Интуиция в принятии решений с точки зрения психологии




МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет «Права и Психологии»

«Тренинг: Развитие интуиции»

 

 

Выполнила:

студентка IV курса

специальность «Психология»

группа ОЗ-ПС-18

Бондаренко Евгения

 

 

Макеевка, 2012

Интуиция в принятии решений с точки зрения психологии

Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля.

В психологической концепции К.Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно-важных решений.

Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Еще одно тратование интуиции — это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.

Интуиция — способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос.

Предвиденье имеет очень большое значение. Предвидеть события - это значит заранее знать итог какой-то работы или процесса. И если этот конечный итог окажется не тем, который требуется, то появляется возможность прекратить процесс или течение события на ранней стадии. Разница между человеком, имеющим интуицию и не обладающим ею, такая же, как между зрячим и слепым.

Интуиция - это как раз такие особые знания личности, накопленные в прошлом, которые позволяют «знать», что получится в ходе течения того или иного события, действия, процесса. Интуиция опережает время. На разворачивание любого события, процесса требуется какое-то время, а интуиция, как более тонкая и высокая энергия, способна обходить фактор времени. И это важный момент в любом предвидении.

В психологии выделяют несколько видов интуиции, причем классификации существуют разные. Самой общей и распространенной является европейская классификация, основывающаяся на базисных человеческих характеристиках. Современная европейская психология выделяет следующие виды интуиции:

1) физическая, или телесная. Этот вид интуиции основан на физических ощущениях человека;

2) эмоциональная. Она основана на эмоциях;

3) интеллектуальная, о которой так много рассуждали философы и ученые;

4) мистическая. Этот вид интуиции, пожалуй, самый спорный, потому что нельзя четко описать его движущий механизм.

Как это выглядит на практике? У каждого из нас доминирует какой-то один тип интуиции, и исходя из него мы трактуем события. Если задать вопрос о том, как сложится то или иное дело, то люди с различным типом интуиции будут предугадывать его финал, основываясь на разных впечатлениях. Человек с физической интуицией представит, каково будет его физическое состояние – усталость, подъем сил, апатия, стресс – и сделает выводы об успешности мероприятия. Интеллектуал направит свою способность все просчитывать на ситуацию и постарается «просканировать» ее. Он сконструирует свой образ, который подскажет ему решение.

 

Эмоциональный тип будет основываться на том, что он почувствует в финале предприятия. Хочу сделать небольшое замечание: во многом преобладание того или иного вида интуиции у человека связан с национальным менталитетом, традициями, полученным воспитанием.

Интуицию классифицируют также по половому, возрастному, национальному признаку. Давно замечено, что у женщин интуиция развита сильнее. Это никак не связано с физиологическими особенностями – просто женщины испокон веков теснее связаны со всем подсознательным, таинственным, воспринимающим, поэтому они и научились слушать подсказки своего подсознания.

 

Психологи заметили, что проявление подсознательных предощущений подвержено возрастным колебаниям. У ребенка интуиция еще не замутнена, ее ничто не блокирует, но по мере взросления способность доверять инстинкту теряется. Это происходит потому, что вся наша цивилизация направлена на доказательность, то есть со школы нас учат, что истинно только то, что можно потрогать, увидеть, научно доказать. Со временем способность воспринимать, а главное доверять интуитивной информации теряется. Людям, которых мы называем интуитами, просто удалось счастливо избежать этого.

Ребенок относится к своим фантазиям, желаниям, интуитивным ощущениям как к реальности. Для него не существует невозможного и «придуманного»: для него реален и Дед Мороз, и соседский дедушка. В своем воображении он их соединяет, поэтому для него нет вопроса: «Существует ли Дед Мороз?». Ребенок спрашивает: «Что мне Дед Мороз подарит?». Дети доверяют своей интуиции, они не расчленяют ее холодным анализом.

Взрослые, конечно же, относятся к таким вещам свысока. Если малыш скажет родителям, что он видел на стене в своей комнате страшное чудовище, то его будут дразнить. Но ребенок не только фантазирует: так его интуиция показывает скрытую агрессию взрослого, проявляет страх наказания. Только предстает это совершенно в ином виде, чем тогда, когда дети вырастают.

