Гробова Л. В., Курская Е. С.




УДК 574.2

Влияние экологических факторов окружающей среды на здоровье обучающихся МБОУ «Лицей №1 имени

Академика Б.Н. Петрова» города Смоленска

Гробова Л. В., Курская Е. С.

МБОУ «Лицей №1 имени академика Б.Н. Петрова»

г. Смоленск, Российская Федерация

Рассматривая экологию образовательной среды можно выделить три составляющих: экология окружающей среды, экология пространства и экология отношений. Совокупное влияние окружающей и внутришкольной среды через взаимосвязь биологических, физических, химических и экологических факторов, действующих на здоровье школьника, объясняет системный подход к анализу и оценке их воздействия на организм.

В настоящее время, не имеется полной информации по данной проблеме, поэтому, необходимость изучения совокупного влияния комплекса факторов окружающей внешнешкольной и внутришкольной среды, а также экологии отношений на здоровье обучающихся МБОУ «Лицей №1 имени академика Б. Н. Петрова г. Смоленска» делает настоящую работу весьма актуальной.

Выполненное исследование позволяет на основе комплексного изучения факторов окружающей среды и уровня экологической культуры обучающихся, дать характеристику экологии пространства школы с выявлением наиболее значимых компонентов и профилактических мероприятий влияющих на формирование здоровья школьников. Исследования проводили в соответствии со схемой, приведенной в таблице 1.

Таблица 1 – Схема исследования.

Направление исследований Объекты исследований
1.Экологическая оценка окружающей среды (внешнешкольной) Атмосферный воздух
Озелененная пришкольная территории
2. Экологическая оценка пространства (внутришкольная среда) Освещенность
Уровень шума
Температура воздуха
Влажность
3. Оценка экосоциальных отношений Экосоциальные отношения коллективов учеников
4.Оценка заболеваемости обучающихся - по образовательной организации в целом
- в разрезе групп заболеваний

На первом этапе исследования провели изучение влияние интенсивности автотранспортного потока на состояние экологии пришкольного участка. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что в часы пиковой нагрузки транспортный поток на участке перед школой, является наиболее интенсивным, причиной этому является близкое расположение гаражного кооператива, этим объясняется превышение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями. На участке дороги справа от школы обстановка более благоприятная. Транспортный поток на участке дороги справа от школы почти на 20% ниже, чем перед школой, что является обоснованием более низкой концентрации загрязняющих веществ, выделяемых автомобилями.

Для снижения негативного влияния выше указанного экологического фактора применяется зеленая защитная полоса пришкольного участка, исследование которой показало, что на территории школы произрастает 156 деревьев (туи, березы, клены), 22 кустарника и 62 дерева средней величины. Общая площадь озелененной территории составляет 63,4%.Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.

При оценке внутришкольной среды учитывали воздействие следующих экологических факторов: освещенность, уровень шум, температура и влажность воздуха. Оценку показателей проводили по пяти контрольным точкам: кабинет обществознания, спортзал, рекреация, актовый зал, библиотека и пришкольная территория.

Были сделаны следующие выводы: наибольший уровень наблюдали в учебном кабинете и библиотеке, где данный показатель на рабочих столах составил 380 и 410лк соответственно, наименьшее значение было зафиксировано в рекреации на полу – 150лк. В тех же помещения, где измеряли показатель освещенности, исследовали уровень шума. Наибольший уровень шума отмечается на пришкольной территории, в этой контрольной точке показатель составил 47Дб, при допустимой норме до 50Дб. В кабинете обществознания уровень шума составил 36 Дб, тогда как в библиотеке он был ниже минимального уровня на 2 Дб и составил 33Дб. Результаты измерения температуры воздуха показали, что наиболее низкая температура воздуха наблюдалась в рекреации и актовом зале, где она составила 18оС, в спортзале данный показатель был равен - 20оС; в библиотеке - он была на градуса 2 выше, а в кабинете обществознания - на 4оС.

В целом результаты исследования показали, что в школе экологическая среда по итогам мониторинга в целом соответствует норме, что располагает к учебной деятельности и положительно влияет на здоровье учащихся.

С целью оценки уровня экосоциальных отношений провели опрос учеников лицея, который показал, что более 90% обучающихся чувствуют себя в своих классных коллективах комфортно, что положительно влияет на их здоровье и результаты обучения. Таким образом, в лицее установлена комфортная экосоциальная среда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: