого, старого Отелло и веселую ласковую, умеющую петь и плясать, красивую девочку Дездемону, мы, наверное, поняли бы трагедию Шекспира и могли бы многому научиться. Я уже говорила, что во все времена рождались и будут рождаться такие девочки, как Дездемона, Софья, Алёнушка, которые по природе своей ангельской озабочены поиском несчастных, которых они мы могли бы любить и заботится о них. Не спешите делать добро. Благородные порывы, к сожалению, часто приводят к трагедии. Как нужна эта трагедия Шекспира для подростков, потому что именно в возрасте тинейджеров у девочек и мальчиков любовь – проецирование своих фантазий, наложение их на реальную жизнь. И самым ярким примером такой проекции своей ментальности является любовь Ромео и Джульетты.

Во все времена любовь Ромео и Джульетты была эталоном необыкновенной любви-страсти, любви-самопожертвования. И так и хочется спросить, а был ли мальчик? Любовь ли это? Есть люди и, наверное, вы таких встречали, которым нужны сильные чувства, острые переживания, которые без этого не могут. У меня было не много таких клиентов, но были. Подсаживались на влюбленность, как на иглу. Острые переживания им были необходимы, также как острые приправы для людей, у которых не вырабатываются какие-то ферменты. Так же как пресная пища бывает несъедобна, также и пресная жизнь скучна и не ценна. Говоря прозой, Ромео и Джульетта входили в когорту искателей приключений, искателей приключений на свою голову.

Дети были из богатых семей, и чем занять себя не знали, а натуры у обоих были деятельные, страстные. Особенно этим отличался Ромео. Ему так хотелось превратить свою жизнь в страстный роман, дать волю своим чувствам, которые бушевали в нем. Нужен был объект любви. Но не такой любви, которая закончилась бы прозой жизни, что скучно. А мечтал Ромео о чем-то запретном, волнующем на пределе сил и возможностей. Для чего? А для того, чтобы испытать себя. В некоторых людей природа закладывает потребность горения, даже под страхом сгорания. И Ромео нашел себе такую любовь, он полюбил Розалину - прелестную племянницу Капулетти. Чем же она его привлекла? Только ли своею красотою? Красивых девушек в Вероне много. Но любовь к Розалине удовлетворяла главную потребность Ромео,- потребность страдать, купаться в сильных чувствах. Потому что у Розалины «душа Дианы. Она не сдастся на умильность взора. Красавица, она свой мир красот нетронутым в могилу унесет. Она дала обет безбрачия». Вот то, что нам надо!

У Ромео теперь есть все основания для страданий от любви. Потому что для Ромео любовь: «холодный жар, смертельное здоровье вот какова, и хуже льда и камня моя любовь, которая тяжка мне». Вы думаете это он своей любви к Джульетте? Нет, это о любви к Розалине. Позвольте задержать ваше внимание еще на очень важном для нас определении любви от Ромео, еще раз хочу подчеркнуть, это до встречи с Джульеттой: «Что есть любовь? Безумье от угара. Игра огнем, ведущая к пожару. Воспламенившееся море слез, раздумье – необдуманности ради, смешенье яда и противоядья». Как вы понимаете, любовный сценарий Ромео уже написал, нужно только подобрать партнершу для исполнения главной роли. Потому что для Ромео: «Любовь нежна? Она груба и зла. И колется и жжётся как терновник».

Мы с вами, может быть, не задумываемся, что у каждого из нас есть свой сексуальный сценарий. Я сейчас не буду об этом говорить подробно, но моя практика убедила меня в очевидности данного сценария. Есть так называемые деструктивные сценарии. Такой сценарий был не только у Ромео, но и у многих других людей, чувства которых заперты в клетку благополучия. Человек познает себя через преодоление себя. Если реальные обстоятельства нашей жизни таковы, что требуют усилий для их улучшений, то, честно говоря, тут не до сильных чувств. При нашей бедности, какие нежности? Но когда у тебя все есть, пристроить себя ни к какому делу ты не можешь, а в душе у тебя бушует пламя сильных чувств, то тут на помощь и приходит трагическая любовь.

Ну, чего, скажите, Джульетте не выйти бы замуж за посватовавшегося к ней графа Париса? «Парис не человек, картинка, богач, красавец, воплощенье всех достоинств и т.д.» Няня уговаривает Джульетту «вышла бы за графа. Он милочка. Ромео – мелюзга в сравненье с ним». Но какая жизнь в этом случае ждала бы Джульетту? Она, как и Дездемона и как очень многие наши девочки хотела романа, мечтала о любви запретной, героической и со страданиями. Вначале её любовь и любовь Ромео были эпистолярным романом. Вас удивит такое мое определение. Да роман их не был написан буквами на листе бумаги, но был зарисован только им понятными иероглифами на папирусе их фантазий. Это часто бывает у подростков. Любят они не реального человека и не реальной любовью. И у наших повзрослевших или постаревших прозаичных современников и у близких Ромео и Джульетты такая любовь вызывала и сомнения и насмешку. Я не буду много цитировать, цитаты очень утяжеляют текст, но все-таки: «Влюбленный дурень… Слезливостью ты баба, а слепотой поступков – дикий зверь. Женоподобье в образе мужчины!». Это о Ромео мудрый человек, священник, брат Лоренцо. И сейчас мы, взрослые люди, могли бы присоединиться к его мнению: «Привязанности нашей молодежи не в душах, а в концах ресниц, похоже».

Как мне хотелось бы, чтобы в школе вместе с подростками учитель прочитал бы повесть о Ромео и Джульетте, которой нет печальнее на свете. Мы сумели бы вместе с детьми понять, почему здесь неизбежен трагический конец. И почему так часто любовь подростков и юношей заканчивается печально. Потому что во многом это любовь придуманная. В пожаре чувств такой любви сгорают истинные образы людей. Поэтому Лоренцо справедливо предрекал: «у бурных чувств неистовый конец». А Ромео и Джульетте так хотелось от предсказуемости жизни убежать, удрать в бурные чувства! Но скажите, пожалуйста, как могли бы эти двое дальше жить? Юношеская любовь настолько идеализирует своего возлюбленного, возлюбленную, что этому идолу можно только издали поклоняться, но не жить вместе. Ведь «верх совершенств» в обыденной жизни ест, пьет, иногда говорит глупости, да и естественные отправления никто не отменял. Так что прогноз совместной семейной жизни неистовых влюбленных печален, комичен или трагичен. И кто знает, с чем легче расстаться: с бренным, хотя и очень молодым и привлекательным телом, или погубить душу тяжким разочарованием и цинизмом?

Почему-то в постановках, которые я видела, как-то были отодвинуты на второй план мудрейшие определения того, что для Ромео и Джульетты было любовью. Как бы хорошо было вывести на первый план, например Меркуцио: «А эта чертова твоя любовь – как слюнявая юродивая, которая ходит из угла в угол, укачивая деревянную чурку и кутая её в тряпки». Вам не кажется, что это довольно точное определение той любви, которая для многих поколений была эталоном романтической любви?

К чему я все это тут написала? Хочется мне поучаствовать в деле спасения классики, которая так многому может нас научить. И детей наших. И детей детей наших. Но только если её читать внимательно и понимать.

Г.Б.

 

Г.

Кин-дза-дза

«Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? Он нам непостижим. Как много чистых душ под колесом лазурным сгорает в пепел в прах. А где скажите дым?» Такой вопрос задавал Омар Хаям. Вернее не задавал, а задавался таким вопросом. Потому что, скажите, пожалуйста, кому такой вопрос можно задать? Некому. Потому что никто не может найти убедительного для всех и убеждающего всех ответа. И приходится этот ответ на самый главный вопрос нашей жизни искать каждому самостоятельно. Да нет, не каждому, потому что далеко не все задают себе этот вопрос. Такой парадокс, что вопрос о смысле нашей жизни получается что бессмысленен. И ответ мы, скорее всего, можем найти только в вере. Например, в религии, вере в Бога. Или в атеизме, но атеисты тоже люди верующие, только верят они в природу. В ХХ веке появилось третье направление веры, веры в инопланетян, в то, что человека создали, сконструировали инопланетяне. Но как бы мы не верили в какую-то силу, которая создала человека, происхождение нашего людского племени все еще загадка. Давайте пройдемся по трем направлениям веры и выявим слабые места.

Бог создал человека по своему образу и подобию и вдохнул в него душу. Но как же тогда быть с фактами затерявшейся в теле души у детей маугли и слепоглухонемых детей? Если душа человеческая не взращивается человеческими руками, то и нет её. Человеческий детеныш так и остается на уровне млекопитающего. И мы с вами должны признать тот факт, что утка рождается утенком, лиса рождается лисенком, а человек человеком не рождается. Человек человеком становится. И любому человеческому младенцу нужны человеческие руки, чтобы поставить его на ноги. Иначе он будет бегать на четвереньках всю жизнь.

И тут вроде бы так хорошо подсовывается идея об инопланетянах. Путем генной инженерии они что-то внедрили в вид млекопитающих, который впоследствии дал себе название человек разумный. Но и тут концы с концами не сходятся и опять выплывают неувязки. Где эти инопланетяне? Если они раньше прилетали на землю, то почему сейчас перестали прилетать? Корабли сломались? Приверженцы этой гипотезы говорят, что мы инопланетянам неинтересны, как нам муравьи. Вообще-то в это трудно поверить. Если мы бы научили муравьев ходить на двух лапах, то, наверное, наш интерес к ним возрос бы. И еще. Ну, хорошо, допустим, одни инопланетяне из созвездия Альфа-Центавра нами не интересуются. Но Циолковский говорил о многочисленности разумных миров во Вселенной. Поэтому другим обитателям других миров мы могли бы быть очень интересны. Да и обязательно нашлись бы среди них и какие-нибудь добрые гуманоиды. Почему нет? А вот чего-то не находятся. Корабли-тарелки многие видят и некоторые даже вступают с ними в порочные связи. И все-таки не покидает ощущение, что мы одиноки во Вселенной.

Легче всех живется людям, которые выбрали веру в природу. Считают, что человек смертен и никаких загадок и непоняток для них нет. Все очень просто. Проматерия, которая каким-то образом зародилась в проокеане, бодро прошла процесс эволюции и дала миру царя природы, - человека. Человек очень просто произошел от обезьяны, которая взяла палку и сделала ее своим орудием труда со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но тут опять заковыка. Ежели человек продукт эволюции, то чего ж этот продукт вне человеческого общества все приобретенное в процессе эволюции забывает начисто? Птички-синички приобретенное в процессе эволюции свойство летать не утрачивают. Уточки будут плавать, даже если их воспитала курица. А человеческий детеныш никак на ножки вставать не хочет.

И вот еще вопрос вопросов. Вероятность спонтанного зарождения живой клетки такова же, как и вероятность создания энциклопедии, созданной одним взрывом в типографии.Подобное же сравнение сделал английский математик и астроном сэр Фред Хойль в своем заявлении журналу «Nature» 12 ноября 1981 года относительно «случайного» образования живой клетки: «Это можно сравнить с кучей металлолома, разнесенной вихрем, которая затем превратилась в Боинг-747.»

То есть, «случайное» образование клетки невозможно, и несомненно, что она создана кем-то.

Так что загадка происхождения человека (в отличие от загадок про огурец), разгадки для нас пока не имеет. Мы можем во что-то верить или не верить и каждый из нас пытается по-своему объяснить себе, - зачем он живет на этой земле. Александр Сергеевич Пушкин тоже удивлялся: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? И зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?». Митрополит Филарет Московский пытался ответить на этот сакраментальный вопрос всех времен и народов «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана, не без воли Бога тайной и на казнь осуждена». Но мне кажется, что этот ответ еще больше запутывает, ничего не проясняя. Поиски ответа на уровне разума, честно говоря, ни к чему не приводят, помогают чувства.

Потому что точно каждый из нас чувствует, хотя, быть может, не всегда понимает, не отдает себе в этом отчет, так это то, что есть в нем две ипостаси: одна, животная, которая хочет сладко есть и мягко спать и от жизни все брать. Но есть и другая. Которой нравится больше дарить, чем получать, которая считает, что со своими обидами она справится. Но тяжело ей сознавать, что обидела она другого. Ипостась наша эта, вторая (или первая?) испытывает очевидную потребность служить людям, приносить пользу. Растет она в нас годами и называется в быту достоинством. Это то, что отличает человека от млекопитающего. Об этом мы сегодня будем с вами говорить, с теми конечно, кому это интересно. Но чтобы вышить узор разговора, нам будет нужна канва. Лучшей канвой для подобных размышлений является фантастика. И я вас сегодня позову в фантастический мир мудрого режиссера Данелии, в его фильм «Кин-дза-дза». Ку!!!

Что такое фантастика? И что нам может дать для понимания реального мира хождение за три моря в тридевятое царство, тридесятое государство? Как помогут нам понять собственную жизнь наши наблюдения за жизнью на другой планете? Как нам могут понять разобраться в себе чатлане или может быть нам ближе по духовному складу пацаки? Любой писатель-фантаст или режиссер, создавая самые невероятные фантастические образы, все равно лепит их из нашего земного материала. Таковы закономерности работы психического процесса воображения. Поэтому фантастика - это рассказ о нас, землянах, но только в тех условиях, когда душа наша обнажается и все тайное становится явным. И мы можем увидеть душу свою, её помыслы и мораль в неприкрытом виде. Когда сдергивается покрывало обыденности, и вот тут понятно, кто ты есть. Знакомство с собой не всегда приносит радость. Но если у вас есть мужество, давайте попробуем поставить себя на место героев и представим, как бы мы повели себя на их месте. Это нам поможет справиться с тем, что у нас есть от млекопитающего и взрастить духовное. Тело наше – куколка, в которой обретает крылья душа-бабочка, чтобы было кому улететь, когда придет час покинуть тело. Итак, давайте обратимся к учителю нашему Данелии и посмотрим, какие же отличительные черты он показал нам у млекопитающих.

Вне всякого сомнения, тело наше вышло из стайного сообщества, похоже, обезьян. Главный механизм организации стаи, да и стада тоже, - это жесткая иерархия. К сожалению, и наше человеческое общество тот же большой курятник, кто ниже на того и гадят. Если вы в себе заметили это курицино свойство кого-то клюнуть, показать что он ниже и даже обгадить, вы должны осознавать, что вы делаете шаг от вашего духа в сторону обезьян, курей и других пресмыкающихся. Причем не важно, что положено в основание этой иерархии. Может быть это и интеллект, и вы с его помощью можете кого-то подрезать, кого-то поранить, кого-то просто убить, как это делают некоторые очень интеллектуальные люди. Я уже говорила, что интеллект это только орудие и без духовности, вне духовности, это орудие млекопитающего. Вы, наверное, знаете, что и в стаях животных предводитель особь не самая сильная, это особь с самым высоким уровнем интеллекта. Но все равно это только особь и духовное в ней не развивается. И особь получает удовольствие, что с помощью своего интеллекта она может кого-то унизить и даже обгадить. Может в основу иерархии быть положен даже талант, и тогда считается, что талантливому человеку позволено все. Но деньги, наверное, во все времена были, есть и будут(?) основой иерархии человеческого стада. Деньги – мерило успеха, так считают те, кого другие считают элитой. Но о нашей элите потом.

А пока я хочу вам сказать, чем меня привлекает Христианство. Основой своей духовной, - пред Богом все равны. И именно это хотел показать Иисус, когда омывал ноги своим ученикам. Да, ему больше дано, он обладает знаниями, он сильнее духом, но он не выше.

Наглядно, на пальцах, показывает это нам Данелия. Так мы вроде этого и не замечаем. Скажите честно, положа руку на сердце, не приходилось ли вам уподобляться пацаку планеты Плюк, который искренне, всем сердцем принимал устройство мира, как устройство куриной стаи? И привлекал в ряды пацаков землян, убеждая их, что они должны носить цаки? Но как же иначе, иначе все перепутается и будет непонятно, кому перед кем делать «ку». А к кому можно повернуться попкой и забрасывать песком этих «кю». И как, не зная цвета штанов, понять на какой жердочке сидит тот или иной «петух»? Может быть, Данелия не придумал это, а позаимствовал у наших малиновых пиджаков? Все наши мигалки, пыхтелки, сопелки, – это все из куриной стаи.

Наталья Бехтерева высказала такую мысль, что некоторые люди бессмертны. Обратите внимание, не все, по её мнению. Если вырастил душу, сумел оторваться от стадных чувств, если был озабочен духовным, а не только интеллектуальным ростом, то к концу жизни обретешь особый свет. Вы, наверное, обращали внимание на то, что все люди пожилого возраста резко делятся на две категории. Мы все с вами имеем способность видеть биополе человека. Закройте глаза и представьте вашего знакомого, и вы увидите его в цвете. Так вот, в юности и молодости, биополе человека разноцветное, а в преклонном возрасте люди либо приобретают духовность и ауру белых, светлых тонов, либо их окружает черное облако. И, к сожалению, утратив духовность, те, в окружении черных точек, возвращаются к млекопитающим.

Наша жизнь в наших руках и Данелия показал, что выбор, который мы делаем, выбирая честь, дает нам возможность сделать шаг в сторону духовности, либо, предавая других и, как кажется, спасая себя, ты делаешь шаг в сторону стада. Философ Данелия разговаривает с нами притчами так же, как, простите за сравнение, пытался что-то объяснить землянам Иисус Христос. Фильм не говорит нам, делай так и не делай по-другому. Фильмы нам показывают картинку, а текст мы уже сочиняем сами. Скажите, был ли у вас в жизни случай, когда вы проявили к кому-то жестокость, кого-то бросили и даже предали? Под благовидным предлогом, что человек этот и сам не слишком хорош, да и относился он к вам плохо? Не знаю как у вас, а у меня такое было.

Давно это было и, слава Богу, что я понесла за это суровое наказание. Я рада этому наказанию, потому что оно помогло мне вернуться на дорогу к Человеку. А сцену из фильма я вам напомню. Босой странник разыскал Гедевана и дядю Вову и предложил им вернуться на Землю. Предложил им осуществить не просто самое заветное их желание, он предложил им жизнь. Но за это надо было заплатить честью. Надо было бросить в беде, в тюрьме пацака Би и чатланина Уэфа. Если вы хотя бы по диагонали смотрели фильм, то вы помните, что эти субъекты были не особо славными компаньонами. Могли и бросить и предать. Но все-таки это были компаньоны. И перед дядей Вовой и Гедеваном встал вопрос, как поступить. Это проверка на прочность нравственных установок. Если ты порядочный, потому что решил быть порядочным, это путь в человечность. Если же ты с приличными людьми вполне приличен, но при этом глубоко уверен, что с волками жить, по-волчьи выть, то… Один раз повоешь, второй раз повоешь, а потом глядишь и способность к человеческой речи потеряешь. Незаметно уходит от нас наша нравственность. Поступили наши люди, земляне дядя Вова и Гедеван, как люди. И это приятно.