Взрослые люди предпочитают молчать о своих страхах или объяснять их рационально. Достигший зрелого возраста человек не представит свой страх в виде чудовища или злой Бабы-яги. Он просто будет искать лекарство от страха, обращаясь к психологам и врачам. Очень часто детское непосредственное восприятие реализуется в каких-то фобиях: кто-то боится высоты, кто-то – полетов на самолете, кто-то – змей и т. д. Мы называем такие страхи бессознательными и верно определяем причину: это интуиция пытается до нас достучаться.

Интуиция – материя тонкая, и она очень подвержена внешним воздействиям. Особенно сильно на нее действуют наши физические недуги. Болезнь отягощает наше восприятие, закрывает доступ к информационным каналам Космоса, поскольку все силы направлены на борьбу с недугом. Проблемы с интуицией возникают у человека в 28–30 лет. Правда, оговорюсь, что часто дар предчувствия путают с житейским опытом, и чем старше становится человек, тем чаще интуиция заменяется жизненной мудростью. В этом возрасте человек уже точно знает, что всему должно быть рациональное объяснение, а интуиция не имеет ничего общего с разумом.

 

Она ситуативна и фрагментарна, она говорит непонятным языком, а взрослые люди против всяких предрассудков. Интуиция, когда сообщает о будущем, рисует какие-то бессмысленные и нелепые, с точки зрения здравого смысла, картины. В итоге мы отворачиваемся от нее, а ведь подсознание очень часто посылает нам предупреждения.

«Одна моя знакомая постоянно заказывала в буфете рядом со своей работой чашечку кофе с молоком. Она делала это всегда, и у нее не было никаких причин, чтобы отказаться от своего ежедневного кофе. Но в один из будничных дней при одном только упоминании о кофе с молоком ей делалось нехорошо, и она не стала брать любимый напиток. Через некоторое время все, кто взял в тот день кофе с молоком, были госпитализированы с диагнозом «расстройство кишечника». Очевидно, молоко было несвежим, и моя знакомая оказалась в выигрыше. И таких примеров можно привести сотни».

Проблема с интуицией возникает еще и потому, что к тридцати годам способности подсознания так тесно переплетаются с другими психическими процессами, что их трудно распознать. Взрослый человек воспринимает подсказки интуиции сквозь призму логики, приобретенных знаний, обстоятельств. Она так же, как и логика, может затемняться чувствами, эмоциями, ненужными знаниями.

Самый опасный возраст для интуитов – 35–45 лет. На свойственный всем кризис середины жизни накладывается истощение биоэнергии, которая столь важна для интуиции. Уже давно признано, что самая нижняя точка человеческой энергетики – 41 (по китайским учениям – 42) год.

В это время у человека исчерпаны все ресурсы, запасенные с детства, идет полная перестройка сознания, поэтому связь с Космосом нарушена. Потом все приходит в норму, однако после 45 лет начинает активно работать жизненный опыт, а интуиция проявляет себя лишь вспышками озарения.

Благодаря науке мы знаем, что интуиция необходима человеку для процесса познания мира, а познание, как известно, может происходить различными путями. Так и способность предчувствия различается смотря по тому, какую сферу человеческой деятельности обслуживает. Эта классификация связана со способами выражения полученной информации.

1. Профессиональная интуиция. Этот вид подсознательного чувства развивается у человека, занимающегося определенной профессией, – врача, учителя, менеджера, военного, политика, спортсмена, психолога и т. д. Он связан с неуклонным накоплением мастерства, с приобретением и развитием особых навыков, необходимых для той или иной профессии. Профессиональная интуиция помогает найти верное и оптимальное решение поставленной задачи, сэкономить время и силы для разрешения трудностей, раскрыть неясные моменты в ситуации. Шестое чувство позволяет также выбрать необходимые средства и приемы выражения.

2. Научная интуиция. Подобный вид чаще всего проявляется тогда, когда перед человеком как субъектом познания стоит очень важная познавательная задача, требующая напряжения моральных, интеллектуальных и физических сил организма. В этот момент человек концентрируется на поставленной задаче, ищет всевозможные способы ее выражения и разрешения. Научная интуиция подразумевает поиск логического обоснования собранных фактов или явлений. В это время ученый, изобретатель постоянно сосредоточен на объекте исследования, то есть на той проблеме, которая его занимает. Как одна из составляющих научного процесса, научная интуиция оперирует специфическим языком. В принципе этот вид интуиции совпадает с творческой интуицией.

3. Творческая интуиция – высшая форма дара предчувствия. Некоторые исследователи включают в творческую интуицию научную и художественную. Дело в том, что творческая интуиция основана на прозрении. Она срабатывает тогда, когда, казалось бы, невозможно найти выход, когда достигнут предел напряжения интеллекта, воли, чувств человека. Творческая интуиция – это выражение выношенного и выстраданного результата. Этот вид подсознательного предощущения является необходимым и важным условием протекания творческого процесса. Хотя у разных ученых и философов можно найти разные точки зрения на эту проблему, очевидно одно – великие научные открытия и шедевры искусства появляются во многом благодаря интуиции.

Американский ученый Грэхем Уоллес посвятил много исследований феномену творчества. В круг его интересов входили и творческая интуиция, и творческий процесс. Свою концепцию он построил, исходя из самонаблюдений и воспоминаний знаменитых ученых – немецкого физиолога, физика и математика Германа Гельмгольца и французского математика Анри Пуанкаре. В 1926 году Уоллес опубликовал теперь уже классическую схему творческого процесса, который включает в себя четыре этапа. В сущности, Уоллес не сделал никакого прорыва – он просто синтезировал то, что знали до него.

Первый этап – подготовка. Это этап постановки проблемы, погружения в нее, сбора практического материала и т. д. Философы до Уоллеса говорили об этом же, утверждая, что любому делу предшествует стадия, когда ничего не получается, когда все попытки решить проблему тщетны, выход не виден и начинает казаться, что этой проблемой вообще не стоит заниматься.

Второй этап – «высиживание яиц». Это есть самый мучительный и долгий период, в течение которого происходит вынашивание проблемы. Мозг человека трудится над задачей, он ищет ее решение, хотя сам человек и не работает над ней. В древности термином «высиживание яиц», или «инкубация», обозначали некое особое действо. Человек приходил в храм и оставался там на ночь, чтобы получить ответ на свой вопрос или обрести исцеление от недуга. Это действо описывает состояние ученого, творца, который ждет разрешения проблемы. Философы также называют это время периодом роста, когда Природа должна сделать свое дело.

Третий этап – прозрение. Это и есть собственно инсайт, открытие, архимедова «Эврика!». Собственно, если продолжать сравнение, прозрение – это то, чего ждет человек в храме. В этот момент происходит резкий скачок, переход накопленного количества информации в качество. Решение приходит всегда в виде символического образа, знака, трудно поддающегося словесному описанию.

Четвертый этап – фиксация. Заключительный период процесса, который связан с логикой. Сознание справляется с пережитым потрясением и начинает действовать логически. Символ-образ переводится в слова, дается научное объяснение открытию и т. д.

Из этой схемы видно, что моменты инсайта – редкие гости в человеческой жизни. Прозрение может и не наступить. Почему одних людей осеняют гениальные идеи, а других – нет, науке неизвестно, и, видимо, не станет известно. Хотя современные ученые, опираясь на схему Уоллеса, выявили модель поведения, ведущую к прозрению. Она, в общем-то, ни для кого не секрет: надо долго, упорно и настойчиво работать над занимающей тебя проблемой, изучить все возможные источники, собрать обширный материал, страстно желать решения проблемы, не сдаваться при первых неудачах.

«Чудное приветствие»

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.

Тренер говорит о существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Участникам тренинга предлагается встать и поздороваться друг с другом плечем, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

Рефлексия (все делятся своими впечатлениями).

«Портрет товарища»

Цели: восполнение дефицита информации о членах группы (продолжение знакомства); развитие социальной перцепции; создание благоприятной атмосферы в группе.

Упражнение проводится в парах. Деление на пары осуществляется по жребию (по желанию членов группы или с определенным умыслом самого тренера).

 

Участники становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описания сравниваются с оригиналом и делается вывод о том, насколько участник был точен.

Рефлексия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: