УДК 574.2
Влияние экологических факторов окружающей среды на здоровье обучающихся МБОУ «Лицей №1 имени
Академика Б.Н. Петрова» города Смоленска
Гробова Л. В., Курская Е. С.
МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова»
г. Смоленск, Российская Федерация
Рассматривая экологию образовательной среды можно выделить три составляющих: экология окружающей среды, экология пространства и экология отношений. Совокупное влияние окружающей и внутришкольной среды через взаимосвязь биологических, физических, химических и экологических факторов, действующих на здоровье школьника, объясняет системный подход к анализу и оценке их воздействия на организм.
В настоящее время, не имеется полной информации по данной проблеме, поэтому, необходимость изучения совокупного влияния комплекса факторов окружающей внешнешкольной и внутришкольной среды, а также экологии отношений на здоровье обучающихся МБОУ «Лицей №1 имени академика Б. Н. Петрова г. Смоленска» делает настоящую работу весьма актуальной.
Выполненное исследование позволяет на основе комплексного изучения факторов окружающей среды и уровня экологической культуры обучающихся, дать характеристику экологии пространства школы с выявлением наиболее значимых компонентов и профилактических мероприятий влияющих на формирование здоровья школьников. Исследования проводили в соответствии со схемой, приведенной в таблице 1.
Таблица 1 – Схема исследования.
Направление исследований | Объекты исследований |
1.Экологическая оценка окружающей среды (внешнешкольной) | Атмосферный воздух |
Озелененная пришкольная территории | |
2. Экологическая оценка пространства (внутришкольная среда) | Освещенность |
Уровень шума | |
Температура воздуха | |
Влажность | |
3. Оценка экосоциальных отношений | Экосоциальные отношения коллективов учеников |
4.Оценка заболеваемости обучающихся | - по образовательной организации в целом |
- в разрезе групп заболеваний |
На первом этапе исследования провели изучение влияние интенсивности автотранспортного потока на состояние экологии пришкольного участка. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что в часы пиковой нагрузки транспортный поток на участке перед школой, является наиболее интенсивным, причиной этому является близкое расположение гаражного кооператива, этим объясняется превышение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями. На участке дороги справа от школы обстановка более благоприятная. Транспортный поток на участке дороги справа от школы почти на 20% ниже, чем перед школой, что является обоснованием более низкой концентрации загрязняющих веществ, выделяемых автомобилями.
|
Для снижения негативного влияния выше указанного экологического фактора применяется зеленая защитная полоса пришкольного участка, исследование которой показало, что на территории школы произрастает 156 деревьев (туи, березы, клены), 22 кустарника и 62 дерева средней величины. Общая площадь озелененной территории составляет 63,4%.Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.
При оценке внутришкольной среды учитывали воздействие следующих экологических факторов: освещенность, уровень шум, температура и влажность воздуха. Оценку показателей проводили по пяти контрольным точкам: кабинет обществознания, спортзал, рекреация, актовый зал, библиотека и пришкольная территория.
|
Были сделаны следующие выводы: наибольший уровень наблюдали в учебном кабинете и библиотеке, где данный показатель на рабочих столах составил 380 и 410лк соответственно, наименьшее значение было зафиксировано в рекреации на полу – 150лк. В тех же помещения, где измеряли показатель освещенности, исследовали уровень шума. Наибольший уровень шума отмечается на пришкольной территории, в этой контрольной точке показатель составил 47Дб, при допустимой норме до 50Дб. В кабинете обществознания уровень шума составил 36 Дб, тогда как в библиотеке он был ниже минимального уровня на 2 Дб и составил 33Дб. Результаты измерения температуры воздуха показали, что наиболее низкая температура воздуха наблюдалась в рекреации и актовом зале, где она составила 18оС, в спортзале данный показатель был равен - 20оС; в библиотеке - он была на градуса 2 выше, а в кабинете обществознания - на 4оС.
В целом результаты исследования показали, что в школе экологическая среда по итогам мониторинга в целом соответствует норме, что располагает к учебной деятельности и положительно влияет на здоровье учащихся.
С целью оценки уровня экосоциальных отношений провели опрос учеников лицея, который показал, что более 90% обучающихся чувствуют себя в своих классных коллективах комфортно, что положительно влияет на их здоровье и результаты обучения. Таким образом, в лицее установлена комфортная экосоциальная среда.