Когда принимаешь решение за себя, здесь все вроде бы понятно. Но бывают сложные ситуации, когда нужно принимать решение за другого человека. Вам не приходилось брать такой груз на свои плечи? Не про нас будь сказано, но в некоторых семьях случается, что у близкого человека, матери или отца, диагностируется смертельная болезнь. И перед взрослыми дочерью или сыном встает нелегкий вопрос, говорить ли об этом родителям, и спешить ли делать операцию, или выбрать другой вариант. Когда дело касается детей, многие родители уверены, что они наверняка знают, что для ребенка лучше. Но и к взрослым людям можно относится как к своим детям, ежели ты, например, какой-никакой вождь, военоначальник или шеф. Или даже руководитель телекомпании.

На планете Альфа высокоразвитые альфияни делали благое дело для «несчастных» обитателей других планет. Из самых лучших побуждений они превращали их в кактусы. Ну, чтоб те, плохие, немытые, зря не мучились, а спокойно сидели себе в горшке. И дядя Вова задает им резонный вопрос, может быть жители других планет сами решат, что для них лучше? И вот здесь, как нам кажется, ответ очевиден. Конечно, как же можно насильно делать человека счастливым?! Вроде бы ответ очевиден и однозначен. Не знаю, не знаю, вот для меня не совсем так. Не совсем очевиден и не всегда однозначен. Но разве может быть, спросите вы, нравственным навязывание чего-то взрослому человеку? Да, если этот человек взрослый. Но ведь мы с вами говорили не раз о том, что человек растет и вырастает иногда под два метра, но при этом не взрослеет. И знал это Бог до времени времен. А потому прислал на Землю и сына своего. И должны быть в мире духовные наставники и должна быть элита – аристократия духа.

Элита определяет направление, что читать, что смотреть, кого выбрать героем. Не то слово плохо, а ужасно, вопреки законам Божеским те, кто выделен Богом как элита, не идут впереди, указывая путь, а плетутся в хвосте, удовлетворяя и распаляя низменные страсти. И празднует победу плотское над духовным. Нет у нас в России элиты, есть только то, что умудрилось всплыть на поверхность и теперь красуется в желтых штанах, малиновых пиджаках, да это бы все ладно, мы бы это потерпели. Но оно же любит отдыхать в приличных странах! А еще оно очень любит выступать по телевидению, учить нас уму-разуму. С такой «элитой» не нужны нам никакие альфияне, мы и сами с усами. Самостоятельно быстренько к старости превратимся в кактусы, и будем колоть всех кто под руку, вернее под колючку нашу подвернется. А если не удастся сегодня никого уколоть, то и день прожит зря.

Если вам, читающим эти строки, дана от Бога от природы или инопланетян способность дальше видеть, острее слышать, глубже понимать, то не воспринимайте это как дар Божий или как награду или как превосходство над другими, а примите это как огромную ответственность пред Богом и людьми и своей совестью.

Мне хочется так патетически закончить разговор с вами. Мне кажется, что сейчас в нашей жизни мало патетики. Приземлились мы, заземлились мы и при этом забыли, что мы Земляне, и пока не доказано обратное, единственные во Вселенной. И миссия наша духовная велика есть.

Г.Б.

 

Г.

Снежная королева

Почему люди пишут сказки? Какие они эти сказочники? Сказочники разные и сказки у них разные, но есть один сказочник на все времена и для всех народов. Великий, неповторимый Ганс Христиан Андерсен. Почему он писал сказки? У него, как и у нашего замечательного писателя Александра Грина жизнь была скудна событиями и бедна эмоциями. Да еще и просто они людьми были бедными. Реальность их была такова, что в ней им было тесно, холодно и неуютно. Изменить эту реальность было невозможно. Но есть выход. Создать себе мир, наполненный яркими событиями, великими чувствами, подлинными переживаниями. И ускользнуть, убежать в этот мир. В этом мире можно найти ту любовь, о которой так тоскует твое сердце и которую в реальном мире тебе не найти. Почти все сказки о любви. О любви самоотверженной, такой пылкой и горячей, что может растопить даже ледяное сердце. Мечтал о ней и бедный, одинокий среди множества людей, мальчик Ганс, который навсегда оставался в душе великого, уже известного всему миру, прожившего долгие годы, но так и не нашедшего подлинной любви сказочника Ганса Христиана Андерсена. Сказку-мечту о любви Андерсен назвал «Снежной королевой».

Вряд ли найдется человек, который эту сказку не читал или не смотрел прекрасный мультфильм. Все мы помним величественную красавицу с раскосыми глазами - Снежную королеву, дерзкого мальчишку Кая, который бросил ей вызов. Но следим мы и сопереживаем маленькой Герде. Это сопереживание дает женщинам, девочкам возможность научиться подлинной любви. А мужчинам Герда показывает, какой должна быть настоящая любовь женщины, чтобы они уже никогда не польстились и не прельстились раскосыми глазами снежных королев, а учились бы видеть горячее сердце в девочке, которая пойдет босиком для того, чтобы спасти, защитить, уберечь своего любимого. Иногда уберечь от самого себя. И еще от тех соблазнов, которые так притягательны именно для мужчин.

Часто мы с вами слышим: настоящий мужчина. И легко представляем себе сильного духом, великодушного, умеющего сделать счастливой женщину, человека мужеского рода. А настоящая женщина? Она какая? А такая же, как и настоящий мужчина. Тоже сильная духом, умеющая любить так, что даже и ледяное сердце отзовется. Андерсен нам показывает свою мечту о настоящей женщине и о великой любви.

Когда женщина становится настоящей, или она рождается такой? Девочка превращается в женщину не тогда, когда вступает в половой акт, а тогда, когда ее впервые настигает, накрывает волна всепоглощающей материнской нежности к любимому, когда возникает желание защищать его, оберегать, тогда и рождается из девочки настоящая женщина. Герда. Мечта Андерсена и явь многих счастливых мужчин. Когда это с вами может случиться, в каком возрасте? Не знаю. Меня впервые «затопило» это чувство любви, которая стоит дороже жизни точно раньше пяти лет. Это одно из самых ярких моих впечатлений детства. Я стою рядом с папой, он сидит и обнимает меня одной рукой. Напротив него мама. У них какие-то тихим голосом разборки. При мне. Наверное, они считали меня очень маленькой, потому что впоследствии я ни разу не была свидетелем выяснений их отношений. Хотя выяснения наверняка были, потому что отношения были сложными. Когда я уже стала взрослой, мне родственники рассказали, что моего папу было нелегко любить, потому что его любили еще многие женщины. Но я для него была единственной и неповторимой! И я его любила всем своим детским сердцем. И когда я стояла рядом с ним, я любила его так, что тогда, наверное, без всяких сомнений отдала бы свою жизнь, лишь бы он не страдал. Но это чувство должно прийти к вам, неважно в каком возрасте и к кому. Иначе вам никогда не стать Гердой. А нужно ли это? Может гораздо лучше быть современной и ходить на курсы, где обучают соблазнению? Зачем самой любить и идти спасать любимого босиком по холодному снегу?

Многие, наверное, скажут, что самое заветное желание, - это, чтобы тебя любили. Сейчас многие мечтают о, так называемом, гедонистическом браке. Гедонист – он человек незатейливый, он хочет от всего и, от брака в том числе, получать удовольствие. Вы скажете, а кто же этого не хочет? Но гедонист хочет удовольствия даром. Ну, чтобы ничего не делать, и в то же время ему наслаждение. Где-нибудь так и бывает, но только не в браке, не в дружбе и не в любви. Но мечта такая все-таки человека не отпускает и, как ни печально об этом говорить, но такую мечту лелеял и Андерсен. Почему я смею так думать? Какое имею право судить человека? Да вот думаю я так



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: